Марина ТУМАНОВА, Лора НИКИТИНА

Фото: Дмитрий Ярощук

Не так много сохранилось в Кемерове жилых зданий советской архитектуры конца 20-х – начала 30-х годов. Сегодня наследников того самого чистого конструктивизма без примесей в нашем городе по пальцам можно пересчитать – жилкооператив «Искра», жилкомбинат Эрнста Мая на Притомском участке, пара-тройка двухэтажек первоначального Соцгорода да затерявшийся в гуще офисных зданий трёхэтажный дом близ горсада. Герои нового выпуска «Жил-был дом» тоже из этой славной плеяды.

Целый конструктивистский квартал из шести идентичных трехэтажных домов сохранился в исторической части Кировского района – на улицах Матросова и Потемкина. Это самые первые капитальные жилые здания из камня и кирпича, которые появились в этой части города. Они открыли здесь эру многоэтажного домостроения и комфортабельного жилья для строителей и работников будущего промышленного гиганта – завода «Прогресс».

Фото: Дмитрий Ярощук

Абсолютно другой квартал

…Две небольшие улочки – Матросова и Потемкина – тянутся от набережной Томи, петляют в кирпичных джунглях и упираются в главную магистраль Кировского района. В этом квартале царит покой. Высоченные старые тополя и разлапистые клены дают живительную тень, а местами пробравшиеся сквозь заросли солнечные лучи создают невероятную палитру: среди зелени высвечивают пестрые фасады со старинными балконами, серебрят скатные крыши. Это место дышит прохладой, удивляет причудливостью геометрии и необыкновенной тишиной…

В далеком 1933-м здесь всё было, конечно, по-другому. В роскошном березняке правобережья кипела большая стройка, окрестности испещрили рабочие площадки и временные жилища новоприбывших специалистов. Будущие кировчане строили сразу всё! И завод-миллионник «Прогресс», и ТЭЦ с водозабором, и жилые дома, и всю необходимую инфраструктуру.

1.ТЭЦ на этапе строительства в 1930-е. Фото: архив музея ПО «Прогресс», 2. Кемеровская ТЭЦ в июле 2021-го. Фото: Дмитрий Ярощук

Строили не наобум, конечно. Первоначальный проект капитального поселка, который возводили восточнее промышленного объекта (территория нынешнего старого центра Кировского района), разработал генеральный проектировщик комбината № 392 Гипроспецхим. Планы у московских специалистов были грандиозные. На высоком берегу Томи должны были появиться несколько кварталов многоэтажных домов с просторными проспектами, бульварами, школами и садиками, яслями и поликлиниками, несколькими площадями, с шикарным футуристичного вида Дворцом культуры и большим благоустроенным парком.

Запланировали, к слову, и квартал из шести трехэтажных домов – вот он, в окружении пышной зелени, обрамленный широкими улицами. Будущая улица Потемкина в проекте так и вовсе оканчивается большой площадью с неким монументом по центру.

Фото: архив музея ПО «Прогресс»

Строить наши дома-герои начали в 1933-м, а параллельно, здесь же поблизости, возводили деревянные бараки, рубленые и фибролитовые дома.

1.Почти готовый дом №1 (Потемкина,2), апрель, 1934 г, 2. Основание под дом №2 (Потемкина,4), апрель, 1934 г., 3. Фундамент дома №5 (Матросова,3), апрель, 1934 г. Фото: архив Ирины Захаровой

«Ещё недавно на правом берегу имелось лишь два рубленых дома, четыре барака на заводе № 5, четыре барака бывшего Сибстройпути – вот и всё, что было до 1934 года, – цитирует газета «Кузбасс» за сентябрь того же года отчетное выступление заместителя начальника Кемеровокомбинатстроя товарища Ларионова. – Какой жилой фонд имеется теперь? Заселенных домов барачного типа – 75, заканчивается постройка трехэтажных каменных домов, строятся ещё два дома. Бытовых учреждений совершенно не было, кроме лачуги столовой. Сейчас закончено строительство шести столовых. Бани не было, сейчас построена и пропускает в час сто человек. Заканчивается строительство второй бани на постоянном поселке. Закончены 10 скважин, устанавливаются моторы, вода будет в скором времени подведена к рабочим квартирам. Отстроена 2-этажная школа. Вся площадка (правобережного строительства. – Прим.ред) изрезана шоссейными и железными дорогами, которые подходят к стройкам и к рабочим поселкам. Все шоссейные дороги будут скоро загудронированы или асфальтированы…»

Вот они, те самые первые три дома, ныне имеют адреса: Потемкина, 2, 4 и 6…

1.Потемкина, 4 и 6, 2. Потемкина, 2., 3. Потемкина, 4, 4. Потемкина, 6. Фото: Дмитрий Ярощук

Жильё для ИТР и заводчан

Проект для шести первых трехэтажных домов, как предполагает наш эксперт Ирина Захарова, был выполнен специалистами образовавшегося в 1933 году Кемеровопроекта. Прибывшие в Кемерово из разных уголков страны молодые архитекторы и инженеры, вдохновленные идеями главенствовавшего в то время стиля конструктивизм, для Кировского района создали нечто совершенно неординарное. Едва ли будем неправы, если скажем, что аналогичных домов в Кемерове больше нет.

