Марина ТУМАНОВА

Фото: Дмитрий Ярощук

Блестящей лентой бежит эта речка сквозь жилые районы Ягуновский и Пионер. Несёт воды студёных подземных ключей из диких берёзовых зарослей. Меняет облик: то расширяется прудами, разливается в широких поймах, распадается на рукава, то радует глаз изумрудными кустарниковыми зарослями, заболоченными лугами и пёстрыми полянками цветов. У самого устья вычерчивает она изящный голубой зигзаг, купает белоснежные облака и предстаёт широкой и раздольной. Для индустриального города – пейзажи редкой красоты!

И всё в ней живое. Гудит, жужжит по берегам душистый травостой, над водой – разноголосые птичьи разговоры, осторожно, почти бесшумно пробирается в свое убежище какой-то юркий зверек. И здесь творится свое маленькое чудо.

Такая она, речка Малая Камышная, младшая сестра и один из главных притоков нашей труженицы Искитимки. С ее дикими обитателями и природными особенностями предлагаем познакомиться в первом летнем выпуске «Экополиса».

Исторический приток Искитимки

Наша героиня лишь на первый взгляд речка-невеличка. На самом деле это второй по протяженности приток Большой Камышной, длина которого составляет 13 километров (длиннее только Мазуровка – 14 км). Свое начало Малая Камышная берет в Кемеровском районе. Исток – подземный студеный ключ – сокрыт от глаз в густых березняках, что тянутся вдоль трассы «Сибирь» (Р-255). Сегодня это почти необитаемые места. На многие километры вокруг протянулись поля и островки разреженных лесов. Этот полудикий край изрезан лесными тропами. Из человеческих поселений поблизости только пара-тройка небольших СНТ. А обжитые уголки реки сконцентрированы ныне лишь в черте Кемерова. Но так, конечно, было не всегда.

Фото: карта окрестностей Щегловска 1924-26 гг геодезического комитета ВСНХ СССР

В былые времена жизнь вдоль старинного притока Искитимки кипела почти на всём протяжении. Карта Щегловска начала прошлого века не даст соврать. По обоим берегам в далеких 1920-х ютились небольшие деревеньки. Русло реки отрисовано широким, полноводным, хоть лес сплавляй. В реку впадают с десяток хорошо заметных ручьев, в числе притоков есть даже маленькая речка с названием Сосновка. А в устье, в районе деревенек Давыдова и Ишанова (территория будущего поселка шахты «Пионер»), Малая Камышная выглядит даже шире своей старшей сестры.

Окрестности реки холмисты, с перепадами высот. Здесь – редколесье, пастбища, луга. А в низине по берегам – сплошь болотистые места, топи с зарослями тростника и камыша.

Фото: Дмитрий Ярощук

…За годы и река, и ее окрестности претерпели немало метаморфоз. И по природным причинам, и по техногенным. Но свой равнинно-лесной характер, с болотистой поймой, обильной водной и околоводной растительностью Малая Камышная не утратила по сей день.

Малая Камышная сегодня

А вот вид реки теперь совсем другой. Нити ручейков, что питают речку, скрыты в густых зарослях. Незаметной под пологом леса стала и ее большая часть. Лишь здесь, на территории бывших шахтовых поселков являет Малая Камышная свое природное великолепие.

Фото: Дмитрий Ярощук

Сверкает водной рябью темное зеркало пруда в оправе свежей зелени ив, черемухи, берез, кустиков облепихи, вязов и диких яблонь…

Фото: Дмитрий Ярощук

…На топких берегах желтыми солнышками по первым теплым майским дням цветет калужница болотная. Это растение можно повсеместно встретить и по берегам впадающих в реку родниковых ручейков, и по руслам тех, что текут сквозь Ягуновский. Под густой кроной ветвистых кленов нет-нет да проглянут эти яркие цветы, будто какое-то диковинное чудо.

Фото: Марина Туманова

В юго-западной оконечности водоема темнеет лес, вдоль берегов высокие тростниковые заросли так и манят проверить, кто свил в них себе уютное жилище. Берега то глинистые, то черноземные – совсем не такие, как в окультуренной части, где даже дно отсыпано крупным щебнем.

Фото: Марина Туманова

Рукотворный проточный водоем появился еще в советские годы. В 60-е на речке возводили дамбу – строили путь в соседний поселок шахты «Пионер». Пруд получился довольно серьезным. Сегодня это, пожалуй, самое широкое место в русле реки и одно из самых глубоких. Бывалые рыбаки говорят, что местами до дна метра 4-5.

Фото: Дмитрий Ярощук

Впрочем, на Малой Камышной этот водоем не единственный. Выше по течению есть еще один искусственный пруд, очертаниями он чем-то смахивает на кашалота. Года три-четыре назад славился неплохой платной рыбалкой, для чего сюда подсаживали всякие породистые виды: карпа, карася, окуня, белого амура, щуку, толстолобика и верхоплавку. Несколько раз зарыблять пытались и Ишановский пруд. Так что не исключено, что кое-какие благородные рыбы еще ходят по Малой Камышной.

За дамбой речка ныне о двух видимых рукавах. Один с северо-запада огибает СНТ «Автомобилист», послушным узким потоком бежит по дну глубокого глинистого рва. Рукотворное русло прорезается сквозь заросли берез и ив. По берегам под кронами в тенечке к тропинкам жмутся цветочки звездчатки, нежно-фиолетовыми узорчатыми бутонами-невеличками качает плющевидная будра, а на солнечной лужайке вздрагивают от ветра похожие на маленькие орхидеи нежно-сиреневые цветочки чины. Из зарослей слышится стрекот юных скворцов, и протяжное ласковое «ку-ку» перемежается трелями горихвосток. Какой уютный лесной колорит здесь у речки!

Фото: Марина Туманова

Исконное русло

Второй рукав Малой Камышной течет восточнее от пруда. На своем пути тоже имеет преграду – небольшую дамбу с дорогой. Но ныне здесь почти всё как встарь. Близ воды – топи, небольшие проходимые болотца. По левому берегу – заросли камыша и тростника, кустарника, древесного молодняка. Из воды торчат небольшие зеленые островки и кочки. По весне всё здесь в изобилии укрывает густой сухостой. И лишь у кромки воды поднимаются крепкие молодые ростки рогоза да нежно-синие цветочки незабудок – там, где трава пониже.

Левый берег Малой Камышной, май 2023. Фото: Марина Туманова

Разгоревшимся летом вид здесь совсем другой, берег захвачен свежей густой зеленой порослью в половину человеческого роста, а местами и выше.

Фото: Дмитрий Ярощук

А правый берег, наоборот, низкотравный, всхолмленный – следствие рекультивации шахтного поля «Ягуновской» вперемежку с остатками естественного ландшафта. Луговая флора здесь ведет неравный бой с сорными травами.

Фото: Марина Туманова

Лесная земляника соседствует и с одуванчиком, и с полевыми злаками…

Фото: Дмитрий Ярощук

Кое-где проглядывают ярко-желтые полянки лютиков, синие соцветия истода…

Фото: Марина Туманова

На пологом склоне белоснежными шапочками качают редкие кустики спиреи – остатки то ли свойственной этим местам прибрежной растительности, то ли рукотворных посадок. Теперь уже и не разберешь.

Фото: Марина Туманова

У самого берега вода подернута ряской. Идешь по мягкой топкой тропинке, оставляя влажные следы, а прямо из-под ног выпархивают пестрые бабочки-сенницы, разбегаются шустрые паучки, лесные муравьи поглощены трудом, ищут прокорм и стройматериалы. Густым баритоном гудит труженик-шмель, перелетая с одного желтого бутона на другой, собирает пыльцу…

Добрая река

И речные долины, и луга, и прибрежные заросли Малой Камышной – сейчас что одно большое густонаселенное общежитие. Десятки разнообразных видов нашли здесь приют. Река словно то говорит, то поет, да всё на разные лады. Заводи и болотные угодья пришлись по душе многим водным и околоводным пернатым и амфибиям, луга и лесные кущи – певчим птицам и прочей живности.

Озерная чайка охотится над прудом. Фото: Марина Туманова

Вот озерные чайки загнездились в ивовых зарослях на пруду. Чибисы устроили себе квартиры на недоступном травяном островке посреди реки. Поселились небольшой колонией, чтобы потомство было проще охранять. Стоит только непрошеному гостю приблизиться к гнездовьям – вмиг поднимаются на крыло и гонят его с похожей на кошачье мяуканье крикливой бранью. Пока наблюдали, на орехи досталось любопытной чайке и коршуну.

Чуть поодаль держатся камышницы. Чу! – что-то глухо залаяло в зарослях; это лысуха на своей удобной травяной кочке обозначила для соседей свое присутствие. Из молодого тростника на топи выбежал кулик, тонким длинным клювом, как пинцетом, ловит кого-то вкусного в воде.

