Театр военных действий: как творческие коллективы Кузбасса приближали Победу над фашизмом

    Труппа Кемеровского городского драматического театра, 1945 год

    Есть немало цитат о том, насколько несовместимы понятия войны и культуры. Но надо признать: в самые непростые годы для нашей страны, когда её народу, отказывая себе во всём, приходилось давать отпор врагам, культура не умерла. Более того, она не только не сдалась обстоятельствам, не только выжила в неимоверных условиях, но продолжала развиваться, питая своей энергией и верой в добро многих и многих людей.

    Наш сегодняшний материал – о маленьком островке культуры в большом тыловом регионе воюющей страны – в Кузбассе.

    Фронт культурный – вполне настоящий

    Даже суровый фронтовой быт – при всех его ограничениях – не мог перевесить нормальной человеческой потребности к, казалось бы, эфемерным ценностям художественной культуры. «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?// После боя сердце просит музыки вдвойне!» Именно такой стихотворный ответ в 1942 году дал своему оппоненту из штаба Северного флота – в ответ на реплику о том, что «сейчас не петь надо, а фашистских гадов бить» – советский поэт Василий Лебедев-Кумач. Именно на этом принципе гораздо позже был создан культовый фильм Леонида Быкова о военных лётчиках Великой Отечественной «В бой идут одни «старики». Оказалось, что и петь (а иногда даже и плясать) тоже надо – делу помогает.


    Наверное, в те страшные годы не все понимали и разделяли решения руководства страны и срочном спасении объектов художественной культуры, об эвакуации в глубокий тыл целых творческих коллективов. Но на самом деле это было вполне оправданной и точно рассчитанной мерой. Не будем ханжами и признаем, что выдающиеся достижения национальной культуры для молодой страны Советов являлись мощным инструментом воздействия на широкие народные массы. Именно поэтому к делу партийной и советской пропаганды в годы войны были подключены все самые массовые учреждения культуры и искусства.


    Мы уже писали о том, что в напряжённые предвоенные годы время досуга для советских граждан было крайне ограничено. Работа на предприятиях и обязательная общественная деятельность занимали немалую часть суток, оставшееся время необходимо было тратить на не менее важные домашние дела, а его остатки – на короткий сон. Но оставалась и хорошая отдушина – художественная культура. Да, одной из её задач также было воспитание у людей чувства патриотизма и стремления самоотверженно трудиться. И в этом своем предназначении она особенно преуспела именно в годы Великой Отечественной войны. Оказалось, что культура военного времени реально помогала приближать победу над врагом.


    Газета «Кемерово» в предыдущих выпусках рубрики «Тыл – фронту» уже подробно рассказывала о том, какой вклад в дело победы вносили самые учреждения культуры: библиотечные, клубные, музыкальные, просветительские, самодеятельного творчества – разные. Всё это было очень нужно людям в трудные для них времена. Но сегодня нам бы хотелось остановиться на деятельности профессиональных творческих коллективов театров – тоже разного жанра, которые – в силу обстоятельств военного времени – серьёзно повлияли и на дальнейшее развитие театрального искусства в Кузбассе.

    Кузбасс: столичный – театральный

    Говорить о приобретениях, связанных с войной, конечно, грешно, но следует признать, что Кузбассу действительно чрезвычайно повезло оказаться в списке регионов, назначенных для приема эвакуированных с западных территорий страны предприятий и учреждений. Мало того, что многие крупные заводы переселись сюда практически навсегда, но и культура региона получила мощную подпитку. Достаточно вспомнить, что именно к нам из столицы был эвакуирован Московский государственный театр оперетты. Он был размещён в Прокопьевске. Вот выдержка из архивного документа (конкретной даты его составления мы пока не обнаружили): «О работе Гос. Театра Оперетты» (докл(адчик) т(оварищ) Александров).


    «Учитывая, что работа Московского Государственного Театра Оперетты в г. Прокопьевске является крупным фактором в культурной жизни города, бюро горкома ВКП(б) постановляет:


    1. Просить обком ВКП(б) дать указания Облисполкому о включении театральной площадки города Прокопьевска в систему финансирования по разделу «Искусство» с 15 ноября 1941 года.


    2. В целях популяризации театра среди широкой массы населения города поручить:

    а) Отделу агитации и пропаганды ВКП(б) совместно с руководством театра составить календарный план выезда артистов театра на шахты для художественного обслуживания шахтеров.

    б) Секретарям парторганизаций, пред. шахткомов и месткомов по примеру шахты «Зиминка» организовать коллективные посещения спектаклей театра.

    в) Редакции газеты «Ударник Кузбасса» регулярно освещать отдельные постановки, а также отзывы зрителей о спектаклях.


