Марина ТУМАНОВА

Фото: архив музея истории завода “Химпром”

В июле 2023-го своё 85-летие отмечает один из флагманов нашей химической промышленности – Кемеровский азотно-туковый завод, а ныне ООО «Химпром». Летний выпуск спецпроекта #ИНДУСТреалити посвящаем юбиляру. Предлагаем окунуться вглубь эпох и совершить путешествие по вехам истории легендарного предприятия.

Стройка духа, молодости и энтузиазма!

Первый в Западной Сибири завод по производству азотных удобрений своим появлением в нашем городе обязан двум важным обстоятельствам. Выгодное расположение, близкое к хлеборобам Сибири и к хлопкоробам Средней Азии, и наличие дешевого, а главное доступного для производства сырья – коксового газа, который к началу 30-х уже исправно давал наш коксохим.

Решение о строительстве было принято в 1929-м. В 1932-м нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе дал «отмашку» на создание строительного управления завода, а весной 1933-го начались работы.

На отведенную площадку строители пришли в апреле. Огромная территория, на которой ныне живет и здравствует гигант – «Химпром», была в те годы неприглядным пустырем. Здесь на поле серого подтаявшего снега с редким кустарником был забит первый колышек нового большого строительства. И вмиг унылая округа огласилась веселым перестуком топоров и молотков. За дело взялись плотники. Им предстояло возвести вспомогательную инфраструктуру: склады, временные служебные помещения, мастерские, цеха и простенькое жилье для рабочих.

Начало строительства одного из цехов АТЗ, 1934 год. На фоне – отстроенные времянки, слева вдалеке виднеется железнодорожный мост через Томь. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

К осени 1933-го все это было отстроено! Обозначились контуры шоссейных дорог, заложен водопровод, начата заливка фундамента химлаборатории, заработала железная дорога, проложенная на завод буквально за считанные месяцы. А на повестке был уже новый этап – строительство основных цехов: водородно-синтетического, концентрации азотной кислоты, метан-селитры, аммиачной селитры, газгольдера и грануляционных башен…

Начало строительства газгольдера, 1930-е. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

Ручной труд, нехватка транспорта и стройматериалов, низкая механизация процессов, перекраивание проекта завода по ходу строительства, простои и задержки – трудности, свойственные многим нашим глобальным стройкам первых пятилеток были, конечно, и здесь. На АТЗ ситуация усугублялась ещё и нехваткой рабочих рук.

Бетонщики “Азотстроя” за работой. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

По сути, это было сражение с обстоятельствами и суровой природой сибирского края. Настоящая стройка духа, молодости и энтузиазма!

АТЗ в 1937-м. По центру знаменитые башни гранулирования аммиачной селитры. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

За пять лет азотстроевцам удалось создать мощный производственный комплекс. В начале 1938-го на АТЗ проводят пуск всех агрегатов, и 21-го июля завод выдает свою первую продукцию: аммиак и аммиачную селитру.

Трудно описать те радость, волнение и воодушевление заводчан, среди которых были и многие переквалифицировавшиеся первостроители, когда на конвейере начали вырастать сугробики белоснежных крупинок-градинок… «Вот она – селитра, ребята!» – по-детски радовались они, как чуду. Чуду, которое сами создали, подчинив своей воле замысловатые химические процессы. Чуду, для которого с нуля построили все необходимое своими руками.

Первые азотчики – коллектив завода образца 1939-го. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

Эти же энтузиасты очень быстро вывели свой завод в передовые. Год спустя за работу ударными темпами азотно-туковый получил переходящее Красное Знамя Наркомата химической промышленности, а следом и имя XVIII съезда ВКП(б) – одни из самых высоких оценок труда и достижений того времени.

Завод-труженик, завод-воин

1941-й. АТЗ разросся уже на десятки гектар. Работают пять основных и с десяток вспомогательных цехов, включая газовый, электрический, ремонтно-строительный, механический и тарный, своя электромастерская и прочее. А сколько ещё всего было в планах?!.. Не сбылось, увы. Война все перекроила по-своему.

Опытные кадры: машинисты, аппаратчики, КИПовцы – свыше 1,7 тысяч – ушли на фронт. Их замене – вчерашним школьникам и женщинам, и тем, кто остался, досталось решать трудные задачи военного времени.

Из альбома комсомол и молодежь АТЗ в годы Великой Отечественной войны. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

Заводчане выдавали рекордные объемы необходимых для изготовления оборонной продукции аммиака и азотной кислоты. Порох для каждого второго снаряда или мины в годы Великой Отечественной сделан был на основе сырья Кемеровского азотно-тукового.

Они же принимали и вводили в строй оборудование эвакуированных в Кемерово химзаводов. Возводили недостающие помещения, с колес монтировали агрегаты. Ремонтировали и модернизировали их. А еще вводили в строй производства, которые открывали заводу перспективы для дальнейшего развития.

Именно тогда заработал цех электролиза, в 1943-м страна получила с АТЗ первые тонны каустической соды. Была разработана и реализована технология производства уротропина, новые методы для получения высококачественного нашатыря, освоено получение хлора, а также проведена реконструкция аппаратов по производству серной кислоты. И всё это плюсом к основным производствам.

Цех электролиза. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

О вкладе в Победу, который внес завод и его самоотверженный коллектив, напоминают две важные награды, которые по сей день бережно хранят в музее «Химпрома»: Орден Ленина и переходящее Красное Знамя государственного комитета обороны. Его АТЗ удерживал почти все военные годы, а в 1946-м получил на вечное хранение.

ВАЖНО!

Своя авиаэскадрилья

В 1943-м работники завода организовали сбор средств на постройку авиационной эскадрильи. Назвать решили в честь знаменитого химика Дмитрия Менделеева. Собрали заводчане тогда 1 320 000 рублей деньгами и 399 000 рублей облигациями госзайма. Случай был не рядовой, коллектив за это даже благодарственную телеграмму от Сталина получил.

Гремел на весь Союз!

После войны АТЗ открывает совершенно новую страницу в своей истории. Теперь он не только один из лучших передовых заводов страны, но и своеобразная исследовательская лаборатория, где каждый третий – рационализатор, где разрабатывают собственные продукты, создают и внедряют новые технологии и методы производства.

Значимый итог изысканий 1950-х: завод вырабатывает самый дешевый аммиак, а кемеровская аммиачная селитра становится самым доступным высококачественным удобрением в стране.

Зал компрессии производства аммиака, 1935 года постройки. Крыша в этом цехе была сделана из стекла на случай ЧП, чтобы взрывная волна шла вверх и внутренние помещения остались целы. Цех проработал более 40 лет. В 80-е был перепрофилирован на изготовление пластикатов. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

Настоящим производственным бумом ознаменовались 60-е и 70-е. Четверть века спустя АТЗ достиг «потолка» в производстве минеральных удобрений, в разы нарастил выпуск каустика, нашатыря и соляной кислоты, обзавелся своим мини-НИИ на базе ЦЗЛ, а также внедрил ряд продуктов всесоюзного значения.

Лаборатория АТЗ, 1960-е. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

На кемеровском гептиле полетели искусственные спутники и первый космонавт Юрий Гагарин. В реактивной авиации использовали произведенные на азотно-туковом топливные добавки. Автомобилистам пришлась по душе тормозная жидкость «Томь». В помощь аграриям для защиты зерновых от полегания АТЗ выпустил состав – хлор холин хлорид. Для птицеводов и животноводов – витаминку для роста молодняка холин хлорид. Первым в Союзе завод запустил производство два-этилгексанола для получения пластификаторов для кабельной и обувной промышленности…

Перечислять можно долго, и это только за два десятилетия. За всю же свою 85-летнюю историю завод испытал и выпустил более 80 наименований новых продуктов.

Тогда же на предприятии впервые взяли курс и на повышение культуры производства и экологической безопасности. В основных цехах установили циклоны для улавливания пыли, на турбогенераторах смонтировали звукопоглощающие каркасы, на линиях газовой коммуникации – специальные решетки.

– В производстве азотной кислоты впервые в СССР была освоена очистка окислов азота – «лисьего хвоста», – вспоминал директор Азотно-тукового 60-70-х Виталий Григорьевич Коптелов. – Построены новые сооружения для очистки сточных вод и водооборотные циклы…

Вид проходной зданий заводоуправления и столовой АТЗ образца середины 1960-х. Слева возвышается та самая установка очистки окислов азота – “лисий хвост”. Навсегда погас в 1980-е. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

Следующее десятилетие АТЗ встречал обновлённым, уверенно шёл навстречу грядущим переменам. Номенклатура предприятия насчитывала около 50 видов химических продуктов, девять из которых получали из отходов производства.

В 1974-м впервые в советской химической промышленности восьми видам продукции кемеровского АТЗ был присвоен «знак качества» мирового уровня!

Всё – для жизни

За труд и достижения завод платил своим работникам сторицей. Не обижали заводчан и в прежние годы, но расцвет социальной и культурно-бытовой жизни пришелся тоже на золотые 60-70-е.

Оделась зеленью и похорошела, подобно парку отдыха, заводская территория. Уютные уголки с цветниками, фонтанами, скамейками и гипсовыми скульптурами, автоматами с газировкой, волейбольными площадками.

Так, например, выглядела территория ремонтно-механического цеха АТЗ в 1963 году. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

У ДК «Ударник» заводчане заложили прекрасный сквер, сами же инициировали, создали и установили стелу памяти с именами героев войны и памятник Ленину. В цехах работали добротные столовые и круглосуточные буфеты. Для работников действовала медсанчасть поблизости, а в городе – собственный спорткомплекс на Кузнецком. Было и своё жилье, и детские учреждения, и базы отдыха, и пионерский лагерь «Солнечный», и детские дачи, даже свой теплоход «Романтик», где ребятишки осваивали азы матросского дела.

