Лора НИКИТИНА

Фото: Константин Наговицын

Какие только имена не носил этот завод, известный каждому горожанину старше 35 лет: «Зэта», электротехнический, метизный, подковный… А тем, кто немного младше, хорошо знаком бизнес-центр «Зэта» и его окрестности. По мнению нашего журналиста, для города это место – одно из ключевых и значимых, хотя его судьба окончательно не решена. Сегодня заглянем на страницы его славной истории.

Этот материал – первый в нашем цикле рассказов #ИНДУСТреалити о легендарных промышленных предприятиях Кемерова, как закрытых, так и благополучно существующих.

Фото: Константин Наговицын

Еще в начале нулевых на эту территорию, которая спряталась в квадрате двух оживленнейших городских улиц – Весенней и 50 лет Октября – и двух потайных проходов внутри гаражных кооперативов, нельзя было попасть без пропуска. Въезд перекрывал тяжелый раздвижной забор свинцово-серого цвета, внутрь разрешали проехать только работникам предприятия да самым первым ласточкам-арендаторам. В главном здании на ул. 50 лет Октября, 11, еще располагалось руководство завода, эпоха которого подходила к концу, в старых кирпичных строениях на территории – проектный отдел и производственные цеха, где делали утюги, электрические плитки, магнитные переключатели. Но некоторые помещения уже сдавались в аренду – спустя двадцать лет весь комплекс зданий превратится в большой и хорошо известный бизнес-центр. А тогда завод еще работал – в самом центре города. И хотя для других городов это ситуация обычная, но для Кемерова – нестандартная. Электротехнический завод, более известный как «ЗЭТА», был единственным предприятием, которое базировалось не на окраине, в промзоне, а в паре сотен метров от площади Советов. Так распорядилась история.

Фото: Константин Наговицын

Отсчитывая десятилетия

Завод электротехнической аппаратуры обанкротился в 2004-м, всё оборудование переехало на «Токем», а документы и экспонаты заводского музея передали историкам – в городской музей «Красная Горка». Сегодня в здании заводоуправления работают десятки фирм, в заводском корпусе вдоль ул. 50 лет Октября расположились и кафе, и спортивные залы, и даже автосалон, некоторые арендаторы занимают производственные помещения в бывших цехах. Забегая вперед, скажу, что в них раньше располагались не только одни лишь цеха… Здесь по-прежнему кипит жизнь – да, это жизнь деловая, творческая, даже спортивная.

Необычное место в сердце Кемерова с удобным расположением и уникальной историей продолжает притягивать активных и деятельных людей. Территория постепенно приводится в порядок. Если еще четыре года назад, в 2016-м, многие старые постройки стояли в руинах и выглядели довольно пугающе: чернела над гаражами закопченная труба бывшей заводской котельной, между крошащихся стен тянулись из-под земли тонкие побеги вездесущих кленов, старые цеха манили сталкеров и любителей «заброшек» (тем более и ехать далеко не надо, чтобы получить порцию адреналина), то сегодня собственники демонтировали часть развалин, расчистили бурьян, расширили парковку. И всё же, всё же… Место, как и прежде, дышит историей. Она здесь в каждом шорохе и стуке, в каждом отпечатке подошвы сапога в пыли, в ржавом гвозде, который упал на землю в незапамятные времена, в потрескивании старых оконных рам и витражном стекле, в скрипе рассохшейся деревянной лестницы – да, и такая тоже сохранилась в одном из двухэтажных зданий.

В девяностые и нулевые здесь учились делать бизнес, в семидесятые и восьмидесятые – производили низковольтную электроаппаратуру, в том числе знаменитую бытовую технику, в пятидесятые и шестидесятые здесь стоял металлический лязг – на полную мощность работал легендарный метизный (производящий металлические изделия. – Прим. ред.) завод, а в сороковые ковали подковы для красной кавалерии, практически полностью закрывая потребности армии в Великую Отечественную войну.

Но место будущего завода не пустовало и до войны. Сюда бегали учиться окрестные ребятишки – тут располагалась школа № 30. А помимо нее – рабфак, конюшня артиллерийского дивизиона и несколько частных домов. Сейчас трудно установить доподлинно, какой объем построек тридцатых годов сохранился до наших дней и насколько эти здания были реконструированы за минувшие десятилетия. Однако, когда грянула война и оборудование подковного завода «Красный металлист» прибывало к нам эшелонами из блокадного Ленинграда, многие станки размещали прямо в существующих строениях. Мирный городской уголок стал заводской территорией нежданно-негаданно, в одночасье. Отсюда и неожиданное расположение завода, и некоторая хаотичность построек, и, на наш современный взгляд, непродуманность. Никто не думает о таких вещах, когда приходит страшная беда и все силы приходится бросить на борьбу с врагом…

Фото: Константин Наговицын

Что за завод приехал в Кемерово

История завода «Красный металлист», который будет эвакуирован в Сибирь в сентябре 1942-го, когда гитлеровцы возьмут в тиски город на Неве, начинается в 1887-м году. Сенатор немецкого города Любек Эмиль Людвигович Поссель торгует железом и каменным углем. Ему приходит в голову вести дела в России – в Виленской губернии он открывает фирму, которая производит косы и запатентованные подковные гвозди. В 1899 году Поссель покупает (правда, существует легенда, что выигрывает в карты) у своего знакомого гвардии поручика барона Павла Павловича фон Дервиза современный подковный завод в Петербурге. Предприятие получает новое имя – «Подковный и гвоздильный завод Э.Л. Посселя». Владелец расширяет производство и вкладывает в бизнес немало средств. Продукция будущей «ЗЭТЫ» была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 году – той самой, на которой публике впервые были представлены такие изобретения человечества, как эскалатор и озвученные фильмы, а Российская Империя потрясла воображение гостей Транссибирской железнодорожной панорамой…

…Началась Первая мировая – завод Посселя выполняет оборонные заказы. Русской кавалерии нужны подковы, подковные гвозди, винтовые шипы, ковочные инструменты. Правда, в 1915-м из-за нехватки материалов предприятие не справляется с военным заказом, и завод конфискует государство. Армия отчаянно нуждается в новых поставках – и производство быстро возобновляют. Грозовые предреволюционные годы завод встречает под названием «Петроградский военно-подковный завод», он пребывает в ведении Главного интендантского управления Военного министерства и выпускает 1 миллион 250 тысяч подков в месяц.

Завод Посселя по производству подковных гвоздей и кос в Петербурге. Фото: сайт музея “Красная горка”

…Петроград в огне Октября. Объявляется национализация промышленных предприятий. Завод, теперь именуемый «Народно-подковным», в годы Гражданской войны вынужденно простаивает, а с 1923-го вновь начинает работать. Более того, он единственный в Советской России выпускает подковные гвозди. В 1927-м к существующим производствам добавляется абсолютно новое – здесь начинают делать подъемно-транспортные механизмы. С 1929 года предприятие называется «Государственный завод металлических изделий и транспортных сооружений «Красный металлист». А в 1934-м бурное развитие метрополитена приводит к неожиданному заказу – заводу было поручено изготовить 18 эскалаторов для 1-й линии Московского метрополитена. Задача была для того времени сложной и даже граничащей с авантюрой. Вот что писал об этом в воспоминаниях директор завода Г.Р. Рапопорт:

«Эскалатор для нашего производства был совершенно неизвестной машиной. Литературы о нем достать не удалось. Несколько иностранных проспектов, десяток снимков, рассказы людей, повидавших эскалаторы за границей, – вот всё наше техническое «первоначальное накопление»… А эскалаторы предстояло соорудить очень солидные, самые крупные в мире. Высота их по вертикали составляла от 22 до 30 метров… Естественно, что ответственность на проектировщиков легла очень серьезная. Всякая ошибка в расчете даже маленькой детали могла нарушить взаимодействие всех узлов. Страшнее всего, что обнаружить этот просчет в заводских условиях мы не смогли бы, ибо монтаж эскалаторов производился уже в Москве, на самих станциях метрополитенов».

Но главный конструктор созданного на «Красном металлисте» эскалаторного бюро М.М. Андрианов с задачей справился! И в мае 1935 года состоялся торжественный пуск первой очереди метрополитена, и поплыли вверх-вниз новенькие эскалаторы под возгласы изумленных москвичей, впервые видящих диковинку…

С этого момента и до начала войны производство эскалаторов становится основным направлением работы. А в 1941-м «Красный металлист» переходит на изготовление оборонной продукции. Всё для фронта, всё для победы – здесь точат снаряды, выпускают мины и гранаты, переделывают учебные винтовки в боевые…

…И так до того самого момента, пока единственным шансом спасти производство не становится эвакуировать его по Ладожскому озеру. Оборудование «Красного металлиста» вывозили из блокадного Ленинграда по частям. И случилось так, что цепное производство отправили в Москву на завод «Металлист», производство эскалаторов – в поселок Перово Московской области (после войны оно вернулось в Ленинград и еще долгие годы плодотворно работало), а подковное производство – в сибирский город Кемерово.

Фото: Константин Наговицын

Кемеровский военно-подковный завод № 1

Эшелоны, везущие станки, оборудование и 28 работников подковного цеха прибыли на станцию Кемерово 5 и 15 ноября 1942. Стоял лютый мороз. Приехал и начальник цеха Николай Алексеевич Алексеев, имевший пятидесятилетний стаж работы на заводе «Красный металлист», бывший фронтовик, потерявший руку в боях Первой мировой, поэтому трудившийся в тылу. Он руководил выгрузкой оборудования, а впоследствии и созданием предприятия. Запомнился всем как человек авторитарный, суровый, но исключительно профессиональный – впрочем, с другим характером тут было не справиться. Разгружали эшелоны сами, в тяжелейших условиях. Чтобы доставить громоздкие станки от старого вокзала в центр города, был выделен всего один трактор.

Трудности на этом не кончились. Разместить производство пришлось на плохо приспособленной для этого, ограниченной территории. Подковный цех занял помещение бывшей конюшни, гвоздильный – школы № 30 (к слову, она уже к 42-му году требовала ремонта), шиповой, инструментальный цеха и заводоуправление отправились в здание рабфака. Чуть позже построили газогенераторную станцию, тесовое помещение для термического и травильного отделения, подстанцию, помещение для тарного цеха и конюшню на 8 лошадей. По некоторым воспоминаниям, рабочим пришлось разместиться там же, в цехах – к примеру, под общежитие отвели верхний этаж школы.

И заработал Кемеровский военно-подковный завод № 1 Наркомата обороны СССР. Для работы на нем мобилизовали трудящихся из Топкинского, Юргинского и Мариинского районов – всего 320 человек. В Кемерове почти не осталось взрослого трудоспособного населения: многие ушли на фронт, к тому же в рабочих руках нуждались десятки других производств, в Сибирь всё прибывали и прибывали эвакуированные заводы… Работать приходилось на очень опасном и старом оборудовании – почти все операции делали вручную, даже подавали металл в раскаленную печь. Чего стоило пережить ту зиму заводчанам – вряд ли мы сможем себе представить. Но уже 1 мая 1943 г. была отправлена на фронт первая партия подков, шипов к ним и гвоздей Кемеровского военно-подковного завода № 1. К этому времени число кавалерийских дивизий в Красной Армии дошло до 26, в них воевало почти четверть миллиона кавалеристов. А ведь еще были кони, на которых транспортировали оружие, боеприпасы, продовольствие! Полевые кухни на конной тяге! Роль благородных животных на фронте нельзя преуменьшить. Миллионы лошадей сумел обеспечить подковами наш завод: поставки тонн продукции на фронт не прекращались до конца войны.

Фото: Константин Наговицын

Метизный, электротехнический

Когда закончилась война, потребность в подковах никуда не делась – это было время, когда страна активно восстанавливала сельское хозяйство. 3 мая 1947 г. военно-подковный завод перешел из ведения Министерства Вооруженных сил СССР к Министерству местной промышленности. Вскоре здесь дополнительно запустили производство водонапорных баков. На территории завода возводились новые постройки: несколько заметных кирпичных зданий появилось здесь в 50-е, о чем свидетельствуют даты на фасадах.

В 1957 году завод переименовали в Кемеровский метизный. Начали выпускать болты, гайки, арматуру для химической промышленности. К слову, метизный участок существовал достаточно долго, он располагался в левой части заводской территории, ближе к улице Красноармейской (как раз те строения, где он работал, были недавно демонтированы – после пожара летом 2018 года).

Фото: сайт музея “Красная горка”

А уже в 1965-м предприятие преобразовали в Кемеровский электротехнический завод Главного управления по производству низковольтной аппаратуры (Главэлектроаппарат) Министерства электротехнической промышленности. Это была совсем другая эпоха: лошади уступили место автомобилям, такое количество подков уже не требовалось. Поэтому подковное производство было частично ликвидировано, а часть оборудования в 1974 году отправили в Горьковскую область, где создавался цех по производству подков, шипов и гвоздей. Кемеровский же завод сконцентрировался на изготовлении магнитных пускателей для электротехнической промышленности и товаров народного потребления – тех самых знаменитых электроплиток и утюгов, которые имелись в каждой кемеровской семье. В постперестроечные годы, а именно в 1991-м, предприятие стало акционерным обществом и получило новое имя – «ЗЭТА».

Фото: сайт музея “Красная горка”

Облик предприятия все время менялся вплоть до конца 80-х: на территории по необходимости росли новые объекты, часть зданий появилась уже после сдачи в эксплуатацию гостиницы «Кузбасс», построенной вплотную к фабричному пространству. Одним из последних появилось главное здание заводоуправления на ул. 50 лет Октября, ставшее визитной карточкой «ЗЭТЫ» и подарившее в качестве исторического наследства новоиспеченному бизнес-центру короткое, запоминающееся название…

Панорама старого завода: здания заводоуправления еще нет

Новое время

Шумный завод со своей спецификой всегда добавлял центральной части Кемерова ощущения контраста. Нарядный бульвар улицы Весенней – и тут же нестройные ряды цехов. Особенно это стало бросаться в глаза в нулевые, когда вокруг закрытой территории на месте старых бараков начали вырастать современные элитные дома. Но завод работал в сердце города еще достаточно долго, до 2004-го, когда АО «ЗЭТА» было признано банкротом. Было назначено конкурсное производство. Затем всё оборудование завода вывезли на территорию другого предприятия – «Токема».

Фото: Константин Наговицын

Спустя некоторое время было создано новое юридическое лицо – ООО «ПО Зэта» сейчас успешно работает на

Карболитовской, 1. Пускай по-своему, пускай сменив место дислокации и «потерявшись» для многих обывателей, но завод сумел пережить трудные времена и продолжает функционировать. Предприятие имеет сайт в Интернете, где указано, что «Зэта» занимается производством изделий из пластмасс, текстолита, металла, требующих механической, термической обработки и гальванопокрытия, а также осуществляет комплексные поставки запасных частей и комплектующих на все серии локомотивов и другой железнодорожной техники, будучи официальным дилером ЗАО «ТРАНСМАШХОЛДИНГ» по реализации запасных частей и комплектующих маневровых тепловозов и тяговых агрегатов в адрес промышленных предприятий и ремонтных компаний. Есть на сайте и раздел «История компании» – а значит, предприятие верно славным традициям.

…История живет. Там, где стучат станки, где идет сборка деталей, где гудят телефоны и оформляются накладные на продукцию. Где по-прежнему кипит работа и совершается ежедневный трудовой подвиг. Всё происходит немножко по-другому – на дворе новое время. Но глубоко в корне – остается неизменным.

…История живет и там, где завода уже нет, – с этого начиналась эта статья. В нулевые здесь планировалась жилая застройка и возведение архитектурно продуманного комплекса зданий – правда, пока проекты, участвовавшие в конкурсе, остались на бумаге. Но территория в центре города остается местом силы, местом притяжения горожан, и не возникает сомнения в том, что ее ждет будущее – не менее интересное, чем прошлое.

Фото: Константин Наговицын