Марина ТУМАНОВА

Фото: Дмитрий Ярощук

Полку природно-рукотворных локаций Кемерова прибыло. Наш нынешний герой – ландшафтный сквер ботанического сада КемГУ в Лесной Поляне – хоть пока ещё молод, невелик и находится в процессе становления, но уже вполне себе способен удивить. И разнообразием растений, и оригинальными структурой и оформлением, и своей по-особенному приятной гармонией.

На исходе августа наведались к нашему герою в гости. Рассказываем об особенностях новой локации и о ее ближайшем будущем.

Что такое ландшафтный сквер?

Статный комплекс ботанического сада на проспекте Михайлова с его обширными оранжереями, в которых собраны представители тропической и субтропической флоры планеты, сегодня известен если не всем, то почти всем кемеровчанам.

Фото: Дмитрий Ярощук

Однако немногие знают, что природные диковинки собраны не только внутри сада, но и на прилегающей к нему территории. Любопытные и внимательные наверняка уже заметили несколько занятных локаций с симпатичными мостиками, альпийскими горками и посадками, вид на которые открывается уже с леснополянского шоссе на подъезде к зданию.

Так вот: это и есть будущий ландшафтный сквер. Внешняя локация, своеобразный дендрарий, в проекте нового комплекса была изначально. Ибо сам он предполагался не обычным ботсадом, а Центром ландшафтной архитектуры, коим теперь и является.

– Под сквер нам было выделено восемь гектаров прилегающей территории. И оформлять ее – проводить зонирование, размещать растения – мы начали уже в 2017-м, за год до открытия, – начала знакомство ведущий специалист ботанического сада КемГУ Наталья Казакова.

Напомним, что в 2018-м в современный специализированный комплекс в Лесной Поляне переехал городской ботанический сад, который с 1998 года работал на улице Мичурина. Огромная коллекция растений со всех континентов ютилась в тесных стареньких теплицах и в небольшой зоне открытого грунта, часть зеленых жильцов которой тоже перекочевала на новое место – в ландшафтный сквер.

Фото: Дмитрий Ярощук

Он занимает пока лишь два гектара из отведенных площадей. Небольшая, казалось бы, территория, но и на ней сегодня уже высажены и вполне себе успешно произрастают 2700 растений (для сравнения: в обеих оранжереях – три тысячи). Разнообразных видов в сквере десятки, а сортов и форм, верно, и несколько сотен будет. И количество их продолжает расти, коллекции под открытым небом специалисты пополняют ежегодно.

– В 2021 году ботанический сад перешел под управление КемГУ, получил статус федерального. И сегодня открытая зона – наш основной приоритет, – поясняет специалист. – Впереди очень много работы. Нам предстоит освоить еще шесть гектаров площадей, включая территорию естественного березово-осинового леса, под сенью которого наш сквер так уютно расположился, завершить формирование и оформление уже начатых локаций, создать новые. В перспективе здесь появятся и пешеходные, и даже велосипедные дорожки, смотровые площадки, места для спокойного отдыха и многое другое. Над этим сегодня трудятся наши специалисты.

Реализация таких масштабных проектов, понятно, дело не пары дней и даже не нескольких месяцев. Хотя бы потому, что высаженный материал должен подрасти, окрепнуть и принять эстетичный вид. И для полноценного посещения с экскурсиями сквер откроется минимум года через два-три.

Фото: Дмитрий Ярощук

…Впрочем, структура и очертания будущего природно-рукотворного сада и сегодня вполне различимы, и здесь уже есть на что полюбоваться.

Хвойный дворик

Знакомство начали с основной экспозиции. На территории чуть больше гектара – с десяток разных природно-тематических зон. В каждой – своя коллекция растений по отделам, видам и сортам.

Голубая ель. Фото: Дмитрий Ярощук

Вот, например, хвойный дворик, где обитает уже порядка сотни зеленых представителей. Есть и родные наши сосны, и усыпанные шишками голубые ели, пихта, диковинные сосна Веймутова и горная, которая не ввысь растет, а натурально стелется по земле.

Сосна горная. Фото: Дмитрий Яорщук

А уж какое здесь разнообразие сортов и видов можжевельников и туй! Есть и своя двухметровая туя-великанша – одна из старожилов ботсада на Мичурина. И не скажешь, что североамериканка по происхождению. Крепкая, пушистая, вполне освоившаяся и с сибирскими капризами погоды, и с новым местом жительства.

Ягодный тис. Фото: Марина Туманова

Другая необычная елка, с желто-зелеными мягкими иголками, извиваясь, будто ползет куда-то: это краснокнижный экзот из Европы – ягодный тис, одна из местных редкостей. Компанию ему составляет распластавшийся на камешкам можжевельник казацкий и магония падуболистая – представитель семейства барбарисовых, из ягод которой делают, например, натуральные красители. И это не хвойник…

Можжевельник казацкий. Фото: Марина Туманова

– В каждой зоне кроме коллекционных мы также высаживаем другие декоративные растения: и для того, чтобы площадки выглядели разнообразнее и эффектнее, и для того, чтобы показать, как разные сорта и виды сочетаются друг с другом, как могут работать в композициях, – поясняет инженер 2-й категории, отвечающая за открытый грунт, Татьяна Изюрова.