Территория ЦЗЛ и уютный уголок отдыха у железнодорожного цеха, 1960-е. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

Родной завод азотовцы прославляли на нивах творчества и спорта. На АТЗ были свои цирковая и театральная студии, несколько самодеятельных оркестров, среди которых особенно знамениты были баянисты. Заводчане участвовали во всех спортивных соревнованиях города. Имена футболистов, хоккеистов, городошников, боксеров, шашистов, конькобежцев, шахматистов с АТЗ были в Кемерове на слуху.

И зачинателями культурных инициатив тоже были работники азотно-тукового. В 1965-м первые в городе провели парад Победы в своем сквере, а в 1967-м именно на АТЗ впервые заработал заводской музей. Он действует и поныне, знакомит со всеми вехами жизни предприятия.

ДК “Ударник”, сквер с памятником Ильичу и заводская панорама образца начала 1970-х. Фото: архив музея истории завода “Химпром”

Добрые традиции создания социальной опоры для специалистов, к слову, завод продолжает и сегодня. Оттого здесь по-прежнему много перспективной молодежи, квалифицированных кадров и продолжателей семейных династий, совокупный стаж которых давно перевалил за сотни лет.

– На азотно-туковом начинал работать ещё мой прадед – Иван Коневский. Приехал в эвакуацию вместе с оборудованием с Украины. Был в числе тех, кто монтировал агрегаты с колёс, строил новые цеха. А после работал начальником электроцеха, – делится азотовец в 4-м поколении Павел Паршаков. – Здесь работали мои прабабушка и бабушка. А после и мать с отцом, которые на заводе же и познакомились. Я, можно сказать, вырос на этом предприятии. И спасибо заводу – детство у нас в 80-е было прекрасное!

Павел пошёл по стопам предков, унаследовал рабочую профессию – трудится слесарем, командует своей небольшой бригадой. Его прадед когда-то собирал и запускал оборудование эвакуированных заводов. А он не так давно принимал участие в сборке агрегатов нового, созданного с нуля производства – гипохлорита кальция. Такая вот преемственность поколений…

Музей истории завода “Химпром”

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Азотно-туковый строил Кемерово

Как один из крупных заводов, вклад в развитие и благоустройство города АТЗ вносил с самого начала своего существования. Это касается и жилья, и соцобъектов, и инфраструктуры, и дорог, и транспорта. Своим работникам уже в начале 30-х завод отстроил обособленный поселок со всем необходимым. Приложил руку и к созданию ЦУМа, и звукового кинотеатра «Москва», и первых капитальных домов в Соцгороде и на Притомском участке – ныне памятников архитектуры. Обязан город АТЗ и первым трамваем, и рядом зданий классического ансамбля старого центра, и высотными кварталами в заискитимской части, школами и садиками, и много чем еще.

Эра «Химпрома»

В 1975-м завод получил новое имя – производственное объединение «Химпром». В начале 80-х навсегда расстался с ролью главного производителя азотных удобрений и вступил в очередную эпоху бурного строительства, модернизации и комплексного технического перевооружения. Этого курса предприятие будет придерживаться все последующие годы, снизив темпы развития лишь в 90-е.

Лихое десятилетие для «Химпрома», как и для многих заводов, было непростым… Но все-таки он устоял, переориентировался, встал на новые экономические рельсы и уверенно шагнул в 21-й век.

Заводская лаборатория в наши дни. Фото: архив ООО “Химпром”

В нулевые ставку сделали на хлор и его переработку. Это направление по сей день на «Химпроме» остается приоритетным и активно развивается. За последние годы к привычным производным каустику и соляным кислотам прибавились полезные новички: современный коагулянт для очистки воды – оксихлорид алюминия, гипохлорит кальция (хлорная известь) – с широким спектром применения, в том числе в металлургии и золотодобывающей промышленности – заместил сегодня импортные аналоги. Ну и самая последняя новинка – возрожденное производство этиленхлоргидрина – компонента герметика тиокола, который используется, например, в авиации.

Построенный с нуля цех производства гипохлорита кальция. Введен в строй в 2022-м. Фото: Марина Туманова

Эти продукты, конечно, не единственные у «Химпрома». Завод сегодня выпускает их порядка 30 различных видов, а если считать со всеми марками и подвидами, наберется больше сотни наименований.

Автоматизированная газовая котельная. Обеспечивает нужды предприятия уже 15 лет. Фото: Марина Туманова

– Свою «пионерскую» миссию, которая красной линией идет через всю историю завода, мы тоже продолжаем. В 2008-м, например, первыми в нашей области построили и запустили газовую автоматизированную котельную, где, в том числе сжигается и коксовый газ. Решили сразу несколько проблем: снизили себестоимость продукции, соседям – коксохиму – помогаем с утилизацией отходов, городу – с экологией. А пример наш на вооружение уже взяли многие другие предприятия, – знакомит с очередной важной вехой начальник отдела подготовки кадров и делопроизводства, заведующая музеем истории «Химпрома» на общественных началах Татьяна Казанцева.

Вот так, взяв на себя в самом начале роль первопроходца и новатора, и 85 лет спустя предприятие следует ей. Завод по-прежнему пребывает в постоянном поиске и движении. Наследуя традициям былых легендарных времен, продолжает работать на благо города, региона и всей страны.

Фото: музей истории завода “Химпром”