Марина ТУМАНОВА, Лора НИКИТИНА

Фото: Роман Куреляк

 

Сегодня героем спецпроекта #жилбыл_дом вновь стало не одно здание, а целый необычный квартал. Коренастые конструктивистские двухэтажки из кирпича и камня с адресами: Тульская, 1, 3, 5, 6, 7, 9 и 11 – почти ровесники Рудничного района, который в этом году отмечает своё 90-летие.

 Они не что иное, как первое на этой территории комфортабельное жилье для трудящихся советской эпохи. Некогда квартал именовался поселок Герард, или Герардовский, и был довольно примечательным на фоне многочисленной деревянной застройки Рудника. Памятники капитального жилстроительства первых пятилеток обитаемы по сей день. Многие дома довольно хорошо сохранились для своего возраста и даже привлекают современных новоселов.

Правобережный Соцгородок

 Необычный исторический квартал ныне так просто не отыщешь. Он прячется в гуще застройки 1950–60-х годов в Бакинском переулке и на проспекте Шахтеров под боком у бывших гаража и здания конторы ПАТП-1 (пр. Шахтеров, 1). Но стоит свернуть с оживленной главной магистрали Рудничного в проулочек между светлыми приветливыми зданиями сталинской поры, как время будто начинает обратный отсчет. Просторный двор, утопающий в зелени, длинные строения стареньких, но добротно сделанных кирпичных стаек, и они – рядами выстроившиеся габаритные двухэтажки, серые, краснокирпичные, где-то наполовину каменные, с необычными крохотными окошечками по обе стороны крупных ризалитов лестничных клеток.

 

 

 

 

Фото: Марина Туманова

Даже непосвященному в разные историко-архитектурные тонкости ясно: этот квартал принадлежит абсолютно другой эпохе. Времени строительства большого промышленного города с шахтами, заводами, новыми жилмассивами.

Наши удивительно хорошо сохранившиеся исторические герои были свидетелями тех славных времен…

Итак, на дворе 1930-й. Рудничный район, а пока рабочий поселок Кемеровского рудника, застроен по большей части деревянным жильем. На высоком берегу над Томью раскинулся элитный район Красной горки с комфортабельным наследием КОПИКУЗа и АИК «Кузбасс», статными бревенчатыми и кирпично-бревенчатыми домами для ИТР и руководящего состава предприятий, улицей Центральной (ныне Суворова) со зданиями рудоуправления и райкома, Первомайской площадью, шикарным зданием девичьей школы № 16 на Абызова авторства голландца Ван Лохема, большим универмагом неподалеку и базаром. Чуть севернее – деревянный жилмассив добротных шахтерских домов и примыкающая к ним обширная нахаловка для рабочих – поселок шахты «Центральная». Здесь кипит культурная, деловая и трудовая жизнь Рудника!

Первомайская демонстрация в центре Рудника. В кадре школа №16 авторства Ван Лохема, 1931 год. Фото: Государственный архив Кемеровской области / Центр Рудника. В кадре часть улицы Центральной (ныне Суворова), школа №16, начало 1930-х. Фото: книга И.В. Захаровой «Кемерово: город-сад, соцгород, город-ансамбль. Градостроительство и архитектура 1910-1950-х гг» / Знаменитый универмаг Кемрудника, конец 1920-х. Фото: книга И.В. Захаровой «Кемерово: город-сад, соцгород, город-ансамбль. Градостроительство и архитектура 1910-1950-х гг»

 

Но обратим взоры на восток, туда, где раскинулся современный центр района-юбиляра. В начале 30-х здесь нет ничего, кроме роскошного изумрудного Соснового бора, полей, лугов, березняков и логов, по которым спешат студеные речушки-невелички. Завидная территория для освоения. Именно здесь будет суждено появиться новым жилым кварталам правобережного Соцгородка.

Привокзальный левобережный Соцгород, как оказалось, в Кемерове был не единственным. Жилмассив аналогичной строчной застройки по проектам градостроительного треста «Стандартгорпроект», бывшего в составе гособъединения «Союзстандартжилстрой», в ведомстве которого находились проектирование и строительство рабочих поселков и жилья для горняков, возводили в начале тридцатых и на Кемруднике. Восточную часть застроили стандартными двухэтажными фибролитовыми домами – так возник известный старожилам поселок Стандарт, о котором мы рассказывали в одном из выпусков спецпроекта «Жить здесь».

 

Рудничный район, вид на будущий проспект Шахтеров (на отрезке от пересечения с Логовым шоссе до микрорайона Радуга включительно). Фото: аэрофотосъемка г. Кемерово 1946 года, архив И.В. Захаровой.

 

С западной частью (той, что ближе к Логовому шоссе) решили поступить интереснее – возвели двухэтажные каменно-кирпичные дома, кладка в которых была выполнена по системе Герарда – то есть с утеплителем (шлаком) между внутренним и внешним кирпичными слоями.

Эта простая и весьма экономичная строительная технология, созданная русским инженером с немецкими корнями Антоном Ивановичем Герардом, в нашей стране известна ещё с 1829 года. В Щегловске активно использовалась уже в 1920-е, например, при строительстве кирпичных частей школы на Абызова. А в 1930-е герардовские дома также возводились в рабочих поселках левобережья, в частности, в кварталах шахты «Щегловская», так никогда и не введенной в эксплуатацию, и Азотстроя.

Однако поселком герардовских домов, поселком Герард или Герардовский называли только наших исторических героев – именно квартал каменно-кирпичных домов Рудника на правом берегу. В 1938-м название «поселок Герардовский» даже официально закрепили постановлением горсовета. Почтовый адрес так и писали: «Кемрудник, Соцгородок, Герардовский, дом номер такой-то». А вот современную прописку на Тульской наши старички получили лишь в 1950-е, когда квартал и его окрестности разбили на улицы.

Фото: Роман Куреляк

 

Реальный возраст

Пока готовили материал, столкнулись с любопытной путаницей в годах постройки наших домов-героев. В техпаспортах одних зданий указан 1933-й, других – 1928-й. С последней датой особенно не согласны. Строились все семь домов по одному проекту, они идентичные внешне и внутренне (планы сравнили-проверили), едва ли их возводили в разное время. Да и разбег более чем в четыре года между строительством как-то великоват, на наш взгляд, для времени первых пятилеток, когда весь левобережный Соцгород в несколько десятков деревянных и кирпичных домов был построен за то же время.

Тульская улица. Фото: Роман Куреляк

 

Точки над «i» немного расставляет заметка в октябрьском номере газеты «Кузбасс» 1932 года, в которой говорится, что Кемжилстрой возводит для управления Кемрудника восемь (!) герардовских домов, сдать которые должны к 15-й годовщине Октября (к 7 ноября 1932-го). Автор, правда, оговаривается, что стройка идет не шатко не валко, «положение тревожное» и надо бы ускориться. К слову, четыре дома – № 1, 5, 9 и 11 – вплоть до 90-х находились на балансе п/о «Северокузбассуголь», своего рода наследника треста «Кемеровоуголь», в который в 1937-м реинкарнировало Кемеровское рудоуправление. Так что 1932-33-й годы постройки все-таки наиболее вероятны.

Фото: Государственный архив Кемеровской области

 

А вот занятная архивная фотография 1931 года (вверху), очень часто иллюстрирующая застройку левобережного Соцгорода стандартными домами. Здания на ней, их расположение и даже густые лесные полосы на фоне подозрительно похожи на квартал на Тульской. Не исключено, что именно их строительство и запечатлено на этом снимке.

Квартал герардовских домов на Тульской, июнь 2022-го. Фото: Роман Куреляк

 

Комфортабельные дома для рудничан

Похожи наши старички и на проект стандартного секционного дома 1929 года, который был рекомендован Цекомбанком в начале 1930-х для массовой застройки Соцгородов (на фото внизу).

Фото: книга И.В. Захаровой «Кемерово: город-сад, соцгород, город-ансамбль. Градостроительство и архитектура 1910-1950-х гг».

 

Но, увы, только внешне. Внутренне герардовские нас немало удивили и планировкой, и довольно большой для того времени жилой площадью – в районе 55 кв. м.

– Квартиры очень хорошие даже по сегодняшним временам. Трехкомнатные с почти квадратными комнатами, потолки под три метра высотой. Кухни большие, туалет, ванная. На первом этаже в квартирах подполы-погребки имеются – очень удобно. А сейчас ещё и все дома газифицированы, – делится Евгений Васильевич, жилец одного из исторических домов. – В каждом доме всего по восемь квартир, жильцов немного, так что в квартале все друг друга знаем, да и посторонних здесь почти не бывает, место уж очень укромное.

Тульская, 9. План первого этажа. Фото: архив УК «Северная»

 

Проект домов и впрямь достойный. Изолированные комнаты, просторный тамбур, на планах 60-70-х годов ещё нарисованы печи и дымоходы, а судя по маленьким окошкам, за которыми прячутся санузлы (как того требовали нормы СанПиНа 1920–30-х годов), комнаты для ванны (или душа) и туалета предусмотрены тоже были с самого начала. Ну и само качество строительства, конечно, вызывает уважение. Все дома стоят на твердокаменном фундаменте из бута под два метра глубиной, где-то из него же сделаны и стены первого этажа. Лестницы и межэтажные перекрытия здесь деревянные, но в нескольких домах выполнены по железобетонным балкам.

Фото: Роман Куреляк

 

– В этих домах даже утеплитель между кирпичной кладкой держится до сих пор, не осел и не рассыпался. Наши специалисты обратили на это внимание, когда стены сверлили под принудительную вентиляцию (положено в газифицированных домах). Трещин в этих домах нет, стоят как влитые. Видно, что строители прошлых лет соблюдали технологию, – делится Евгений Баранов, директор УК «Северная», в ведомстве которой сегодня находится сразу шесть исторических домов. – Да и внешне здания выглядят вполне прилично. Кое-где подкрасить, помыть, и получится этакая историческая «Тульская вилладж» со своей особенной атмосферой.

Память старинного квартала

…Особенная атмосфера, это верно. Всё это место проникнуто историей. Контрастной памятью о разных временах.

В 1934-м этот квартал ещё совсем юный. Коренастые герардовские дома-крепыши «на Кемруднике в Соцгородке» газеты называют не иначе как «образцом жилищного строительства». И пусть сюда пока не провели водопровод, все удобства на улице и дворы не блещут чистотой, сотни рудничан радостно обживают свои не квартиры даже, комнаты. Среди них педагоги недавно созданного Горного техникума, здание которого разместилось в поселке Стандарт, шахтеры – ударники производства, молодые специалисты разного профиля.

Фото: газета «Кузбасс», 1934 год

 

Поблизости уже вовсю работает новенькая мальчиковая школа № 24. В течение долгих лет – центр притяжения для ребят со всей округи, средоточие их учебной и культурной жизни. Сколько творческих вечеров здесь пройдет, сколько будет сыграно концертов для девочек из школы № 16 и раненых солдат-героев, пациентов эвакогоспиталя, который разместится здесь в годы войны. Сколько из этих школьных стен выйдет будущих специалистов самых разных отраслей.

Здание школы №24 с пристроенными в 60-х корпусами. Фото: архив школы №24

 

Отрадно, что, пережив несколько реконструкций (последняя была в середине 2010-х), эти стены все ещё стоят. Здание школы № 24, знаковое место поселка Герард, – его спутник по-прежнему.

