Лора НИКИТИНА, Марина ТУМАНОВА

Фото: Дмитрий Ярощук

Бывший посёлок ремонтно-технической станции в Кемерове – а ныне микрорайон. 2021 год открыл новую главу его богатой истории: сюда пришли благоустройство и реновация, о которых мы уже немало писали на страницах газеты. А значит, есть повод рассказать о становлении территории с самого начала. РТС – новый герой исторического спецпроекта #жить_здесь .

Начало

Июнь 1957 года. По главной улице Кемерова – Советской – тянется огромная праздничная колонна. Во главе ее машина, вся в кумачовых полотнах. Вот реют флаги пятнадцати братских Советских республик, вот герб СССР, а вот эмблема труда, которую поднимают в руках девушка и юноша, символизирующие знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница». Это большая честь – олицетворять символ трудовой нации на открытии первого, навсегда вошедшего в историю областного фестиваля молодежи.

Юноша – делегат от Кемеровской машинно-тракторной станции, сокращенно МТС. Его зовут Петр Крашенинин, он радист и секретарь комсомольской ячейки на своем предприятии. Кстати, спустя пару недель он попадет в число 30 представителей кузбасской рабочей молодежи, которые отправятся в Москву на уже Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Все эти яркие моменты он запомнит навсегда.

Первый Всекузбасский фестиваль молодежи, 1957 год. Фото: ГАКО

Как и еще один. Когда три года назад ему довелось начать с красной строки одну из потрясающих глав в истории Кемерова.

Это была яркая золотая осень, завершалась уборочная страда. Машинно-тракторная станция, где он работал, базировалась в деревне Куро-Искитим, хорошо известной и тогда, и сегодня под названием Плешки. В тот день его вызвал к себе директор станции Георгий Яковлевич Адаменко и предложил прокатиться поискать место для строительства новой усадьбы МТС. Осенью 1954 года решение о переносе производственной базы уже было принято. Громкое слово «поселок» не употреблялось, речь шла о небольшой усадьбе.

Поехали по окрестностям, любовались на бескрайние поля и облака. Поднялись на гору как раз напротив своей деревеньки. И увидели, как раскинулся пустырь: пожелтевшее, но всё еще душистое разнотравье, редкие островки кустарника, березнячок поодаль. Тягучая, как капли меда, тишина в осеннем воздухе. Впереди четыре необычных саманных домика – со стенами из затвердевшей смеси глины и соломы.

– Это хозяйство областной пчелобазы, – пояснил директор. – Здесь целые луга медоносного донника.

На несколько минут замолчал и о чем-то задумался. А потом внезапно повеселел:

– Пойдет! Забей, Петро, кол. Здесь будет город!

То самое место в 2021-м, 67 лет спустя. Фото: Дмитрий Ярощук

Вот так начальнику машинно-тракторной станции забавной показалась аналогия: чем Петя с МТС хуже Петра Великого с его Петербургом? И, хотя он прекрасно знал, что решением Совета министров СССР стройматериалов и средств выделено всего-то на 8 жилых домов и две мастерские, кто мог помешать ему мечтать о будущем городке ремонтников – светлом и чистом, дружном и молодом, с уютными домами и широкими проезжими улицами…

Посёлок

Городок был построен. Конечно, от той звенящей тишины, прерываемой лишь ленивым жужжанием пчел, сразу ничего не осталось в помине. Закипела стройка, от гравийной дороги, ведущей на шахту «Ягуновская», нескончаемым потоком потянулись тяжелые грузовики. Не успел сойти снег весной 1955-го, как на пустыре уже начали рыть котлованы под мастерские, жилые здания, объекты соцкультбыта. Прибыли плотники, бетонщики, каменщики. Параллельно велось согласование документов – интересно, что окончательно вопрос строительства был утрясен только в апреле 1957 года. К этому моменту были готовы не только многие фундаменты, но и стены. 15 апреля вышло постановление № 243 исполкома областного Совета об отводе 50 гектаров земли из городской черты под производственное и жилищное строительство Кемеровской МТС – взамен город получил участок аналогичной площади на Казачьем тракте.

Строится усадьба РТС, 1960-е. Фото: книга А.Круковского «Наше время состоит из нас»

К этому моменту работники старой, существовавшей с 1933 года МТС в Плешках уже практически сидели на чемоданах. И это очень мягко выражаясь: им предстояло перевезти с собой отнюдь не только личные вещи, но и масштабное производство, мастерские. В 1959 году его транспортировкой занялась специальная бригада по трудоемким процессам.