Таких дополнений в каждой зоне полным-полно – почти все многолетники. В пополнении их рядов активно участвуют специалисты ботанического сада, часто привозят интересные экземпляры из путешествий по стране, из степей, с гор, морских побережий. Одна из последних диковинок, например, экзотический первоцвет – кавказский ирис. Ну а полностью перечислять их всех мы даже и не беремся…

Фото: Дмитрий Ярощук

Ивовые кущи на берегу пруда

…И двигаемся дальше. Через просветы в живых кленовых изгородях, которые отделяют площадки друг от друга. Еще одна наглядная демонстрация того, что и как можно использовать и какие формы придавать.

Примеров работы с ландшафтом, естественной средой, различных композиций – от альпийских горок до разнообразных цветников и топиарных форм – здесь множество.

Фото: Дмитрий Ярощук

– Одна из главных функций сквера – знакомить с культурой зеленого строительства. Это ведь целое искусство! Наша цель – заинтересовать людей, показать, какую красоту они могут создать хоть на приусадебном участке, хоть во дворе на самой обычной клумбе, – делится Татьяна.

Фото: Дмитрий Ярощук

Местные природно-рукотворные уголки, к слову, оформлены с душой. Поделки и малые архитектурные формы, созданные из здешних же природных материалов. Опавшие крупные ветки, спилы аварийных берез, даже симпатичные грибные пенечки – ничто не пропадает зря. Заботливые руки специалистов, людей творческих, талантливых и буквально влюбленных в свою работу, всё прилаживают к делу. Результат – гармоничный, очень естественный вид площадок.

Фото: Дмитрий Ярощук

– Логику оформления нам подсказывает сама природа, – говорит специалист. – При разработке проекта сквера мы учли все природные особенности этой местности, биотопы, освещенность и прочее. Естественные элементы также вписали в общую структуру.

Фото: Дмитрий Ярощук

Не стали, например, убирать небольшую ложбинку (вверху на фото), которая каждую весну или в ливни превращается в маленький живой прудик. Наоборот, дополнили ее сухим ручьем и культурными видами под стать местной прибрежной растительности.

Мискантус китайский. Фото: Дмитрий Ярощук

Родные осоки и рогозы соседствуют здесь с баданами, дальневосточным белокопытником, пушистыми копнами китайского мискантуса, пестролистной кровохлебкой – сортовой родственницей той, что качает багряными головками по всем нашим местным лугам и лесам, и прочими влаголюбивыми товарищами.

Пестролистная кровохлебка под боком у осоки украшает сухой ручей. Фото: Марина Туманова

Гвоздем программы здесь станет коллекция ив. Часть молоденьких деревьев уже украсила берега пруда. Ива серебристая, карликовая пурпурная Нана, ива черничная, олеандролистная, алатавская, белая извилистая ива, у которой изгибается буквально всё – от ствола до листьев. А скоро к ним присоединятся и окрепшие ивы-малыши. Они сейчас как раз подрастают вместе с представителями других коллекций в зеленых яслях отдела размножения.

Ива белая (извилистая). Фото: Дмитрий Ярощук

Приятный уголок в целом вырисовывается. Даже местным обитателям пришелся по душе. Пока осматривали площадку, по отсыпанному камнем берегу то и дело сновали задорные ящерки. Их тут прямо целое царство! Любят сквер, как подмечают специалисты, и лягушки, и зайцы нет-нет, да заглянут. А про пернатых гостей и говорить нечего. Птичья братия, что живет рядышком в лесу, сюда наведывается во все сезоны года.

Фото: Дмитрий Ярощук

– На пруд весной даже утки прилетают. Уже подумываем, как бы его в постоянный настоящий водоем превратить, – подмечает Наталья Козакова.

Спиренгарий и другие декоративные коллекции

Еще одна изюминка будущего сквера, почти готовая локация, – сад спирей, или спиренгарий. Его коллекция начитывает порядка 30 видов, сортов и форм. Высокие спиреи стоят поодаль, особняком. А на белом песке, как на полотне, играют красками те, что поменьше.

Спирея сорта “Криспа”. Фото: Дмитрий Ярощук

Каких только нет! Спиреи пепельные, розовые, белые, цветущие по весне белоснежными фонтанами, карликовые сорта, спиреи с крупными резными листьями, что зубцы у пилы, с плавным контуром, с бархатистым отливом и совсем крошечными…

Спирея японская “Маленькая принцесса”. Фото: Дмитрий Ярощук

…Есть даже спирея-хамелеон (внизу на фото), у которой на одном соцветии бутончики двух разных оттенков.

