Марина ТУМАНОВА

Фото: Дмитрий Ярощук

Чёткие границы природная локация на северо-востоке города, там, где он встречается с Кемеровским муниципальным районом, обрела сравнительно недавно. В 2018-м обширная территория почти в тысячу гектаров близ Лесной Поляны, микрорайона Петровский и села Андреевка получила особый охранный статус и собственное название.

Эта невысокая увалистая местность сплошь покрыта живописными лугами, небольшими лесочками, ложбинами, поросшими густым кустарником и буйными травами, изрезана тонкими нитями прозрачных ручьёв и небольших рек, а в зарослях и логах прячутся изумрудные и бирюзовые пруды. Особое состояние царит в этих местах. Здесь явлены и последствия длительного воздействия человека, и дикий нрав тайги, и спокойствие северной лесостепи. Зыбкое равновесие непрерывного противостояния…

Итак, знакомимся с особенностями природного комплекса «Петровский» вместе с нашими корреспондентами и экспертом по природным локациям, специалистом областной детской эколого-биологической станции Светланой Ширяевой.

В сердце «Петровского»

Своё путешествие начали от небольшой деревушки Петровка, которая расположилась аккурат в центре природного комплекса. Пасмурный понедельник, после дождя пахнет влажными травами и опавшей листвой, погода с первыми нотками сентября.

Мы спускаемся по склону в ложбинку, пробираясь сквозь густой травостой выше человеческого роста. Чертополох, крапива, лопухи, но постепенно синантропы уступают место коренным зеленым жителям. Покачиваются влажные коричневые лапки ежи сборной, роняют капельки легкие колоски овсяницы и мятлика, золотятся пушистые хвостики тимофеевки… Типичные представители лугов вскоре сменяются приречными влаголюбивыми травами, под ногами заскрипела осока, показались остроклинные листья рогоза, путь преградил робкий неспешный ручеек. Это речка Осиновка притаилась в густых зарослях. По берегам сплошь березы да осины, развесистые ивы и одинокие рослые красавицы пихты темнеют в лиственной зелени, слегка подернутой золотом и багрянцем.

Фото: Марина Туманова

– Разнообразные луга, фрагменты березово-осинового леса, вот такие лесные колки в пойменных приречных местностях с характерной высокотравной теневой растительностью, густым кустарниковым подростом составляют наибольшую часть природного комплекса «Петровский». Такие экосистемы очень важны, они являются домом для редких птиц, млекопитающих и земноводных, берегут водоемы, защищают от паводков человека и вообще способствуют сохранению и эволюции биоразнообразия. Но при этом сами тоже нуждаются в защите и восстановлении. И вот для этого как раз и была создана эта особо охраняемая природная территория, – начинает знакомство наш эксперт Светлана Ширяева. – Здесь встречаются и реликтовые виды растений (представители древней флоры данной территории) – та же овсяница гигантская, чистец лесной, незабудка Крылова, и редкие пальчатокоренники, и даже первоцвет-краснокнижник – кандык сибирский.

Впрочем, это далеко не единственные природные чудеса, которыми может удивить «Петровский». Там же, в логу наткнулись, например, на необычные наросты на ветвях черемухи.

Фото: Марина Туманова

– Это лишайник, – сразу пояснила наш эксперт. – Хороший знак, лишайники – индикаторы чистоты воздуха.

А он здесь и впрямь невероятно хорош!

Продолжаем свой путь вниз по течению реки. Миновав густые заросли, на равнине Осиновка предстает совсем другой: широкое русло, пологие берега, стайка домашних гусей делит неспешные воды с дикими утками, а за рекой до горизонта – золотистые суходольные луга.

Фото: Дмитрий Ярощук

На пригорок взобрался ещё один небольшой лесок с полосой статных сосен (рукотворные посадки в «Петровском» не редкость), высоченными ракитами, в кронах которых суетятся дрозды-рябинники, и молодым березово-осиновым подростом.

Фото: Дмитрий Ярощук, Марина Туманова

Густого кустарника нет, лес, как и на равнине, почти прозрачный, а по кромке всё то же луговое разнотравье: вот кровохлебка качает красными головками в такт ветру, по соседству желтые солнышки пижмы, а ближе к тропинке – синие цветы цикория. Северная лесостепь на исходе теплого сезона балует сочетанием летних и осенних красок.

