Учитель Ольга Белова: о дружбе, новаторских методиках и любимой работе с детьми

    Фото:  

    Первый завуч школы № 82, новатор, талантливый педагог, учитель математики, пионервожатая… Человек, который ещё в советские годы внедрил школьное самоуправление, развил шефские традиции, придумал «Школу актива» и «Школу лидера» для учеников началки (до того, как это стало мейнстримом). Специалист, чей опыт ехали перенимать педагоги и комсомольские руководители со всего Союза. И это всего лишь малая толика заслуг Ольги Георгиевны БЕЛОВОЙ.

    Работе с детьми она посвятила всю жизнь. Деятельность завершила в 2008-м, но и по сей день она самый желанный, дорогой и без преувеличения горячо любимый гость в стенах родной 82-й школы.

    Быть учителем

    Здесь она герой номер один! История её жизни, детство, проведённое в оккупации на Украине, первые шаги в профессии, первые победы и последующие тёплые отзывы коллег и бывших учеников, награды за заслуги — собрано абсолютно всё! К юбилею Ольги Георгиевны (19 сентября она отметила 90-летие) в школьном музее оформлен целый стенд с документами и ретро-фотографиями. Вот Ольга Георгиевна с малышкой-сестрой, а вот с ребятами в своём образцовом трудовом лагере в Елыкаеве, с коллективом учителей в 60-е, со школьным комсомольским активом… А вот она без пяти минут ученица первого класса, 7-летняя Оля Букштынова. Многочисленные газетные заметки, очерки, целые полосники. Всё это бережно хранят в родных стенах.

    – Балуете вы меня, – всплескивает руками именинница. Впечатлена, растрогана…


    В преддверии большой даты она навещает любимый второй дом (по-другому школу № 82 и не назовешь), в котором проработала 45 лет. Почётного гостя встречают юнармейцы, девятиклассники, симпатичные мальчишки и девчонки.


    Знакомятся. И стоило ей оказаться в привычном кругу, учительский азарт просыпается мгновенно. Как прошлый год окончили? Готовятся ли к предстоящим экзаменам? Ведут ли работу с младшими товарищами? Что читают? Все ли пособия и учебные материалы приобрели для занятий? Каскад вопросов. Не любопытства ради, она и сегодня в курсе всех школьных нововведений и событий, искренне беспокоится за ребят.

    – Я в эту школу пришла на экспериментальную должность, заместителем директора по воспитательной работе. До 63-го года завучей в школах не было. А деятельность завершила в 79 лет, представляете, – объясняет, удивляясь сама себе, Ольга Георгиевна.


    – И не побоялись стать первопроходцем? – интересуемся.


    – Да что вы! – улыбается учительница. -- Работы с детьми я не боялась никогда. У меня была замечательная семья. Я с детства ладила со всеми ребятишками, даже с самыми хулиганистыми. Абсолютно все были моими друзьями.


    В семье она, к слову, была старшей (а всего было четверо детей), присматривала за малышами. Пример всегда был перед глазами – мама, музыкальный работник, проводила с воспитанниками много времени, всегда умела их организовать, увлечь какой-нибудь деятельностью. Гвоздём досуговой программы были семейные музыкальные спектакли, которые ставили все вместе. Весело росли, интересно.

    В 44-м приехали в Сибирь, сначала жили в Барзасе. Оля в школу поступила в 13 лет (в оккупации училась урывками, так что в пятом классе была старше всех). И здесь сразу обратили внимание на её способность ладить со сверстниками. Летом доверили работу вожатой в пионерлагере. Эту же черту не упустили из виду и в школе № 19 (в 46-м семья переехала в Кемерово, в Кировский район). Поручили шефство над первоклашками. И она справилась, «купила» маленьких непосед играми в мячик, завоевала доверие и приучила к порядку. Дальше – больше: старшая вожатая школы, пионервожатая в летнем лагере, организатор турпоходов, драмкружка и прочее, прочее, прочее… А ещё она успевала хорошо учиться, из всех наук любила именно точные – математику, физику, химию.


    С самого начала большого взрослого пути она точно знала: станет учителем, будет работать только с детьми!

    Служить примером

    В учительском институте в 50-е приметную девушку с хорошим аттестатом сразу позвали и на литфак, и на математический. Победил последний.

    – Декан уговорил. Тогда вроде как было почётно женщине заниматься точными науками. Скажешь где-нибудь, мол, учитель математики в школе, и люди реагируют: «О-о-о-о! Не только красивая и видная, но еще и умная», – с юмором отвечает Ольга Георгиевна на вопрос о выборе профессии. И это «племя молодое, незнакомое» сразу попадает под её необычайную энергетику и обаяние. – У меня с точными науками всегда лучше складывалось. А у вас, ребята, как с математикой? Не отстаёте? – и снова всё внимание на ребят… Она и сегодня немного репетиторствует, подтягивает школяров по предмету.

    Математический ребус, кстати, долгие годы был девизом школы: «Нам никогда не будет 60, а лишь четыре раза по 15». А ей удалось «норму» перевыполнить, по 15 она прожила уже шесть раз! Сохранила и молодецкий задор, и ум холодный, и сердце горячее, и бодрость духа. «Наша Ольга Георгиевна как прежняя, – говорят коллеги и бывшие её ученики. – Пребывает в постоянном движении…»

    Такой неуёмной, кипучей, творческой, обладающей массой идей она была всегда. И заражала своим огнём окружающих. Будь то наскоро собранный коллектив учителей из разных школ (так было, когда она начала работать в только что открывшейся 82-й) или ребята разного возраста. Она находила подход к каждому. Тонко, ненавязчиво, очень деликатно, каким-то особым, шестым чувством определяла их интересы, скрытые способности и таланты, помогала расти. Учила дружить, работать сообща, дерзать, организовать свой досуг и младших товарищей – и была для них примером, конечно.

    …и гореть своим делом!

    Известна её новаторская затея с шефством, например, когда за первоклашками приглядывал пионерский отряд пятого класса, вторые классы прикреплялись к отряду шестого, а третьеклашки – к седьмому.


    – Разбалуется кто-нибудь из младших – я сразу к его шефу. Мол, Петя, твой подопечный плохо себя ведёт, наведи порядок, – Ольга Георгиевна мгновенно переключается, будто разыгрывает с ребятами театральную постановку, прихватив за рукав одного из парней-юнармейцев (он теперь за Петю).

    – Только не кулаком, смотри, найди подход к младшему товарищу, – по-доброму щурятся её пронзительные ясные глаза. Ребята смущённо улыбаются, но суть им ясна.


    – А ты, Миша, – вовлекает она в импровизацию другого мальчугана, – твой Сашка учителю истории нагрубил, разберись…


    Учеников 82-й узнавали сразу – доброжелательные, энергичные, целеустремлённые. Настоящие комсомольцы. По этому пункту школа в числе лучших была долгие годы, а её ученики не раз зарабатывали право стоять в почётном карауле Поста № 1 у Вечного огня (очень высокая привилегия). А сколько у них было славных совместных поездок с комсомольским активом и общих дел (старшеклассники помогали шефствовать в сельских школах в Верхотомке и Подъякове, например), и сколько нужного и полезного ребята взяли в своё будущее… Сегодня уже состоявшиеся признают единогласно, что всё, чему Ольга Георгиевна их научила, пригодилось и в жизни помогло!

    Приобретённое за годы реноме держит и сегодняшний педсостав учреждения. Учителя дружны, активны и тоже своим делом горят. Зазвали именинницу на «скромный капустничек» в актовый зал… и дали настоящий концерт!

    Фото: Константин Наговицын

    ...Все было, и поздравления, и подарки, и трогательные стихи. Учительским хором исполнили душевную песню, и шутили, и радовались вместе. Так по-доброму, по-свойски, очень искренне, как могут радоваться, пожалуй, только близкие друг другу люди, незримо связанные, объединённые чем-то очень глубоким...

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/1058

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined