+7 (384-2) 58-10-05
    news@gazetakemerovo.ru

    Урок финансовой грамотности: прикладные знания

    6 марта в гимназии № 25 прошел открытый урок финансовой грамотности по учебным пособиям, разработанным Минфином РФ. В событии приняли участие ученики 10-го класса, а также более 50 педагогов кемеровских школ.

    В декабре прошлого года в школы Кузбасса Минфин России поставил свыше 61 тысячи специальных учебно-методических комплектов (УМК) по финансовой грамотности для 4–11-х классов. Занятия по ним уже начались. В минувшую пятницу с новыми учебниками кемеровских педагогов и школьников познакомила советник директора проекта Минфина России по повышению уровня финансовой грамотности, соавтор УМК кандидат педагогических наук Екатерина Лавренова. Эксперт провела открытый урок для десятиклассников и наглядно продемонстрировала, как использовать учебные материалы для достижения наибольшего образовательного эффекта.

    Открытый урок решили посвятить актуальной теме: что такое кредит, в каких случаях его стоит брать, а в каких это небезопасно для семейного финансового благополучия.

    Екатерина Борисовна провела занятие не по классической схеме, в основе которой теория в лекционной форме. Она считает, что современные дети лучше всего усваивают материал через деятельность, поэтому вовлекла ребят в ролевую игру и предложила поразмышлять над жизненной ситуацией.

    – Представьте, что у вашей мамы случилось что-то неприятное, она в плохом настроении идет в торговый центр, видит рекламу «Бери шубу сегодня, плати завтра» и направляется в магазин, чтобы взять шубу в кредит. Но шуба у мамы уже есть, а также есть ипотека и автокредит, платежи по которым составляют половину дохода вашей семьи. Стоит ли маме делать покупку или будем ее отговаривать?

    Ребята думают, совещаются и правильный ответ дают почти сразу.

    – Конечно, не стоит, – говорит Луиза, – это нелогично. Во-первых, шуба у нее уже есть, а во-вторых, имеется и весьма серьезная финансовая нагрузка. Еще один кредит для семьи может обернуться нехорошими последствиями.

    Урок-игра продолжается. Отговорить маму предлагается с помощью броских плакатов, которые объясняют, во что могут вылиться неразумные траты. Каждая группа школьников работает со своим плакатом, нужно доходчиво объяснить смысл абстрактного изображения, интерпретировать визуальные образы, используя специальные понятия.

    Одно наглядное пособие, к примеру, раскрывает суть кредита как финансового продукта. Другое – два его важных свойства: платность и возвратность. Третье демонстрирует, что такое процент и из чего складывается общий платеж по кредиту. На четвертом плакате изображен очень грустный человечек в одном исподнем в окружении парящих процентных ставок, грозных слов «долг», «платеж», «кредит» и прочих.

    – Это последствия неверно принятого решения, – считает Алексей. – Человек не соотнес свои финансовые возможности с кредитными обязательствами, теперь почти весь месячный доход тратит на погашение долга.

    Эту учебную методику Екатерина Лавренова представляет как кейс и отмечает, что можно пойти и другим путем – предложить детям самим символично выразить, нарисовать проблемную ситуацию или определенные понятия.

    В учебниках Минфина есть, конечно, и определения в максимально доступной форме, и формулы с расчетами. Но главный упор сделан именно на проигрывании жизненных ситуаций, которые сопровождаются занятными ироничными иллюстрациями, проверочными заданиями, тестами и наглядным материалом. В учебниках для 10-11-х классов, которые презентовали в ходе открытого урока, рассказывается и о том, как сберечь финансы с помощью депозитов, и об операциях на фондовых рынках, и о налогах со страхованием, и о том, как создать собственный бизнес и не попасться на удочку мошенникам, и много о чем еще.

    – Детям уроки финансовой грамотности очень нравятся, особенно практические задания, – комментирует учитель школы № 54 Мария Огурцова, которая организует внеурочные занятия по финпросвещению для учащихся 6-7-х классов. – Ребята с большим энтузиазмом составляют семейный бюджет, рассчитывают кредиты и вклады, активно интересуются, как можно заработать на фондовом рынке или как правильно формировать пенсионные накопления. Интерес вполне объясним, ведь речь идет о конкретных, применимых в жизни вещах. Дети очень хорошо понимают, что это им пригодится в будущем.

    Функциональность и возможность применять знания на практике – один из ключевых моментов уроков финансовой грамотности. Разработанные Минфином УМК, к слову, включают в себя не только учебники и рабочие тетради с заданиями для учеников, но и сборники методических рекомендаций для педагогов, а также пособия для родителей, где материалы оформлены в виде ответов консультанта на наиболее актуальные вопросы повседневной финансовой жизни семей.

    – Взрослых не всегда можно увлечь даже важной темой, – подмечает учитель лицея № 23 Ольга Уланова, она ведет уроки финансовой грамотности у 10-х классов. – А через школьные занятия это вполне осуществимо. Ребята получают информацию к размышлению, основы грамотного финансового поведения и доносят знания до родителей. Плюс в пособиях очень понятно объясняются порой довольно непростые финансовые вопросы. Нас, педагогов, особенно радует, что в базу УМК лег серьезный учебник школьной «Экономики» именитого российского ученого, профессора и доктора экономических наук Игоря Липсица.

    Во второй части открытого урока задачки-кейсы ребята решали уже самостоятельно. «В семье Степановых двое ребятишек. Им стало тесно в их неказистой однушке, и они решили взять в ипотеку трехкомнатную, – говорится в условиях. – Вот только общий доход на семью – всего 60 тысяч рублей в месяц». Ребята категорически не рекомендуют брать кредит, объясняют, что не хватит денег и на повседневные расходы, и на оплату ипотеки. В процесс включаются и учителя, их тоже невероятно захватил урок. Опытные взрослые считают, что квартиру в кредит взять можно, но поменьше и подешевле, например, двухкомнатную. При этом однокомнатную нужно продать и использовать полученные средства в качестве первого взноса.

    – А еще можно сначала продумать, какую сумму семья сможет безболезненно отдавать за кредит ежемесячно, а уже потом рассматривать варианты, – подсказывает Екатерина Лавренова, подчеркивая, что уроки финансовой грамотности тем и хороши, что не предполагают единственно верных ответов. Суть в другом: научить ребят ориентироваться в финансовом мире, анализировать условия, думать о последствиях и прогнозировать.

    В конце занятия школьники почти единогласно заявили, что, прежде чем взять кредит, будут трезво оценивать его необходимость и свои возможности – то есть уловили главную установку занятия. Так что полезный эффект новой методики уже налицо.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/832

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined