Марина ТУМАНОВА, Лора НИКИТИНА

Фото: Дмитрий Ярощук

Дома-исполины, изогнувшиеся изящной краснокирпичной дугой, в районе пересечения улицы Терешковой с Октябрьским проспектом напротив ТЦ «Лапландия» давно стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Ныне они, будто высокие стены незыблемого бастиона, ограждают целый жилой квартал: симпатичные светлые высотки, уютные тенистые дворики, зелёные аллеи, детские площадки.

Но… где-то на краю памяти маячат совсем иные картины. Начало 90-х – вниз к реке раскинулся деревянный частник, небольшой поселочек кирзавода. Место, где ныне вырос жилой квартал, закрывшееся предприятие делит с уютной зеленой лужайкой, обрамленной ближе к проезжей части новенькими тротуарами. И здесь ещё гуляет свободный ветер, ребятишки-непоседы играют в мяч, местные протаптывают по травянистому ковру дорожки к реке, к новой школе, девятиэтажкам…

Они ещё не знают, что судьба уютного пятачка решена и молодые талантливые архитекторы уже вовсю стараются над планировкой нового современного микрорайона из типовых панельных десятиэтажек и домов, абсолютно на них не похожих, зданий авторской архитектуры, с индивидуальным характером и разнообразными домостроительными новшествами.

Таковы новые герои нашей рубрики #жилбыл_дом – комплекс из трех домов с адресами Терешковой, 22, Октябрьский, 36 и 38. С их прошлым и настоящим предлагаем познакомиться сегодня.

Фото: Дмитрий Ярощук

Застройка и развитие кварталов в районе важной транспортной развязки (с выходом на мост) на Октябрьском проспекте были неразрывно связаны с мечтами градостроителей о благоустройстве вплотную примыкающей к ней обширной площадки на взгорье Суховского увала напротив сегодняшнего ТЦ «Лапландия».

В 60-е этой территории вообще пророчили стать новым административным центром города «с главной площадью, монументальным зданием Дома Советов и многоэтажными общественными зданиями», как пишет наш знаменитый летописец Иван Балибалов. Оно должно было стать «одним из красивейших мест завтрашнего города» «с архитектурным ансамблем, отражающим облик индустриального Кузбасса», – живописал чаяния кемеровских архитекторов историк.

Восторженные надежды и разнообразные грандиозные планы над этой территорией витали во все времена. В 70–80-е от идеи превратить площадку между СКК «Октябрьский» и кинотеатром «Юбилейный» в новый городской центр со всеми полагающимися административными зданиями, правда, отказались. А вот от идеи благоустройства привлекательной обширной территории с роскошными террасами в сторону Томи – нет. И пусть не главную роль отводили в своих многочисленных проектах архитекторы этой площадке, но всё-таки особую – роль культурного, делового, общественного, оздоровительного даже центра.

1985 год. Фото: Государственный архив Кемеровской области

«…По генплану развития города, между Центральным и Ленинским районами было намечено создать новый культурно-оздоровительный центр. В начале 80-х начали осваивать его строительство, – вспоминал в одном из интервью Герман Семенович Веселов (с 1975-го по 1985-й – председатель Горисполкома, а затем первый секретарь Кемеровского горкома КПСС). – В этот центр входили объекты, которые своей монументальностью и индивидуальностью должны были украсить город. Это прежде всего спорткомплекс, первая часть которого… СКК «Октябрьский», а вторая – открытый стадион с площадками, который чашей должен был спускаться в сторону Томи… Тогда же начали строить лучший в Западной Сибири Дом быта с большим залом для регистрации браков и проведения свадеб, 17-этажную гостиницу «Интурист», три высоких точечных здания для институтов «Кемеровогражданпроект» и «Сельхозпроект»…»

Из запланированного в конце 80-х сдали только СКК «Октябрьский». Остальные стройки после 1985-го были законсервированы, а на большей части территории – ближе к Октябрьскому проспекту – строительство так никогда и не началось вовсе. Летом почти до середины 90-х обширную площадку занимал знаменитый чешский Луна-парк, зимой местные здесь же строили снежный городок, а потом и зиму провожали – справляли широкую Масленицу. Ну а в 95-м началась эпоха легендарной кемеровской барахолки.

1986 год. Фото: Государственный архив Кемеровской области

Впрочем, даже в эти сумрачные для городского развития времена молодые специалисты продолжали мечтать о том, как превратят это место в настоящий центр притяжения для горожан с пешеходными прогулочными зонами, аллеями, зелеными бульварами, парком, красивыми зданиями, симпатичными магазинчиками, ресторанами и кафе. Перекресток заиграл бы тогда совсем иными красками.

Ну действительно, представьте: по одну сторону вот такой культурно-деловой центр с площадью, зелеными бульварами, зонами для отдыха и эстетичными зданиями. По другую – белостенный современный спорткомплекс с тысячью ступенек. Наискосок через перекресток взбирается на пригорок витиеватый дом-«змейка», поблескивая зелено-оливковыми полосками на фасаде. И его соседи напротив, через Октябрьский проспект – наши будущие дома-герои – тоже предполагались броскими, необычными, складывающемуся архитектурному ансамблю под стать. И это понятно, ведь им отводилась особая роль – обрамлять перекресток, приветствовать город завтрашнего дня.

Фото: Дмитрий Ярощук

Проект архитектора Климова

Александр Иванович Климов – один их тех деятельных архитекторов, которые формировали облик областного центра на протяжении нескольких десятилетий. Он начал свою карьеру в «Кемеровогорпроекте» в 1977-м, а в 1986–88-м даже успел поработать в должности главного архитектора города.

Фото: Дмитрий Ярощук

Уже в те годы он вместе с коллегами вынашивал довольно смелые идеи. Молодые авторы создавали проекты оригинальной архитектуры с индивидуализированными, многовариантными планировками квартир, которые давали людям возможность создавать свой неповторимый облик жилища, с квартирами первого этажа, которые имели так называемые «летние комнаты» – приквартирные изолированные участки земли, по сути, личные палисадники, с многоуровневым общественно-бытовым обслуживанием и прочим.

…Но на дворе 1983-й, и самостоятельно создавать массовое жилье местные специалисты ещё не могут. Пока они только привязывают типовые здания, разработанные специализированными государственными институтами, и, как правило, практически без изменений. А оригинальные авторские идеи остаются на бумаге. Но перемены уже на пороге. Спустя каких-то 4-5 лет всё изменится, и они наконец-то получат возможность воплотить их в жизнь.

Начало 1990-х. Перекресток улицы Терешковой и Октябрьского проспекта постепенно приобретает свой привычный вид. Маленький кирпичный завод стоит в руинах, доживает свой век. Его вот-вот полностью снесут и построят на его месте современный жилой квартал, проектировать который довелось Александру Климову, в то время уже главному архитектору УПТР ПСО «Домостроитель» (управление проектно-технологических работ проектно-строительного объединения при Кемеровском домостроительном комбинате).

Фото: Дмитрий Ярощук

– В 1990-91 годах мы разработали проект детальной планировки микрорайонов 15, 15А, 16А и 17А (вплоть до озера Красное), в котором определялись структура застройки и высотные акценты территории. Первой очередью строительства стала группа жилых домов и общественных зданий в 15-м микрорайоне. Здесь предполагалась 3–9-этажная плотная жилая застройка в сочетании с 16–24-этажными многофункциональными комплексами. И три жилых дома на Октябрьском и Терешковой стали частью общей композиции, – рассказывает архитектор. – Планировалось, что это будет комплекс жилых зданий с объектами обслуживания, объединенными на уровне первого этажа пешеходной платформой. Рабочий проект был разработан в 1993-м. Два дома были запроектированы 7–9-этажными и один с малоэтажной частью (в 4-5 этажей), чтобы дать доступ солнцу, не затенять двор и соседние здания. Жилье было разработано шумозащищенным, то есть спальни ориентированы во двор, а кухни и гостиные – на улицу.

Макет планировки микрорайонов №№15, 15А и 16А, 1990-91 гг.. Фото: архив Александра Климова

Своё место нашли в проекте и те самые квартиры гибкой планировки, пространство которых можно моделировать по своему усмотрению, и ряд других домостроительных новшеств.

– Например, первые в городе двухэтажные подземные гаражи под домами, два нежилых этажа по всему периметру зданий, которые предназначались под офисы, торгово-бытовые предприятия, – перечисляет создатель проекта. – Мне очень импонирует плотная застройка, с закрытыми, камерными, уютными двориками, что также нашло в проекте отражение и удалось реализовать.

Детальная планировка микрорайона №15 с эскизами домов Терешковой,22, Октябрьский, 36 и 38. Фото: архив Александра Климова

Новаторским по тем временам было и создание двух отдельных зон – для автомобилей и пешеходов. В этом комплексе они буквально физически разделены со стороны парадных фасадов. Один уровень, с многочисленными лесенками, пандусами и мостиком даже, – для людей, полностью безопасный. Другой, с удобными подъездами к уличным и подземным парковкам, – для машин…

Фото: Дмитрий Ярощук

Тёплый, уютный, по-прежнему актуальный

К созданию жилого комплекса приступили в 1994-м. Будущий 15-й микрорайон превратился в огромную стройплощадку, где, как писала в 1997-м газета «Кемерово», возводились «жилые комплексы нового поколения».

Строится дом пр. Октябрьский,38, 1997 год. Фото: газета «Кемерово»

Дома строили и сдавали по очереди. Первыми взяли в работу сложный разноэтажный дом с тремя высотными башнями на Октябрьском проспекте и полукруглую стену в 7–9 этажей на улице Терешковой. Последним был дом в центре комплекса, его строили уже в нулевые. А полностью все три здания сдали в 2005-м.

1.Строится дом ул. Терешковой,22, 2000-е. Фото: архив Александра Климова, 2. Вид комплекса в 2002-м. Фото: архив Максима Федичкина, 3. Строится дом пр.Октябрьский,36. Фото: открытки «Кемерово», 2003 год

Росли наши герои медленно, целых 11 лет. Масштаб и грандиозность проекта опережали финансовые и строительные возможности города в 90-х. И все-таки строительство здесь шло, простоя длиною в годы именно этот объект, к счастью, не испытал. Но индустриальный пейзаж с краснокирпичными коробками, припорошенными первым октябрьским снежком, будто застывший на полпути, сохранился в памяти жителей окрестностей.

– В 90-е жили на Терешковой, 19, частенько прогуливались с супругой, наблюдали эту стройку. Ох и долгой же она была. И вот к началу нулевых здания начали обретать понятные конфигурации. Идем-гуляем по Октябрьскому проспекту, глядим – о, дом какой-то интересный. И сразу захотелось в нем квартиру купить, – рассказывает Анатолий Устинов, в доме на Октябрьском, 38 он живет уже 20 лет.

Фото: Дмитрий Ярощук

– Мы брали квартиру у ДОЗ, им несколько дали за поставку комплектующих. Сразу поразили здесь габариты, я человек старой, советской ещё закалки, так что мне наша квартира очень «сталинку» напоминает. Просторные комнаты, два широких коридора, ходить – одно удовольствие. Большие окна с деревянными оригинальными рамами и тройным (!) остеклением. Принципиально не меняем. Огромная, даже по современным меркам, лоджия – шесть метров в длину и почти два в ширину. У нас туда даже качели с навесом поместились – внучке забава, и супруга любит там подремать, — отмечает жилец. — В квартире всегда тепло, и самое главное – тихо. Пришли с работы, дверь закрыли – и как в деревне: покой и благодать.

Фото: Дмитрий Ярощук

Это во всех трех домах, к слову, общее место. В отличие от планировок и домостроительных бонусов. Есть здесь квартиры и с двумя лоджиями, и даже с тремя, несколькими санузлами и саунами, комнатами со скругленными стенами и эркерами и прочим.

– В нашем доме, например, полукруглые лоджии – и удобно, и выглядит эстетично. А вместо второй подземной парковки – овощехранилище. Спускаться на нижние этажи можно прямо на лифте, – рассказывает жительница Терешковой, 22 Лариса Иванова

Фото: Дмитрий Ярощук

– Наш дом вообще похож на дом клубного типа, здесь чуть больше 20 квартир, все друг друга знают, — делится она. — Основной костяк жильцов – старожилы, за счет средств которых этот дом в своё время строила внешнеэкономическая ассоциация «Кузбасс», была такая организация в девяностых-нулевых. И, надо сказать, делали это добросовестно, к качеству строительства претензий нет. Как по мне, это вообще один из лучших домов в Кемерове.

Фото: Марина Туманова

…За почти 30 лет с момента появления проекта не утратил актуальности и внешний вид комплекса, та живописная композиция, которая складывается из сочетания зданий, конструктивных элементов, перепадов высот. Для начала 90-х и даже для нулевых всё это было очень экстравагантным. И, хотя позже концепт в Кемерове в тех или иных вариациях повторяли, наши дома-герои и по сей день остаются оригинальными, единственными в своем роде. И, как прежде, привлекают внимание. Рассматривать их можно часами и нет-нет, да и находить какие-то новые занимательные детали.

Фото: Дмитрий Ярощук