Фотографироваться представители куликовых-бекасовых абсолютно не хотели. Этого приятеля удалось с трудом в объектив поймать. Уж такие они шустрые. Фото: Дмитрий Ярощук

Отдельную заводь с рогозником облюбовал опасливый утиный молодняк. Взрослые утки щеголяют яркими рыжими боками, то ли нырки, то ли широконоски – издалека и не разберешь, «чьих они будут». А вот родные кряквы никого не боятся. Утка-мать с малышами (на фото внизу) гуляла прямо на пруду у обрывистого берега.

Фото: Дмитрий Ярощук

Правый низкотравный берег деловито исследуют юркие желтые трясогузки-непоседы, играют в салочки на тонких стеблях, перекрикиваются с луговыми коньками. На длинной сухой стрелке застыл черноголовый чекан – охотится.

Бесшумно плывет вдоль кочек ондатра. Над водой только рыже-бурая шерсть, глазки-бусинки да длиннющие усы торчат. Мгновение – и скрылась, только ее и видели. Вход в ее жилище у самой воды. Но она здесь не единственный пушистый обитатель. Луг усыпан крупными норами: не иначе работа карбыша – лесного хомяка – или сусликов.

…К вечеру откуда ни возьмись налетел еще и десант ласточек-береговушек. Шустро патрулируют водную гладь на бреющем в поисках корма.

Фото: Дмитрий Ярощук

То затихают голоса над рекой, то снова затевают жильцы свои такие разные разговоры. А сколько еще скрыто здесь от посторонних глаз! Остается только гадать. Добрая река всем дает и прокорм, и дом, как в старые заповедные времена…

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

«У дороги чибис!»

Этот приметный крупный кулик с симпатичным длинноперым хохолком – наш кузбасский краснокнижник. Но и не только. Как вид, находящий под угрозой исчезновения, он также внесен в Международную Красную книгу. Так что птица эта охраняемая со всех сторон. Трогать ее не моги!

Фото: ru.freepik.com

В 1970-е еще чибисы для нашего края были привычными обитателями. Летом гнездились в Кузнецкой степи, в долинах Ини и Томи. Потом вдруг стали совсем редки. Их и сегодня мало где по КуZбассу наблюдают. А нашему городу в этом плане повезло. На кемеровские водоемы по обоим берегам Томи чибисы прилетают уже лет 5-6 кряду, наши бердвотчеры не дадут соврать. Этот год исключением не стал. Небольшие колонии рассредоточились по озерам и прудам, и на Малой Камышной стайка загнездилась.

Чибисы прилетают ранней весной, раньше всех своих собратьев куликов. Селятся по лугам, низкотравным болотам, сырым выгонам, на полях поближе к воде. Гнезда строят на земле. Токуют. Воздушный брачный танец у них занятный – с кувырками, резкими снижениями, подъемами. Для каждого пируэта еще и песня своя.

Эти птицы рано выводят потомство. И уже в конце июля начинают перелет. Миграционные маршруты могут достигать четырех тысяч километров. Перелетают пернатые днем, огромными стаями. Ну а зимуют наши кузбасские чибисы в Средиземноморье и на Ближнем Востоке.

Мастер выживания

Красавицу лысуху с ее белой меткой на лбу и светлыми лапами с этакими забавными лопастями ни с какой другой птицей не перепутаешь. К слову, лапы эти многофункциональные. Позволяют птице плавать над и под водой – лысуха прилично так ныряет на глубину, до 4 метров, – ходить по топким почвам, а также и по твердым. А уж как здорово она мчится по водной глади перед взлетом – до 10 метров может пробегать! Да и летает она тоже очень недурно.

Фото: unsplash.com

Впрочем, у дальней родственницы журавля и других фокусов для успешного выживания навалом. Это отважная птица о многих талантах, из которых наглость – ее первое счастье. Отобрать удобное для гнезда место у соседей – запросто. Даже если они крупнее, и даже если они – чомга с далеко не сахарным характером. Отнять у утки, лебедя вкусняшку – легко. Дать отпор обнаглевшему пернатому хищнику, кружащему над гнездовьем, – тоже не проблема.

Далее, лысуха – птица очень плодовитая, за сезон может разродиться аж трижды! Ну и питается она в основном растительной пищей: ряской, рдестом, роголистником, семенами, водорослями, что также упрощает ее существование и обуславливает широкое распространение по миру. Особенно в Евразии, в том числе в наших краях. И вот такие биотопы, как на нашей Малой Камышной – с топями, заводями с тихим течением, поймами, поросшими тростником, камышом а-ля болотно-озерные, – для лысух прямо самое то!