1.Осот полевой, 2.Цикорий, 3. Пижма, 4. Вейник, 5.Золотарник (золотая розга).Фото: Дмитрий Ярощук, 6. Кровохлебка, 7. Погремок. Фото: Марина Туманова, 8. Полынь Сиверса, 9. Василистник малый. Фото: Светлана Ширяева

Впрочем, на растительность природного комплекса влияние оказывает также и Барзасская тайга, с которой ООПТ граничит в северо-восточной части. Лесные зоны здесь разнообразят рябины, кусты караганы и калины, малиновые заросли и обильно растущие таежные цветы и травы, тот же папоротник-орляк, например.

Пальчатокоренник

Фото: Елена Радостева

Редкий представитель семейства орхидных. Дивно цветет в июне-июле – густыми многоцветковыми колосьями в виде коротких цилиндров из фиолетово-пурпурных, бело-розовых цветков. Обычно растёт в европейской части России, а также в северных и центральных её районах, в Прибалтике и на Алтае. Не так давно был также обнаружен в Скандинавии и Средней Европе и немножечко у нас. Очень любит этот цветок сырые луга, чуть менее – сырые леса и заросли кустарников по берегам водоемов. Но, увы, численность пальчатокоренников сокращается. Первая причина – мелиоративные работы, вторая – его замечательный декоративный внешний вид. Растение в больших количествах собирают для создания букетов и цветочных композиций.

Воды и их обитатели

Гидрологических объектов в «Петровском» превеликое множество. Не каждая ООПТ может похвастать таким разнообразием, а на территории Кемерова это и вовсе единственный природный комплекс с таким набором водоемов.

Сразу три (!) малых речки текут по его территории. На юго-западе катит прозрачные воды Люскус, на западе близ таежной зоны – Большая Промышленная, а в центре – спокойная изумрудная Осиновка. Кроме этого, как значится в исследованиях ООПТ 2018 года, в границах «Петровского» размещаются 19 прудов и озер природного и техногенного происхождения. А мелких ручейков, что впадают в речки, и вовсе не счесть. Ну и, конечно, вся водная и околоводная растительность здесь в изобилии – от лесного камыша с зарослями тростника и осоки до разнообразных рясок, кувшинок, сусака с лиловыми цветками-зонтиками и ветвистыми кустарниками ивы корзиночной и прочего, прочего, прочего.

Фото: Дмитрий Ярощук

Роскошными пейзажами ныне могут похвастать и затопленные участки разработок недр на месте бывшей шахты «Лапичевская».

Луговые и лесные зоны здесь постепенно восстанавливаются, ведут неравный бой с засильем сорных трав. Природа упорно пытается зарастить оставленные техногенным вмешательством раны. Черные угольные горки в чертополохе и репье, молодые осиновые колки на всхолмленной-возмущенной земле, поросшие мхами каменные глыбы и бетонные останки шахтных строений и просто море облепихи, усыпанной золотисто-оранжевыми ягодами… Вид, прямо скажем, контрастный и немного пугающий.

Фото: Дмитрий Ярощук, Марина Туманова

…А чуть в глубине, за стеной высоченной травы, большой бирюзовый пруд с каким-то марсианским пейзажем. Противоположный крутой берег с красными глиняными проплешинами захвачен березой, кое-где виднеются молоденькие елочки и сосны…

Фото: Дмитрий Ярощук

На этом берегу, ближе к воде – родные тенистые осиновые заросли с молодым ивняком и калиной. А у самой кромки фантастический вид и вовсе исчезает. Здесь пруд затянут зеленью, неслышно кружит стайка мошкары, и утомленная полетом стрекоза с прозрачными крыльями дремлет на остром листе рогоза, торчащем из воды. Этот пруд живой…

Фото: Марина Туманова

Удивительно, но факт: в северной его оконечности исследователи пару лет назад даже редкий для нашего края вид растений обнаружили – плавающий (!) папоротник сальвинию, занесенную в Красную книгу Кузбасса.

