Марина ТУМАНОВА

Фото: Дмитрий Ярощук

Одна из самых старых деревень, основанная на правом берегу Томи, с доброй плодородной землёй, в окружении пышных сосновых боров. Богатое месторождение угля. Место исторических событий времен Гражданской войны. Посёлок-герой, приютивший в военные 40-е ребятишек, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Активно развивающийся населённый пункт под крылами двух предприятий-миллионеров – легендарных совхоза «Забойщик» и шахты «Бутовская», не бедствующий, впрочем, и в нынешнее время. Таков он – посёлок Боровой на самом краешке западной части Рудничного района города.

Преемственность поколений и сплоченность жителей – так можно описать главные характерные черты этого до сих пор почти по-деревенски простого и милого уголка. Сегодня в рубрике #жить_здесь знакомимся с его прошлым и настоящим.

Деревушка Боровушка

Вот он, Боровой, – рассыпавшийся многочисленными пестрыми домиками в ложбинке меж холмов, будто в огромных ладонях. На пригорке радостным персиковым оттенком стен гостей встречает здание ДК – центр культурной и социальной жизни поселка. К нему ведет главная сегодня, одна из самых ухоженных и приветливых улица Городецкая. Мелькают зеленые заборчики, елочки вперемежку с сугробами серого апрельского снега. На востоке темнеет лес, а с юга в легкой туманной дымке – поля почти до горизонта. Обжитой уютный уголок…

Фото: Дмитрий Ярощук

Сегодня здесь, конечно, уже ничто не выдает той маленькой деревушки едва ли в десяток рубленых изб, которая появилась в середине XVIII века. Первопоселенцы искали плодородных земель, рыбных быстрых рек, «чтоб мельницу можно поставить». И нашли это в сердце Щегловской тайги – облюбовали местечко на холмистой равнине среди живописных березовых рощ и сосновых боров у слияния рек Малой Чесноковки и Безымянной.

Здесь местные ставили первые срубы из добротной древесины, возделывали пашни. Земля родила рожь, овес, гречиху; известно, что выращивали земледельцы и коноплю, и лен. Деревня укрупнялась, прирастала жителями и дворами. И сегодня, к слову, на старейших улицах легко встретить самые разные типы деревянных жилищ. Улицу Липецкую, например, одну из исторических, которая в незапамятные времена носила имя Мариинская, без преувеличения можно назвать настоящим заповедником русских изб из самых разных эпох: изба-связь, крестовый дом, дом-пятистенок. Но и не только её.

Фото: Дмитрий Ярощук

– В начале улицы есть дома, сложенные из бревен больше человеческого обхвата, которым уже давно перевалило за сотню лет. Сейчас, правда, всё их величие спрятано под сайдингом, как и многие другие вековые срубы в поселке, – рассказывает председатель ТОС «Боровой» Анатолий Константинович Колокольцов.

Он коренной боровчанин, по материнской линии принадлежит к роду первых жителей поселка – Кемеровым. Эта фамилия, к слову, по сей день здесь очень распространена.

Фото: Дмитрий Ярощук

Потомки первопоселенцев и сегодня помнят рассказы бабушек и дедушек, как те строили свои добротные жилища из массивных вековых сосен, что росли буквально за огородами. Как вели хозяйство и какой дикой, природной свободой дышала эта земля…

Отголоски двух войн

Размеренно и спокойно текла жизнь в деревне Боровой. Но, увы, и этот пасторальный уголок беда не обошла стороной. 1919-й, разгар Гражданской войны. В конце декабря ожесточенные бои развернулись прямо на территории поселения. Порядка тысячи жителей деревни и красноармейцев попали в плен, и очень многие погибли.

– Дед мой был и свидетелем, и участником того сражения. Укрыл в своем амбаре под овсом двух красноармейцев, – рассказывает Анатолий Константинович. – Пришли белые, пустили в амбар лошадей, те овес съели, а солдатам куда деваться: побежали за хлева, в лес. Один спасся, через год прислал деду письмо, благодарил.

…А второго догнала шальная пуля. Остался в Боровушке навсегда, лежит в братской могиле вместе с другими 33 красноармейцами под белым обелиском в Сормовском переулке.

Фото: Дмитрий Ярощук

– Мы за этим мемориалом ухаживали еще со школьной скамьи. И теперь это место каждый год силами активистов, старших улиц обихаживаем. Окашиваем траву в летнюю пору, белим, чистим, подновляем. Ведь эта память касается нас всех… – подмечает наш проводник и добавляет, что жители поселка и сегодня находят следы тех страшных событий на своих огородах – наганы и гильзы с маркировкой «Заводы Колчака».

Символично, что одними из инициаторов сооружения бетонного обелиска героям 1919-го стали ребята, эвакуированные в поселок из блокадного Ленинграда в 1942-м. Группу из 120 детей от трех лет и старше разместили в лучшем на тот момент двухэтажном кирпичном здании школы № 76, за которым на десятилетия закрепилось название Боровушинский детский дом блокадного Ленинграда. Он просуществовал вплоть до 1960-го. Во все времена славился своим дружным и сплоченным коллективом. Многие из его воспитанников, укрывшихся от жестокостей войны в тихой славной Боровушке, остались жить и работать в Кузбассе.

Боровушинский детский дом. Фото: архив Евгения Бесчетнова/проект поселок Боровой

Здание детского дома на улице Благовещенской, 22 сохранилось. Сегодня здесь размещается детский сад «Боровичок», оснащенный по последнему слову современности. Семь замечательных детских площадок на территории, спортивные зоны, несколько помещений для творческого развития с цифровым оборудованием… Историческое здание живет, растит новое поколение боровчан.

Фото: Дмитрий Ярощук, Константин Наговицын

Есть в поселке и памятник участникам Великой Отечественной войны. Мемориальный комплекс в память о 134 погибших фронтовиках из Борового в 1980-х по инициативе жителей и при поддержке шахты «Бутовская» установили на улице Липецкой. На открытие собрался чуть ли не весь поселок. В праздники у мемориала дежурил почётный караул из пионеров и комсомольцев школ № 76 и 51.

Фото: Константин Наговицын

За годы мемориал уже трижды претерпел реконструкцию – в 2005-м, 2010-м и в 2020-м. И сегодня площадка с золотистым шпилем, будто пронзающим синь небес, – одна из самых благоустроенных. К местам памяти в Боровом относятся с особым трепетом, чтят, берегут.

Фото: Дмитрий Ярощук

Дары природы

Хорошее место для жизни выбрали первые поселенцы – доброе. Но ведали ли они, насколько и чем богата эта земля. Угольные месторождения здесь были открыты в 1894-м. А в конце XIX – начале XX века были предприняты попытки угледобычи мелкими шахтами «Боровушинская-1», «Боровушинская-2», «Северный уклон» и другими.

Первое же серьезное предприятие – шахта «Октябренок» – появилось в 1930-м, на месте, где сейчас располагается храм блаженной Ксении Петербуржской. Поблизости очень быстро вырос небольшой шахтовый поселочек в несколько улиц (ныне они в составе Борового). Уголь на шахте добывали больше 10 лет. Старожилы это место и сегодня иногда называют Октябренок.

После закрытия предприятия, к слову, в районе нынешних улиц Декабрьской и Святой Источник даже планировали сделать новый центр Борового. Но в 1942-м эстафету приняла новая мощная шахта «Бутовская», и планы поменялись. Большие стройки переместились в западную часть поселка.