Забегая вперед, скажем, что часть ремонтников смогла поселиться в новые дома усадьбы и общежитие для малосемейных, часть осталась жить в Плешках и стала ходить на работу, а затем и ездить на специально организованном «ГАЗ-51», который прозвали «лайнером».

Некоторые выразили желание построить себе на территории усадьбы деревянные дома – им не препятствовали, даже помогали ссудами. А некоторые умудрились перевезти собственные старые дома из Куро-Искитима – это напоминает историю перемещенного из Салтымакова в Кемерово знаменитого дома Губкиных.

В 1958 году название «МТС» кануло в лету. Был принят закон о реорганизации машинно-тракторных станций в ремонтно-технические. Так появился РТС. Сочетание букв, которое станет историческим: оно останется на слуху, даже когда утратится изначальный смысл аббревиатуры, когда в поселке уже не будет производиться ремонт ни одного трактора.

Впрочем, тогда, в конце 50-х, поток ремонтируемой техники был огромным – станции обслуживали сельхозтехнику многочисленных колхозов и совхозов окрестностей Кемерова. Интересно, что название градообразующего предприятия сменится еще много раз: оно станет называться «Кемеровское районное объединение «Сельхозтехника» с 23 мая 1961 года, с 1962-го по 1964 год вообще будет работать под вывеской совхоза «Ягуновский», а в 1966-м превратится в цех по ремонту тракторов нового авторемонтного завода – предприятия с собственной великой и славной историей.

Панорама АРЗ, 1967 год. Фото: книга А.Круковского «Наше время состоит из нас»

Но пока на дворе 1959-й. На бывшем пустыре красуется обнесенная кирпичным забором и оборудованная проходной усадьба: 58-метровая ремонтно-механическая мастерская, водонапорная башня, котельная с приметной трубой, гаражи, склады, конный двор, столярный цех. Вокруг остальные объекты: контора с кинозалом в форме буквы П – к ней позже будет пристроен клуб, который станет средоточием поселковой жизни, столовая, магазин, баня, семейное общежитие, еще одно – для пригоняющих на ремонт технику трактористов, два двухэтажных восьмиквартирных, два двухэтажных четырехквартирных и два одноэтажных дома. Все стоят на первой улице РТС – Октябрьской, которая позже станет называться улицей Муромцева.

1.Общежитие и одноэтажная столовая на ул. Октябрьской (Муромцева).2.Заводская котельная усадьбы РТС. 3.Тракторный цех. Фото: книга А.Круковского «Наше время состоит из нас»

Первые квартиры получили работники, переехавшие из Елыкаева – там ликвидировали МТС и присоединили ее мощности к РТС в Кемерове, также в пилотных домах жили и первые директора станции с семьями – Воронков, затем Кривоконев. Конечно, радости новоселов не было предела, хотя сначала в домах отсутствовали водопровод и канализация. Питьевую воду носили за полтора километра из Комиссарова, только через год в поселке появилась собственная колонка.

Фото: книга А.Круковского «Наше время состоит из нас»

Удобства в дома провели только в 1962-м. Рос и частник, появились еще две улицы – Механизаторов и Пчелобаза. Последняя – в память о тех самых пчеловодах, которые, конечно, съехали.

…А донник остался! Всё так же дурманило головы ароматами разнотравье, всё так же манили сладостью ягод малинники близ поселка, всё такой же плодородной была земля – на делянках местные выращивали и картошку, и другие овощи.

Самым живописным местом была Детдомовская гора – это название старожилы до сих пор используют. Возвышенность, где заканчивается застройка улицы Механизаторов. Там находился летний лагерь детского дома с собственным подсобным хозяйством. Ребятишки оттуда прилежно трудились на огороде, бегали в леса за малиной, с поселковыми дружили и отлично ладили – частенько гоняли, например, в футбол.

Детдомовская гора, июль 2021-го. Фото: Дмитрий Ярощук, Лора Никитина

В 60-е на РТС уже был свой детский садик «Березка» в жилом доме на Докучаева, а позже, в 1972 году, открылся еще один – «Росинка», уже в типовом здании, который работает по сей день.