Сальвиния плавающая

Фото: архив Центра “Юннат”

Плавающий на поверхности водоёмов папоротник и при этом вообще единственный представитель рода сальвиния, который произрастает на территории России! Встречается много где – от Средиземноморья до Средней Азии и юго-восточных стран. В Сибири редок. Но это сейчас. Более двух миллионов лет назад славинии плавали по местным водоемам всюду в изобилии. Так что для наших краев это ещё и реликтовое растение. Этот вид светолюбив, обитает на мелководье пресных стоячих, хорошо прогреваемых водоемов, в местах, защищенных от ветра высокими берегами и прибрежными зарослями деревьев и кустарников. Именно в таком месте у нас сальвинию и нашли. Сегодня вид находится под охраной в 24 регионах РФ, включая и Кемеровскую область, а также в Армении, Белоруссии, Молдове и на Украине.

– А ещё все водоемы «Петровского» являются, помимо прочего, важной базой для перелетных птиц, – подчеркивает наш эксперт.

Можно на пролете встретить чомгу, или лысуху, или кого-нибудь из утиных, ту же серую утку, большого крохаля, шилохвость, красноголового нырка. Кряквы, чирки и свиязи так и вовсе здесь постоянно гнездятся. И это понятно, воды рек и озер в «Петровском» богаты не только растительностью и беспозвоночными, но и рыбой. Здесь встречаются и мелочь вроде ротанов, пескарей и гольянов, и ерш с плотвой, и окуни со щуками.

Звери дикие: большие и малые

Впрочем, не пустуют, конечно, в природном комплексе и леса с лугами. Пока гуляли по местным угодьям, постоянно отмечали, какие все-таки богатые, разнообразные и питательные пастбища кругом. Очень подходят крупным копытным. И так и есть, в границах ООПТ частенько, и особенно зимой, наблюдают лосей и косуль.

Фото: Марина Туманова

Уединенные берега озер и рек любят ондатры, а в заводях и зарослях речки Большой Промышленной встречается американская норка. Её куньи сородичи – колонок и хорь – держатся местных лесных зон. А обилие разнотравных лугов – общий дом для разнообразных грызунов, среди которых правят балом полевки, и насекомоядных, представленных разными бурозубками.

Фото: Дмитрий Ярощук

Но водятся в «Петровском» и более диковинные зверята, например, мышь-малютка размером меньше пшеничного колоска, самая маленькая мышь в Европе, и наоборот, самая большая в Европе землеройка – кутора обыкновенная, которая помимо прочего отменно плавает в местных пресноводных водоемах.

Мышь-малютка

Фото: архив газеты “Кемерово”

Самый мелкий грызун Европы и вообще одно из самых мелких млекопитающих на Земле. Длина тела мыши-малютки составляет всего около пяти с половиной – семи сантиметров (размер человеческого указательного пальца), а хвостика — до 6,5 см, и весит она всего около 10 граммов. Коренной обитатель лугового высокотравья, кустарниковых зарослей и бурьянной растительности на пустошах, которые служат ей и столом, и домом, и… дорогой. Мышь-малютка передвигается прямо по стеблям растений, когда ищет корм. А питается она семенами злаков, бобовых, широколиственных деревьев и плодами; впрочем, от насекомых и их личинок тоже не откажется, если попадутся. Летом на осоке, тростнике или веточках кустарника мышь-малютка сооружает круглое травяное гнездышко чуть больше 10 см в диаметре. В летнем жилище она выводит потомство. А зимовать миниатюрный грызун уходит или в просторную подземную норку, или в скирду, или прячется в стог сена.

Бурундуки, лисы, зайцы-беляки, хомяки, летучие мыши, несметный полк лесных птиц, включая главных пернатых охотников – черного коршуна, пустельгу, полевого луня, канюка и ястреба-перепелятника, – все здесь! Обитают, плодятся, регулируют природное равновесие.

ВАЖНО!

В пределах особо охраняемой пригородной территории «Петровский», порядка 300 га которой находится в черте города Кемерово, произрастает более 200 видов растений, встречается несколько десятков птиц, в том числе перелетных, более десяти видов грызунов и как минимум пять видов крупных млекопитающих.

Фото: Дмитрий Ярощук

…Такой огромный, многообразный, приветливый «Петровский» за пару-тройку часов нашего путешествия открыл нам далеко не все свои тайны. Его просторы, где так легко дышится, мы покидали с большой неохотой. Напоследок он порадовал нас ещё одним чудом – показал, как на некогда пустых поляночках подрастает молодой лес. И столько в этих хрупких деревцах упорства, столько силы! Они поднимутся, и лет через пять в пышных густых зарослях мы, быть может, и не узнаем этих мест. Природа лечит сама себя и обновляется не спеша, и постепенно всё возвращается на круги своя…