1.Комбинат шахты «Бутовская», 1940-50 гг. Фото: архив Евгения Бесчетнова/проект поселок Боровой, 2. Современное здание шахтоуправления, 2021 год. Фото: Дмитрий Ярощук

С другой стороны – активно развивалось на благодатных почвах сельское хозяйство. С 30-х в поселке действовал совхоз «Забойщик». Оба предприятия обеспечивали в трудные годы нужды фронта и тыла, а после и благополучную жизнь селян.

Росли объемы добычи угля, увеличивалось поголовье скотины, надои и урожай. Строилось жилье, объекты социнфраструктуры: детские садики и клубы (у шахты свой, у совхоза – свой), магазины, больница. Прибывали молодые специалисты – одни пополняли ряды «Бутовской», другие – быстро развивающегося совхоза. Рядом с избушками прошлых веков появлялись большие добротные деревянные дома. Поселок продолжал расти и становиться…

1.Магазин №12, ул. Городецкая, 25 (ныне магазин «Пятерочка»), 2. Здание школы №51, ул. Петрозаводская, 28, 1950-е., Фото: архив Евгения Бесчетнова/проект поселок Боровой, 3. Школа №51, 2021 год. Фото: Дмитрий Ярощук

Золотая пора Борового

О благоденствии Борового в 60–80-е местные рассказывают с особым трепетом. Время расцвета обоих крупных предприятий. «Забойщик» с тремя гуртами буренок в тысячу голов, большими парниками, где выращивали свои помидоры, огурцы и даже баклажаны. Совхоз вообще активно развивал овощеводство – очень прибыльное в те годы направление. Огромные плантации его и пашни старожилы вспоминают до сих пор. На пике была и шахта «Бутовская», с 70-х поднимавшая на-гора почти по миллиону тонн угля в год.

Предприятия строили дороги, одевали их в асфальт. На 60-е пришелся бум жилищного строительства. С запада в районе 1-й Бутовской улицы выросли ряды ровненьких краснокирпичных одноэтажек. Полублагоустроенные дома с водопроводом и уютными двухкомнатными квартирами. Сегодня этот квартальчик местные так и зовут «улицей красных домов».

Фото: Дмитрий Ярощук

– Жилье строили для всех! И для шахтерской элиты, руководства, и для обычных рядовых горнорабочих. А молодых работников с семьями в годы расцвета «Бутовской» в поселок много приезжало. Все жили в одинаковых условиях. Впрочем, и сами квартиры в этих домах очень приличные были по тем временам, – отмечает Анатолий Константинович. – Семьям шахтерским давали беспроцентную ссуду на строительство деревянных домов приличной площади – 9 на 12 метров. Таких домов в поселке десятки.

Ближе к своей территории дома строил совхоз «Забойщик». Вот они, на улице Благовещенской: небольшие коробочки – на двух хозяев, с комнаткой и кухней, ровненькие выбеленные параллелепипеды – двух- и трехквартирные. На этой же улице в 80-е работала и кондитерская фабрика (Благовещенская, 41) совхоза, наполняла конфетными ароматами всю округу. Какой вкусный здесь делали лимонад! А в местное сельпо с несколькими отделами, включая обувной, отделы одежды, продовольственный и шикарный книжный, кемеровчане приезжали со всех районов.

Фото: Дмитрий Ярощук

Особым моментом в жизни Борового стало строительство в 1958-м Дома культуры.

– Строили силами шахты «Бутовская», но участие в работах принимали чуть ли не все жители поселка. Организовывали субботники, а в выходные так и вовсе целыми семьями приходили помогать, – рассказывает директор ДК Боровой Татьяна Георгиевна Аверина. – На открытие 6 ноября 1960-го зал ДК был забит полностью. Настолько важным был этот очаг культуры для жителей!

Не без помощи боровчан, к слову, Дом культуры удалось отстоять в 99-м. Шахта закрылась, и его подумывали даже снести. Но местные не дали.

ДК поселка Боровой до реконструкции. Фото: архив Дома культуры Боровой

В итоге ДК Борового передали в ведомство муниципалитета. А в нулевые он резко пошел в рост, стал лучшим учреждением города клубного типа в 2004-м, а в 2005-м сюда пришла глобальная реконструкция. Отремонтировали всё! От фасада и внутренней отделки до прилегающей территории. Оснастили залы и кабинеты современным оборудованием, разбили сквер с аллеями. С пути передового ДК посёлка Боровой не свернул и по сей день. Прекрасно живет, развивается, обеспечивает культурным досугом весь поселок от мала до велика.

Фото: Дмитрий Ярощук

Ныне, кстати, локация снова на слуху: сквер у ДК Борового – один из участников голосования по выбору территорий для реновации по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды», которая пройдет в 2022 году.

– На самом деле нам, ДК, да и не только, вообще всему Боровому, очень помогают сами жители. Население у нас активное, неравнодушных к судьбе поселка много, – констатирует Татьяна Георгиевна. – Своими силами и площадки детские чистят-красят, в теплый сезон приводят в порядок улицы, украшают, ухаживают за мемориальными объектами. Если нужна помощь в организации мероприятий ДК – поселковый актив никогда не откажет.

Закладка Аллеи Победы у ДК, 2013 год. Фото: архив Дома культуры Боровой

Очень сплоченное в поселке сообщество. Боровчане свою малую родину любят. К слову, силами одного из таких вот энтузиастов – Евгения Бесчетнова – у Борового появился в прошлом году собственный сайт об истории поселка с ретро-фотографиями, довольно полной и разнообразной фактурой.

…Миновали эпохи предприятий-миллионеров, большинство жителей сегодня работает в других городских районах. Но окрестности по-прежнему понемногу прирастают жильем, а иногда и новоселами. Есть в поселке и современные капитальные коттеджи, и летние дачные домики. Работает новенькая мобильная газовая котельная. И всё же этому поселку не суждено рвануть ввысь сверкающими монолитными высотками – из-за подземных выработок и особой геологии. Не обрести статуса модного фешенебельного района. Нет, его привлекательность совсем иного толка. Он словно мостик между прошлым и настоящим, шумным мегаполисом и жизнью на лоне природы, где бежит узкой блестящей полосой бойкая речушка, в окрестных березняках щебечут птицы, а улицы каждый теплый сезон превращаются в цветущие благоухающие сады…

Фото: Дмитрий Ярощук

Быль и легенды Борового

Квартирки в глиняной стене

Такие строили, как рассказывают старожилы, в отработанных песчаных карьерах близ поселка. Местные прямо в глиняных стенах вырывали ниши, устилали полы соломой, сооружали мебель, полати, кровати, столы, навешивали на вход двери и жили. Глиняных квартирок-землянок было множество – целые ряды деревянных дверей по склонам. Сегодня их уже нет в помине. Но сельчанам, которые малышами бывали там в гостях, многоквартирные карьеры в память врезались прочно.

Липецкую хотели снести

Улица волею природы стоит на угле. И на краю Липецкой, там, где кончается поселение и начинаются березняки и бескрайние поля, в стародавние времена было место, где угольный пласт выходил наружу, чем, как говорят старожилы, местные охотно пользовались и отапливали свои дома. На разведанном месте хотели начать разработку, даже построили что-то вроде небольшого шахтового ствола и кое-что добыли. По поселку пронесся слух, что запасы под улицей настолько огромные, что вот-вот снесут все дома, местным дадут жилье в других районах, а здесь построят шахту. Ничего подобного в итоге не произошло. Слухи остались слухами, и улица Липецкая продолжает жить.

Целебный источник

Кроме двух маленьких быстрых речек, которые питают подземные родники, есть в Боровом и особый природный объект – сероводородный источник. Бьет из-под земли в ложбинке на улице Череповецкой. Этот ключ местные знают очень давно, причем не только жители поселка. В 1940-е сюда за целебной водой приезжали со всей округи и даже с левобережья, из центральных частей Кемерова.