1.Здание, где размещался детский сад «Березка», сегодня жилой дом. Фото: Дмитрий Ярощук. 2. Детский сад «Березка», 1970-е. Фото: книга А.Круковского «Наше время состоит из нас». 3,4. Современный садик «Росинка» на ул. Муромцева. Фото: Дмитрий Ярощук

А вот школы в поселке нет и не было. Ребятишки бегали в школу № 66 в районе, который называли «Почтовая», – сегодня это территория складов «Малахита» вдоль Кузнецкого проспекта. Здание этой школы не сохранилось. Совсем иначе выглядели в то время окрестности РТС – прежде всего потому, что не было железнодорожной ветки, отделяющей поселок от Плешков и Комиссарова. Был только веселый косогор, по которому зимой ребятишки съезжали, торопясь на уроки, на коньках – прямо поверх валенок. Собственно, этот путь и связывал РТС с городом – единственный. Всё стало сильно меняться со строительством новой ветки и дополнительных путей. В чем-то поселок оказался пленником своего географического расположения, а точнее, бурного развития воистину всевозможных объектов со всех сторон… Именно из-за запуска нового вокзала и станции «Сортировочная», расширения железной дороги навсегда покинул благодатные края детский лагерь – соображения безопасности.

Фото: Дмитрий Ярощук

– Если задуматься, мы жили в непрекращающемся грохоте, – вспоминает Нина Аркадьевна Баусова, она живет на РТС с 1959 года, долгие годы работала на предприятии «Сельхозтехника».

Фото: Дмитрий Ярощук

– С одной стороны стучали поезда – в советское время их ходило много, по несколько штук за день проносилось. По поселку постоянно сновала техника – вся жизнь крутилась вокруг ее ремонта. То трактора или автомашины на ремонт, то потом, когда у нас появились склады «Росбакалеи» и другие крупные базы, начали ездить грузовики. Над головой всегда, сколько я себя помню, летали самолеты – они взмывали с аэродрома Мартемьянова и тоже рокотали. Но мы никогда не обращали внимания. У нас была своя жизнь и свое счастье.

…Быть может, и железные птицы под управлением Владимира Мартемьянова и других легенд кемеровского неба уходили в далекую синь над головами жителей поселка. И всегда возвращались обратно. А колеса проходящих поездов – они стучали так убаюкивающе, так мерно. А железнодорожная ветка как будто покачивает поселок в своих объятиях. И бегут вдаль за поселком поля клевера, люцерны, медоносного донника – в любые времена. История сделала это место полным контрастов и от этого только сильнее способным западать в самое сердце.

Фото: Лора Никитина, Дмитрий Ярощук

– С родителями мы жили в частном доме, папа был кочегаром на ремонтной станции, а до этого – шахтером на «Ягуновской». Уже когда я вышла замуж, нам с мужем и маленьким сыном дали комнату в бревенчатом бараке на Докучаева, 14, – продолжает Нина Аркадьевна. – Кстати, это его разобрали и привезли сюда из Плешков. Муж сделал деревянную углярку во дворе, сейчас ее уже переделали. Удобства были на улице. Но, когда мы заезжали, улица была такая аккуратная, красивая, зарослей не было. Ограда была симпатичная и травка невысокая. Рядом с двухэтажкой кирпичной был палисадник. Помню, летом мы наделаем ведро окрошки, соберемся и дружно обедаем с соседями, пикник такой устраивали. Вот сейчас пришла сюда вам показать – и думаю: какое счастливое время было!

Фото: Лора Никитина, Дмитрий Ярощук

Впрочем, хорошо жили и в доме на Муромцева, и потом уже в панельном доме более поздней застройки, в трехкомнатной квартире.

– Часто ходили в клуб, это был центр деловой и культурной жизни поселка, с гуляниями, встречами, праздниками. Мужчины у нас были очень деятельные, хозяйственные. Зимой заливали каток, или выйдут – горки ребятишкам сделают. А в Новый год посидим по домам, отпразднуем – и все на улицу! Дальше уже все вместе празднуем, с горок катаемся, балагурим. Очень весело было!

Слева — магазин, в центре буквой «П» – бывшее здание клуба на ул. Муромцева. Фото: Дмитрий Ярощук

Одни образы-воспоминания сменяют другие. Друг за другом проносятся угрожающего вида чистопородные быки с налитыми кровью глазами – раньше на РТС и племенное объединение было. Квартал на Пчелобазе, где содержали опасных животных, так и назывался – Бычатник.

Вот самый первый магазин – открылся прямо в общежитии, на первом этаже, здесь продают привозной хлеб. Вот медпункт, где совсем юной Нине прокалывали уши, – тоже в одной из комнат общежития. Потом он несколько раз менял дислокацию, пока медучреждение не закрепилось по адресу Пчелобаза, 13. Впрочем, общежитие, где некогда селились первопроходцы РТС, стоит и поныне, в нем можно побывать (что мы и сделали, антуражное здание на фото – внизу).

Фото: Дмитрий Ярощук

А есть вещи, ушедшие бесследно… Нина Аркадьевна приводит нас на улицу Механизаторов: показывает вид на лесок и частные дома, ничем не примечательный пейзаж.