Фото: Дмитрий Ярощук

Эта зона с декоративно цветущими кустарниками в сквере не единственная. Специалисты развивают также коллекции шиповников, чубушников, вейгел и дейций. Их в общей сложности уже тоже набирается пара десятков.

Миниатюрный представитель коллекции чубушников сорта “Гном”. В начале лета покрывается облаком белоснежных цветов. Фото: Марина Туманова

А вот другая любопытная коллекция – декоративных растений-лиан вроде малины-клена, жимолости каприфоль и лимонника с княжиком. Для них в сквере выделено несколько отдельных зон с арками, перголами и прочими конструкциями, по которым удобно виться-расти.

Молодой девичий виноград почти оплел этим летом свою арочку. Фото: Дмитрий Ярощук

Сады на любой вкус

У кромки леса горят ярко-алые, с восковым отливом ягодки – это калина Сарджента и ее соседки Гардовина и Бульденеж шлют привет из своего маленького садика.

Фото: Марина Туманова

А в противоположной стороне, ближе к дороге, собрались тополя, пенсильванские ясени и коллекция розоцветных со своими королевами: исчерна-багряной черемухой краснолистной и яблоней Недзвецкого, что цветет роскошными малиновыми цветами и этой весной радовала кемеровчан, например, в обновленном парке Победы.

Черемуха краснолистная. Фото: Марина Туманова

К слову, настоящий плодовый сад в сквере, к слову, тоже есть. Занимает аж целых 500 квадратов и представлен 47 культурами. Так и манит розовощикими яблочками.

Фото: Дмитрий Ярощук

Декоративные плодовые соседствуют с садом лещин – настоящих лесных орехов, или фундука. К ним в компанию попал (чисто в силу тематики названия) представитель флоры Восточной Азии гамамелис – легендарный колдовской, или ведьмин орех, как его в народе за разные полезные свойства окрестили.

Молодой фундук (справа). Фото: Марина Туманова

Тут впору наконец обратить внимание на географию представленных видов, которая довольно широка. Есть здесь и зеленые обитатели разных уголков России от Дальнего Востока до Казахстана, и представители флоры ближнего зарубежья, и гости из-за океанов. Растения, понятно, либо адаптированные к жизни в наших местных непростых погодах, либо родом из аналогичных природно-климатических зон.

Представитель флоры европейской части России – ольха. Фото: Дмитрий Ярощук

Евразия, Америка – это всё понятно и знакомо. А как вам, например, житель берегов Северного Ледовитого океана – многолетний люпин?! Этот красавец с желтыми цветами здесь в единственном экземпляре, окружен особой заботой. Или лиатрис с пушистыми синими конусами соцветий, дикий предок которого произрастает на Багамских островах?! Он, кстати, и в адаптированном сортовом варианте отличный медонос, очень пришелся по вкусу леснополянским пчелам и шмелям. Короче: места происхождения перечислять можно долго.

Лиатрис. Фото: Дмитрий Ярощук

– Географическое разнообразие отвечает другой важной цели – познакомить людей с флорой разных мест, показать особенности растений, их красоту, великое разнообразие, – говорит Татьяна Изюрова. – И таким образом прививать любовь к природе – и к нашей местной сибирской, и к природе России и разных уголков планеты.

Ну и действительно, сложно не проникнуться, когда вот они – все стоят перед тобой, такие непохожие друг на друга, вьются-кудрявятся, благоухают по последним солнечным дням, шумят изумрудными кронами, пестрым ковром устилают террасы альпийских горок, качают яркими бутонами. Только и думаешь, как же неповторимо красив и многообразен наш мир!..

Лилия восточная. Фото: Дмитрий Ярощук

Маньчжурская роща

В финале нашей прогулки заглянули еще в две интересные локации – коллекции кленов и маньчжурских орехов. Первые пока выглядят скромно, привыкают, обживаются. Совсем малютка канадский клен жмется к местным буйным травам, будто пытается согреться. Тянутся ввысь окрепшие деревца уже почти родных клена гиннала и клена татарского.

Фото: Марина Туманова

И с ходу бросается в глаза североамериканец – клен сахаристый (вверху на фото) с невиданно резными листьями: каждый изгиб с зазубринками, а на ощупь – мягкий-мягкий.

Соседи кленов, маньчжурские орехи, своими тонкими стволами и пышнокронными верхушками а-ля пальмы взор притягивают издалека. По всему видно, с нашим климатом они давно свыклись, чувствуют себя почти как в родных краях и внешне даже молоденькими уже выглядят как самая настоящая роща.

Будущая ореховая роща на фоне родных осин и березок. Фото: Дмитрий Ярощук

– Эти деревья мы специально штамбируем – оголяем стволы, чтобы придать им более эстетичный вид. В будущем, когда они подрастут, гости сквера смогут гулять по нашей ореховой роще под естественным навесом из крупных листьев, – говорит Татьяна. – В перспективе здесь появятся и скамейки, можно будет отдыхать в теньке и прохладе, любоваться сквером и его коллекциями.

Фото: Дмитрий Ярощук