    3. Поручить горисполкому:

    а) Закончить оборудование столовой в клубе им. Артема для артистов театра к 25 ноября 1941 года.

    б) Дать указания торгующим организациям об обеспечении театра материалом для оформления спектакля.


    4. Поручить тресту «Сталинуголь» (т. Перцеву) изыскать средства и возможности по оборудованию театральной части клуба по плану директора театра т. Александрова.


    5. Отделу агитации и пропаганды ГК ВКП(б) – т. Чернышеву организовать для работников театра лекции об Отечественной войне Советского народа против германского фашизма в свете указаний товарища Сталина, данных им в его докладе от 06.11-41 года».


    Как видно из текста приведенного документа, отношение партийного руководства к деятельности нового очага культуры было самым серьезным. И надо сказать, Московский театр оперетты, активно работавший на сценических площадках Прокопьевска и Сталинска (Новокузнецка), в годы войны завоевал массу поклонников среди кузбассовцев. Это зафиксировано и официально. Так, в решении исполнительного комитета Кемеровского облсовета депутатов трудящихся от 4 сентября 1943 года «О возвращении в город Москву эвакуированных московских театров» много сказано о вкладе деятелей искусства из столицы в формирование культурной среды сибирской провинции: «Московский театр оперетты, направленный в силу обстоятельств военного времени для художественного обслуживания Кузбасса, за период своего пребывания в гор. Сталинске и Прокопьевске показал 14 лучших произведений опереточного искусства и дал более 600 спектаклей… В общественном порядке театром было дано более 500 шефских концертов.


    Театр оказал большую помощь художественной самодеятельности города Сталинска, организовал при Кузнецком металлургическом, ордена Ленина, им. Сталина комбинате самодеятельный театр эстрады, обслужил за период весенне-посевной кампании ряд колхозов, дав 58 концертных выступлений в полевых бригадах и на станах».

    Отмечая «творческую инициативу коллектива театра, напряженные темпы работы и высокий художественный уровень актерского мастерства», исполком Кемеровского облсовета предлагает наградить около двадцати членов театра. Что наверняка и было сделано.

    Из эвакуации – в наступление

    Интересна и история пребывания в Кузбассе Московского центрального детского театра (ныне РАМТ – Российский академический молодёжный театр) – учреждения культуры в области драматического театрального искусства для детей и юношества, основанного в 1921 году как «Московский театр для детей». Детский театр, созданный знаменитым деятелем театрального искусства Наталией Сац, в период войны получил «временную прописку» в Кузбассе – в ноябре 1941 года из-за военных действий под Москвой театр эвакуировали в Кузбасс. На время войны репертуар был изменён: показывали спектакли для раненых бойцов, работников тыла и отправляющихся на фронт новобранцев. Отзывы были разными, но, по словам исследователя Марии Семеновой («Военные спектакли на сцене ЦДТ-РАМТа». Интернет-газета театра «Рамтограф», 2015 г.), даже критиками признавалась важность работы театра.


    Московский театр для детей открыл юбилейный, двадцатый сезон в небольшом шахтёрском городе Киселёвске. В труппе оставалось около 20 человек, многие из которых работали, невзирая на начинавшуюся от недостатка еды дистрофию и истощение. Каждому приходилось совмещать свою работу с работой ушедших на фронт коллег. Первый спектакль был показан 31 декабря 1941 года в местном Клубе шахтёров, а актёров постепенно стали запоминать по именам и фамилиям их персонажей.


    Но не только в глубоком тылу работали представители эвакуированных из столиц театральных коллективов. К примеру, актеры Московского центрального детского театра, приехавшие в Кузбасс, работали не только на местных площадках, но также и в составе фронтовых бригад, которые выезжали из Сибири в войска Воронежского и Сталинградского фронтов, где давали свои выступления перед бойцами прямо на передовой.


    Кроме того, в 1942 году театр показал семь новых спектаклей и возобновил ещё семь старых. Помимо выступлений труппа занималась с детьми в кружках, студиях, самодеятельных коллективах, помогала раненым писать и читать письма, а также ежедневно знакомила их с классическими произведениями. Как и многие другие коллективы, театр откладывал часть доходов для фронта. К апрелю 1943 года собрали 50 тысяч рублей, на которые был сделан танк и отправлен на фронт от имени ЦДТ.


    «Большой душевной теплотой, глубокой злободневностью отличается концерт фронтовой бригады… Бригада артистов недавно приехала с фронта. И это придаёт особенно задушевный колорит исполняемым вещам», – так писала газета «За уголь!» в номере от 24 марта 1943 года.