Кировский вообще уникален тем, что массовое капитальное строительство жилья здесь началось не со скромных одно- или двухэтажных домов без изысков, а сразу с трехэтажных с балконами, сквозными подъездами, просторными тамбурами и довольно роскошными для 30-х многокомнатными квартирами.

Улица первых трехэтажных каменных домов, лето 1934-го. Фото: архив Ирины Захаровой

Для ясности: сами строители нового района и завода живут пока в бараках, где в тесной комнатенке могли ютиться до десяти человек. Удобства на улице, отопление печное, у кого-то даже кроватей нет – спят на полу, моются всем поселком в бане… И тут – трехэтажные дома с умывальниками, отдельными кухнями, коридорами и роскошными жилыми площадями в несколько комнат. Разительный контраст, не правда ли?!

Необычно эти дома (особенно на фоне засыпушек и простенького деревянного и фибролитового жилья) смотрелись и внешне со своей смещенной геометрией, витражными подъездными окнами, балконами между секциями, отдаленно напоминающими современные лоджии и другой проект – дома ТЭЦ на левом берегу, «висячими» окнами встык по углам зданий. Последний элемент – вообще отдельная изюминка, которую архитекторы-конструктивисты частенько использовали в зданиях масштабных, административных или ведомственных. Нужен он для большей инсоляции помещений. Таков главный принцип конструктивизма: функционал и полезность – на первом месте.

Фото: Дмитрий Ярощук

О том, что это жилье очень продуманное в плане функциональности, к слову, говорят и современные жильцы.

– Квартира, где мы жили, даже по меркам нашего времени большая! Просторно, дышится легко. Нет посторонних запахов, несмотря на то, что дому уже далеко за 70 перевалило. Наоборот, здесь пахнет деревом, много свежего воздуха за счет хорошей вентиляции. Хоть и прожили мы в квартире недолго, но вот это ощущение продуманности жилища, его конструктивность в памяти задержались, – делится фотограф Максим Киселев, которому довелось пожить в одном из старинных домов на улице Матросова.

Будущая улица Матросова, середина 1930-х. Фото архив Ирины Захаровой

Ещё три дома-близнеца c нынешними адресами: Матросова, 1, 3 и 5 появились практически следом, были построены в 1936-м. Селить сюда, как и в первые три, должны были тех самых строителей, ИТР, а позже и первых заводчан.

Фото: Дмитрий Ярощук

Контроль за качеством

Строительством каменных домов, как и вообще всего капитального поселка, занимался правобережный Жилкомстрой. Первые три дома на Потемкина возвели в короткие сроки, сдали и заселили без проблем. И совсем иная судьба была у последующих трех братьев. За качеством жилья зорко надзирал специально созданный совет жен ИТР, которые принимали участие и в приемке жилых зданий вместе со специалистами госконтроля.

«Примером может служить попытка сдать в эксплуатацию 4-й каменный дом на капитальном поселке со множеством недостатков… Предлагали ликвидировать недоделки, как-то: поставить выключатели, установить недостающие раковины и сифоны к ним, подогнать двери и окна, чтобы плотно прикрывались, сделать стоки на балконах. Ликвидировать… трещины на потолках, сделать полочки в стенных шкафах… Даны последние сроки перекрыть крышу к 5 октября, произвести наружную штукатурку к 15-му…» – цитирует отчет о совместном рейде совета жен ИТР и госконтроля газета «Социалистическая стройка» за 1936-й.

А в следующем выпуске речь идет уже о другом доме, который тоже простаивает и не заселяется:

«Уже два месяца прошло с тех пор, как построили 6-й дом на Жилкомстрое, но до сего дня этот дом не сдан в эксплуатацию из-за отсутствия раковин и электропатронов. Дом бездействует, инженерно-технический персонал нуждается в квартирах, а руководители… и в ус не дуют. Безобразно на Жилкомстрое построены и действующие дома. Забыли сделать стоки с крыш и балконов. Из-за этого во время дождя вода льется по стеклам и стенам. В комнатах образовалась сырость»…

Фото: Дмитрий Ярощук

…Огрехи устраняли, дома доделывали, доставляли необходимое оборудование, и местные жители все-таки праздновали новоселье в современном для тех лет жилье.

Квартал постепенно менялся, прирастал общественными зданиями и новыми габаритными домами-соседями – пятиэтажными великанами следующего архитектурного периода, о которых мы рассказывали в прошлых выпусках «Жил-был дом».

Фото: Дмитрий Ярощук

А в 1936-м в поселке имени Кирова уже был построен свой водозабор, заложен первый районный городской сад, стадион «Химик» (будущий «Кировец») принимал соревнования по футболу, волейболу и парашютному спорту, появился первый автобусный маршрут и первая площадь у клуба Строителей с памятником Владимиру Ильичу, открылся клуб «Заря», в сентябре первых учеников встречала новая каменная школа № 19, и сколько ещё всего строилось!..

1.Строительство кировского водозабора, 1930-е. Фото: архив музея ПО «Прогресс», 2. Кировский водозабор в июле 2021-го. Фото: Дмитрий Ярощук

«Наш уютный мирок…»

Так говорят о квартале первых каменных домов его жильцы. А среди них немало ещё тех самых заводчан – работников «Прогресса», «Коммунара», АКЗ. Но ныне это уже старожилы из 60-х, 70-х и более поздних лет. Поколения сменились…

Символично, что именно в историческом доме на Матросова, 5 жил и легендарный руководитель Кировского района, рачительный хозяин Борис Александров, благодаря которому эта часть города буквально расцвела в 60-е.

Фото: Дмитрий Ярощук

– Александров жил в нашем подъезде, в трехкомнатной на третьем этаже. А в 80-е волею судеб в ту же квартиру заселилась наша семья, – рассказывает коренная кировчанка, ветеран завода «Прогресс» Надежда Владимировна Кузьмицкая. Её родители были как раз из числа тех самых первостроителей завода и района.

Фото: Дмитрий Ярощук

Молодые, энергичные, они приехали сюда в 30-е с Алтайского края и часто рассказывали и про то, как котлованы под первые здания вручную рыли, и про то, как возили тяжеленные стройматериалы на телегах, как работали не жалея себя.

– До сих пор помню день, когда приехали смотреть здесь квартиру. Октябрь 1976-го, супруг, я и наша четырехмесячная дочка-малютка в коляске. Шли по Потемкина, кругом всё в золоте осени, высоченные тополя, дорога усыпана желтыми листьями. А мы идем, будто в сказку попали! Эта атмосфера здесь сохранилась по сей день, – делится жительница дома № 2 на Потемкина Екатерина Васильевна Корнеенко, бывшая работница «Прогресса». – Ну и квартира, конечно, сразу поразила габаритами, высокими потолками, как в «сталинках». Особенно впечатлял зал с полноразмерными окнами, одно из которых угловое встык, и два больших балкона.

Фото: Дмитрий Ярощук

Первоначально, правда, в трехкомнатной им пришлось жить в соседстве с другой семьей. Долгое время в этих домах тоже были «коммуналки», и расселять их начали лишь под конец 70-х.

Мы разменялись сюда в 90-м. Как раз захватили последних жильцов, которые на подселении жили. А мы съезжались с родителями в четырехкомнатную. Помню, маме очень понравилась квартира, утром солнышко светит и греет в зале, а после обеда – в других комнатах. Правда, кухоньки и санузел очень маленькие. Но, как прежние жильцы рассказывали, первоначально здесь вообще не было ни туалета, ни ванной, только небольшое помещение с печкой и умывальником. Вот из него впоследствии недостающее и выделили, – рассказывает другая жительница Надежда Ивановна Верещагина, бывшая работница АКЗ.

Фото: Дмитрий Ярощук

Обе они сюда приехали из других, более отдаленных кварталов Кировского района. Но старый центр и этот славный уголок запомнился им ещё с детских лет. Сюда, на Потемкина они девчонками бегали с родителями в знаменитую кировскую баню, ту самую, 1935-го года постройки. «Летом – мочалку с мылом в руки, полотенце на шею, и бежишь с Инициативной от базара…» – смеются соседки.

Знаменитая баня на Потемкина, 1935 год. Фото: архив Ирины Захаровой

Баня стояла аккурат напротив наших домов-героев, и было в ней два отделения с вместительными парилками, душевыми и даже номерами с ванными, просторный предбанник с кассой из органического стекла, парикмахерская, откуда всегда терпко пахло «Шипром», и буфет с наивкуснейшим розовым морсом из ягод… По одну сторону бани (на месте панельной 9-этажки) стоял маленький деревянный садик, по другую вплоть до 60-х работал ресторан.

Сегодня на месте бани работает кондитерский цех. Фото: Дмитрий Ярощук

Дома на Потемкина с зелеными газонами были обнесены невысоким штакетником, а во внутреннем дворе когда-то работали детский сад и поликлиника. Таким это место сохранила детская память – славным, уютным.

1.Подъезды в домах больше не сквозные… 2. …но в некоторых домах сохранились филенчатые двери от парадных входов.Фото: Дмитрий Ярощук

Впрочем, и сегодня этот квартал вызывает аналогичные впечатления. Стараниями жильцов в ухоженных двориках благоухают цветники, и можно укрыться от зноя под сенью сирени и родных калин с черемушками. Озеленять свой «маленький уютный мирок» жильцы любили во все времена. Сюда с охотой едут новоселы, и, как и в былые годы, здесь много ребятишек, а те, кто пустил за десятилетия корни, вообще не хотят покидать это место. Конструктивистский квартал с почти 90-летней историей по-прежнему верно служит людям…

Фото: Дмитрий Ярощук