Поселок Герард — по центру, слева бывшее здание школы №24. Фото: Роман Куреляк / Ныне в здании на переулке Бакинском, 15 размещается офис компании Good Line. Фото: Роман Куреляк

 

В 1935-м Эйховский (с 1938-го – Рудничный) район активно включается в борьбу за качественное благоустройство улиц и рабочих кварталов. Рудничане своими руками проводят озеленение, обносят штакетником территории домов и общественных зданий, прокладывают тротуары, вывозят мусор и даже строят стадион. Меняется вид Красной горки, часть улицы Центральной мостят – одевают в камень, преображается квартал и наших исторических героев. Он уже слегка оброс соседями – одноэтажными домами на несколько хозяев и двухэтажными многоквартирными бревенчатыми. Появились и дощатые, установленные на толстых чурках пружинистые тротуары – магнит для местной ребятни.

В районном центре и окрестностях уже работает с десяток магазинов, несколько амбулаторий и аптек, два ателье, три бани, своя пекарня, библиотеки, столовые и даже чайные. А ребятня и взрослые спешат в кинотеатр в стареньком клубе «Шахтер» на Первомайской площади: привезли «Тарзана» и «Девушку моей мечты»…

 

Красная горка, 1950-е. Фото: Государственный архив Кемеровской области

 

Вот минули ещё годы, и в домах поселка Герард появились все долгожданные блага цивилизации.

– Централизованное водяное отопление, холодная и горячая вода в квартирах, ванны, – вспоминал Яков Варшавский, старожил Рудничного района, который рос здесь, в коммунальной квартире. – Жить в этих домах было пределом мечтаний многих, если вообще не каждого кемеровчанина. Этот райончик одно время даже относили к центру Рудника…

Но это и понятно, квартал так удобно расположен, что близко было сразу ко всему. И к культсоцбыту в центральной части, и к Сосновому бору с прекрасным парком, где рудничане массово отдыхали летом, а в снежный сезон катались на лыжах. И к стадиону – главной спортивной площадке района, особенно популярной зимой, когда заливали каток. Отдыхать сюда ходили от мала до велика. Увидеть среди рассекающей лед ребятни и молодежи, как почтенного возраста горняк катает на шведском стульчике с полозьями свою вторую половину, было делом абсолютно рядовым.

И до шахты «Центральная» от Герарда был рукой подать. А мальчишки из 50-х по сей день вспоминают, как удирали в уютный шахтовый сквер с фонтаном, или гонять на плотах у терриконика, или смотреть на забавный маленький пузатый паровоз, который по узкоколейке тянет вагоны с лесом или хлебом.

И новый Дом культуры шахтеров отстроили почти под боком. В 1950-е по соседству вдоль будущего проспекта Шахтеров поднялись свеженькие двухэтажные «сталинки», гостиница, чуть дальше и в глубине квартала возвели новое здание школы (ныне здесь размещается художественный колледж).

Постепенно смещающийся районный центр и впрямь ненадолго задержался здесь, у поселка Герард. А в 60-е двинулся дальше, навстречу современным многоэтажным кварталам микрорайона Радуга, оставив наших исторических героев в обособленном заповедном уголке.

Фото: Роман Куреляк

…Лето 2022-го. Герардовский квартал в цвету. Тополя-исполины, крепкоствольные ели и сосны создают живительную тень. В небольших диких огородиках у домов чернеют ягодки черемухи. Спиреи, клены гиннала, горец сахалинский с большущими листьями разросся пышными ветвями-лапами во все стороны, на клумбах лилейники, альпийские горки с розочками – чего здесь только не растет. А у подъездов зреет вишня. В воздухе запахи цветов, дерева, грибов, какие-то ностальгические, невероятно знакомые откуда-то из детства ароматы. Резвится ребятня на детской площадке с забавными самодельными машинками. Идиллия сибирского лета… И наши дома-герои из кирпича и камня родом из начала 1930-х стоят, не выдавая своего возраста, будто немного подбоченясь, всё такие же внушительные и крепкие. Хранят теплые воспоминания многих поколений рудничан…

Фото: Марина Туманова