– А здесь был парк Победы. Настоящий, с двухметровой кованой оградой и бетонным постаментом, на котором высилась трехметровая гипсовая скульптура советского солдата с автоматом и в плащ-палатке. С лавочками, асфальтированными дорожками, целой аллеей акаций по периметру. Открыли его в 1985 году. В 90-е, в самые темные времена, от парка не осталось ничего…

Фото: Лора Никитина

И правда, догадаться о том, что на этом месте был парк, невозможно. И сразу становится ясно, что историй о трудных перестроечных годах, когда разогнавшийся локомотив процветающего предприятия налетел на бетонную стену эпохи перемен, здесь тоже можно услышать очень много. Но нет ничего показательней исчезновения парка Победы. На этом фоне история о генплане расширения поселка и создания еще одного жилмассива с собственными инженерными коммуникациями, школой, Домом культуры меркнет.

Времена

Еще одна достопримечательность РТС – пруды. Чтобы попасть туда, идем через заброшенные сады, вереницы гаражей, то тут, то там в кустах мелькает спелая ягода – и здесь малинники! По пути встречаем рыбаков, те говорят, что в прудах можно выловить и карпа. По словам старожилов, водоемы между поселком и угольными складами бывшего Гортопа, а ныне «Кузбасстопливосбыта» на Мартемьянова появились только в 70-е годы. Изначально вроде были технические, а затем со дна забили природные ключи, вода стала чище… Отдыхать сюда, как и в былые годы, ходят все местные.

Фото: Дмитрий Ярощук, Лора Никитина

Мед, малинники, металл и уголь – да ведь это место так похоже на Кузбасс в миниатюре. Дивная природа и тени пчелиных ульев из далекого прошлого, плодородная щедрая земля для людей, целью жизни своей поставивших процветание местных совхозов и посвятивших себя ремонту сельхозтехники. Уголь – потому что он идет сюда составами и грузится на «гортоповский склад», стук колес этих самых поездов задает ритм здешней жизни. Металл – потому что преемником легендарного авторемонтного завода, а значит, и исторических РТС с МТС стал Кемеровский завод металлических конструкций. Крупное и преуспевающее предприятие, работающее на прежних производственных площадях. И, хотя времена изменились, его по-прежнему можно назвать районообразующим.

Фото: Дмитрий Ярощук

И все-таки в нулевые годы сюда вернулась тишина. Бывший поселок ремонтников, а теперь микрорайон, относящийся территориально к жилому району Ягуновский, Пионер, живет спокойной мирной жизнью. Здесь немало старожилов, ветеранов прославленных предприятий, но много и молодежи – люди переезжают сюда из-за невысокой стоимости жилья и относительной близости к центру города.

Фото: Дмитрий Ярощук

Многое решает транспортная доступность. Времена, когда после строительства новой железной дороги люди рисковали жизнью, пробираясь через пути в Плешки, остались в далеком прошлом. Еще в 76-м до РТС была построена другая дорога – от улицы Новой, позже получившей имя Мартемьянова. Причем по поводу нее было сломано немало копий – объездной путь искали долго, изучали болотистую местность и наконец нашли возможность проложить трассу вдоль старого аэродрома и мототрека. Объем работ был большой, сначала дорога появилась только в гравийном исполнении, пригодная больше для движения грузовиков. Только в 1978 году она была заасфальтирована, пустили автобус № 9, который ходит и по сей день.

Фото: Дмитрий Ярощук

Старый асфальт прослужил долго. Как и на других улицах поселка, долгие годы разбиваемых тяжелой техникой. А в 2021 году в микрорайон РТС пришла реновация – служившие десятилетиями дороги были капитально отремонтированы и одеты в свежий асфальт. Все улицы комплексно: Муромцева, Механизаторов, Пчелобаза и Мартемьянова.

Фото: Дмитрий Ярощук

С яркой разметкой, новыми остановками, удобными заездными карманами, удобной разворотной площадкой для транспорта весь бывший поселок приобрел новый, нарядный облик.

Фото: Дмитрий Ярощук

Работы на радость жителям продолжались все лето, и эта осень станет для РТС временем перезагрузки, нового начала. Как однажды золотая осень подарила поселку жизнь. Между этими точками во времени пролетело 67 лет. Часто говорят: разные были времена, и того, что было, не вернуть. Вот только при взгляде на обновляющийся, не брошенный, живой микрорайон думается другое: времена одни и те же для добра и зла, если только найдутся те, кто будет за них в ответе.

При подготовке материала были использованы великолепные, с любовью собранные материалы книги А. Круковского «Наше время состоит из нас», посвященной истории Кемеровского авторемзавода.