    А вот ещё одно свидетельство работы Московского детского театра в Кузбассе – один из архивных документов, постановление Кемеровского облисполкома от 10 сентября 1943 года «Об итогах работы Центрального детского театра в Кемеровской области»: «Московский Центральный детский театр, направленный в силу военных обстоятельств в Кузбасс с 1 октября 1941 года по 10 сентября 1943 года, работал в городах Киселёвск и Сталинск. Показал 9 крупных пьес, дав 358 спектаклей и обслужив ими 192 100 человек взрослого и детского зрителя.

    В порядке общественной работы театр дал 566 шефских концертов, заезжая на заводы, шахты, в колхозы, совхозы, школы, общежития молодых рабочих, в части Красной Армии и госпиталя.


    Специально организованные театром бригады под руководством артистов Гушанского С.Х. и Сажина З.А. выезжали для обеспечения частей Воронежского и Сталинградского фронтов, где дали 60 концертов бойцам и командирам Красной Армии».


    Все актёры и другие творческие работники Московского центрального детского театра, включая художественного руководителя В.С. Дудина и режиссёра А.З. Окунчикова, были награждены Почётными грамотами облисполкома, подписанными его председателем Владимиром Гогосовым.

    Театры региона

    Конечно, надо отдать должное и тем театральным учреждениям, которые появились в Кузбассе вне процессов эвакуации. И, естественно, в первую очередь речь пойдёт про Кемеровский драматический театр, который в годы войны имел статус городского, поскольку до 1943 года Кемерово входил в состав Новосибирской области.

    Датой рождения театра считается 1 ноября 1934 года, и тогда он назывался Государственный театр драмы «Культармеец Кузбасса». Первым спектаклем театра стала «Гибель эскадры» по пьесе Александра Корнейчука в постановке Алексея Ларионова (в 1922 году этот режиссёр получил звание заслуженного артиста РСФСР «за заслуги по революционизированию театрального искусства»). Репертуар первого десятилетия работы кемеровского театра составляли спектакли по популярным в то время пьесам: «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Чапаев» Дмитрия Фурманова, «Любовь Яровая» Константина Тренева.


    Первым домом для театра стал Дворец труда, построенный в 1927 году, но надолго закрепиться на этой площадке театру не удалось. Помешала война, с началом которой во Дворце труда разместили прессовый цех эвакуированного из Орехово-Зуева завода «Карболит». Театр временно перешёл в помещение дома кино «Москва», где давал спектакли в очередь с другими зрелищными учреждениями.


    Годы Великой Отечественной войны вписали новые страницы в историю театра. В 1941 году произошло слияние двух трупп – кемеровской и томской на базе Кемеровского театра (в Томске в эти годы работал эвакуированный Белорусский драматический театр).


    Первый театральный сезон 1941 года открылся спектаклем по пьесе Константина Симонова «Парень из нашего города». Несмотря на трудности военного времени, творческая жизнь театра была на подъёме: поставлены «Русские люди» и «Парень из нашего города» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва, «Давным-давно» А. Гладкова.


    За годы войны театром было дано 56 выездных спектаклей, 794 концерта, 22 шефских спектакля. Кстати, по инициативе знаменитого кемеровского актёра Петра Князева были собраны деньги (100 тысяч рублей) на строительство самолёта-бомбардировщика с надписью на борту «Кемеровский артист». Труд коллектива театра в годы войны был отмечен медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», которые были вручены 52 артистам, режиссёрам, а также работникам производственных цехов.


    Музыкальный театр Кузбасса был создан в военном 1944 году, но это произошло в Новосибирске. В Кемерово театр был переведён уже позже, а настоящая его слава началась с приездом из Ташкента талантливого и обаятельного Александра Боброва – любимца публики, рыбака и охотника, бильярдиста и мастера анекдотов. Он первым в Кузбассе получил звание народного артиста России. Александр Константинович был участником Великой Отечественной войны, орденоносцем. Но история самого музыкального театра – уже послевоенная.


    Датой основания Кемеровского областного театра кукол считают 8 февраля 1942 года. И родился он не в Кемерове – в Сталинске (сейчас Новокузнецк) состоялась премьера кукольного спектакля-оперы «Волк и семеро козлят», поставил спектакль Д. Крамской. Художественным руководителем театра военных и первых послевоенных лет была О. Моргулева. Постановкой спектаклей вместе с ней занимались А. Коростылев, И. Гришпун, О. Олесь. Через одиннадцать лет после открытия театра, в сентябре 1953 года, зрителям был представлен спектакль по повести Аркадия Гайдара «Р.В.С.». С тех пор областной театр кукол носит имя этого замечательного детского писателя. В 1961 году областной театр кукол переехал в город Кемерово.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/971

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined