– Это было возложение цветов к монументу в честь подвига жителей и защитников блокадного Ленинграда. Эльза Ивановна совсем не хотела давать интервью. Обычно в таких случаях я просто подхожу к кому-то другому. Но тут почему-то решила проявить немного настойчивости и разговорить. Уж очень мне понравилась эта активная и бойкая женщина. Видимо, сработало журналистское чутье, – вспоминает Светлана Булаева.
«Большинство пришедших блокадников в те страшные времена были совсем маленькими детьми. Они не помнят ужасы лишений блокадных лет. Но эта трагедия перевернула всю их жизнь, забрав самых близких и выбив из привычных мест. – Сама я с 38-го года. Когда началась блокада, мне было года три всего. Всё детство моталась по детским домам: Чернышевск, Верхотомка и вот – Кемерово. Здесь и осталась. Работала аппаратчиком на химпроизводстве, затем лаборантом. Родных я так и не нашла. А кого искать-то? Я ж не помнила, как их звали! – без слез, но с огромной тоской говорит Эльза Ивановна Коронен. За долгие годы жизни эта боль притупилась, но не прошла. Она до сих пор читается во взгляде женщины».
Нежданное письмо и долгожданная встреча
Статью опубликовали не только в печатной версии, но и на сайте газеты. А в мае на редакционную почту пришло удивительное письмо:
К письму Ирина приложила половинку фотографии, на которой была изображена ее мама в детстве.
Видеомост Украина – Кузбасс
Редакция разыскала Эльзу Ивановну Коронен и сообщила ей удивительную новость. Оказалось, что в последний раз женщина видела Ларису в 1957 году. Тогда подруги встретились случайно возле Крытого рынка. Они очень часто ходили друг к другу в гости, постоянно гуляли вместе, так что и подумать не могли, что судьба их так внезапно разлучит. Муж у Ларисы Аркадьевны был военным, и его часть стремительно перевели в другой город…
Видеовстречу удалось организовать не сразу. К сожалению, даже радостные события в таком возрасте очень сказываются на самочувствии. Новость о том, что потерянная подруга нашлась, поразила обеих наших героинь. Они уже свыклись, что самые дорогие люди в их жизни потеряны навсегда и безвозвратно. Память о них хранится где-то в тех потаенных уголках сознания, которые, увы, недоступны взрослым. Родители, возможные братья и сестры, бабушки и дедушки – в этом же списке находились друг для друга и они. И тут часть той потерянной жизни вдруг находится.
«Добрый вечер, вернее, у вас уже ночь. Сегодня рассказала маме об Эльзе Коронен. Радость и слезы! Очень обрадовалась, что Эльза жива и что помнит ее. Конечно, мама стала вспоминать всю свою жизнь и проревела весь день. Давление подскочило до 190. Не знаю, стоит ли завтра устраивать встречу. Маме надо несколько дней прийти в себя», – вновь написала дочка Ларисы Аркадьевны Ирина Викторовна Приходько.
Кроме физического состояния подруг для успеха мероприятия нам предстояло решить и ряд технических проблем, а еще учесть разницу во времени. Было решено, что через несколько дней Светлана Булаева приедет к Эльзе Ивановне и со своего смартфона позвонит дочери Ларисы Аркадьевны по видеосвязи. Во время этого видеозвонка плакали все: и бабушки, которые наконец смогли увидеться, и дочь Ларисы Аркадьевны, и даже наш корреспондент… Столько радости и боли было в этой встрече, что просто невозможно было сдерживать эмоции.
– Ох, Эльза, я уже и не верила, что когда-нибудь тебя найду, – со слезами на глазах проговорила Лариса, вглядываясь через маленький экран телефона в знакомые, но измененные временем черты подруги.
– Ты меня хоть узнала? – Тоже сквозь слезы смеялась Эльза. – 60 лет прошло! Плакать не будешь?
– Да уже всё выплакала за эту неделю. Каждый день плачу. Конечно, узнала, мне же фотографию показали, – ответила Лариса. – Я же так тебя искала. А потом поняла, что бесполезно. И сама придумала тебе замечательную судьбу. У меня ты нашла родных в Финляндии и уехала жить к ним. У тебя же такая необычная фамилия.
– Да, как у одного из президентов Финляндии, – улыбается Эльза Коронен. – Но, к сожалению, я никого не нашла. Я несколько раз ездила в Ленинград. Сидела в архивах. Обнаружила только своё имя в списке эвакуированных детей. И всё.
Мечтаю найти себя…
Разговор двух давних подруг длился более 40 минут. Они рассказали друг другу о том, как жили все эти годы. Вспомнили детство. Поговорили, как сложились судьбы их общих знакомых. Лариса призналась, что в 16 лет, когда получила свой первый в жизни документ – паспорт (почему-то свидетельство о рождении ей выписали только вместе с паспортом), она решила закрыть для себя тему прошлого, замкнулась и прожила всю свою жизнь, никому не рассказывая, какая огромная и незаживающая рана есть в ее душе от тех жутких военных лет.
– Знаешь, Эльза, я сейчас очень об этом жалею. Надо было, наоборот, говорить об этом. Я же писала в передачу «Жди меня» и про себя тоже. Там в заставке была даже моя фраза: «Помогите мне найти СЕБЯ». Но потом ее убрали, а мне так и не перезвонили, – вздыхала Лариса Аркадьева.
Но Лариса Аркадьевна надеялась, что еще не всё потеряно. Она рассказала, что с возрастом словно пелена спадает с ее детских воспоминаний. Женщина в подробностях помнит свой дом и подъезд. Ей бы только найти подробную карту Охты (исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы). И она обязательно узнает местность. А еще она уверена, что просто потерялась.
– Мама меня очень искала после войны. Я словно слышала ее полный отчаяния голос, зовущий меня, у себя в голове, когда была совсем девочкой, – делилась Лариса Аркадьевна с подругой тем, что прятала глубоко в себе и никому не рассказывала все эти годы.
Эльза Ивановна рассказала подруге, что в Санкт-Петербурге есть несколько архивов, в которых, возможно, что-то может найтись. Но возраст и государственные границы, конечно же, серьезные преграды.
Несмотря на грустные темы, разговор двух потерянных сестер получился очень теплым. Они шутили сквозь слезы и были очень счастливы вновь обрести друг друга.
Кстати, у Эльзы Коронен на самом видном месте стояла вторая половинка той самой фотографии, которую выслала дочь Ларисы Аркадьевой. Эта карточка, как пароль, вновь связала две страны и две судьбы. На фото девочкам лет по шесть. Они исполняют танец «Льдинки».
– Я увидела это фото у Ларисы и попросила оторвать мне половинку. Тогда же было очень мало снимков. Мои детские фотографии по пальцам можно пересчитать. А с этих танцев и началась моя самодеятельность. Всю жизнь я танцевала и пела в хоре, – рассказала Эльза Ивановна.
В редакции с помощью компьютерной программы соединили эти две половинки и подарили восстановленное фото обеим женщинам.
Еще одна подруга
После выхода серии публикаций о встрече подруг к нам в редакцию обратилась еще одна женщина. Оказалось, что Лариса Аркадьевна потеряла связь не со всеми своими подругами. Наша читательница Татьяна Ефимовна Филина (женщины дружат еще со времен учебы в швейном училище) очень захотела познакомиться с Эльзой Ивановной. Теперь новообретенные кемеровские приятельницы собираются вместе и устраивают видеозвонки на Украину.
– Благодаря Татьяне мы уже созванивались с Ларисой раз 15, – улыбаясь сквозь слезы, говорит Эльза Ивановна Коронен. – Сама-то я не могу. Для этого нужен сенсорный телефон. У меня такого нет, да и сложно будет выучиться на нем что-то делать. Поэтому прихожу к Тане. А к ней тоже приходит подруга, чтобы включить «Скайп». Одна я не могу уже так далеко ходить. Тяжело мне дороги переходить. Меня моя подруга Томочка туда провожает. Так мы и собираемся вчетвером… Плачем, смеемся, вспоминаем наше детство.
Эльза Ивановна очень сожалеет, что они с Ларой не смогли найтись раньше. Ведь она не раз бывала на Украине и, конечно же, навестила бы подругу. Утешает только то, что современные технологии позволяют им не только слышать, но и видеть друг друга.
Раненные в душу
Дети блокадного Ленинграда всю свою жизнь пытаются найти себя и своих близких. Страшная война словно вырвала их из рода, не оставив многим даже имени, которое дали родители.
– Мы все ранены в душу, – с грустью говорит Эльза Коронен. – Конечно, в детстве этого не понимали. Мы любили собираться и рассказывать друг другу, как мамы смогут нас узнать. У каждого были особые приметы. У меня вот родинка на запястье. Это сейчас ее совсем не видно – выцвела, а раньше была очень яркая. И некоторым ведь действительно удалось найти родных.
Эльза Ивановна поддерживает связь со многими своими сестрами по детскому дому. Именно они и стали ее семьей. Поэтому так важна была для нее возможность вновь общаться с Ларисой. В конце декабря прошлого года у Ларисы Аркадьевны Аркадьевой случилось большое несчастье. После продолжительной болезни скончался муж. Эльза Ивановна поддерживала подругу, несмотря на расстояние. Сейчас Лариса Аркадьевна переехала жить поближе к дочери в Киев. Подругам стало проще созваниваться. Они постараются сделать это и в очередную годовщину снятия блокады – 27 января.
С каждым годом свидетелей тех страшных лет становится всё меньше. Вместе с ними закрываются страницы Великой истории и подвига, который совершили все, кто прошел через жернова войны. Кто-то – с оружием в руках, а кто-то – неся через всю свою жизнь горечь от потери самых близких, но строя свою жизнь и прокладывая дорогу будущим поколениям, поднимая страну из послевоенной разрухи. Пока у нас есть такая возможность, нужно непременно говорить с этими людьми, выражать им свою благодарность и отмечать самые важные даты Победы.
Загрузка комментариев