Смартфоны убивают водителей и пешеходов? Как изменить ситуацию

    Фото:  

    Едем за рулём и периодически отвлекаемся на смартфон: отвечаем на звонки и смс, а иногда даже успеваем переписываться в мессенджерах. Явление, увы, повсеместное и… губительное, о чём свидетельствуют многочисленные исследования. Именно отвлечение внимания водителей становится частой причиной ДТП, в том числе со смертельным исходом.

    Случаев меньше, жертв – больше


    Все эти факторы послужили основанием для старта в нашей стране масштабной социальной кампании, которая получила название «Внимание на дорогу!». Проект направлен на профилактику ДТП, связанных с нарушением правил дорожного движения по причине отвлечения внимания. Причем как водителей, так и пешеходов – разве мало тех, кто задерживается на «зебре», чтобы достать мобильник, переходит дорогу, уткнувшись в экран, слушая музыку или подкасты в наушниках, да еще и перекрыв себе боковой обзор капюшоном.

    – За восемь месяцев текущего года в Кемеровской области было зафиксировано 1623 ДТП – это на 5,2% меньше, чем в аналогичном периоде 2019-го. Однако наряду с этим наблюдается рост числа погибших на дорогах: 202 человека с января по август, рост по сравнению с цифрами прошлого года – на 18,1%. Причем в причинах восьмидесяти ДТП усматривается именно отвлечение внимания участника происшествия. В этих авариях у нас погибли 15 и получили травмы 67 человек, – такие показатели озвучил на встрече с кемеровскими журналистами Евгений Нечаев, начальник управления ГИБДД по Кемеровской области.

    Он подчеркнул, что именно отвлечение внимания водителей и пешеходов на различные средства коммуникации (смартфоны, смарт-часы, планшеты) стало одним из ключевых факторов риска ДТП, в том числе с тяжёлыми последствиями. Участникам дорожного движения необходимо осознать эту проблему, перестать ее недооценивать и развивать в себе умение концентрироваться на окружающей реальности, не переключая внимание с дорожной ситуации на что-либо или на кого-либо.

    Налицо серьезная проблема. А ведь внимание водителей отнимают не только виртуальные собеседники, но и вполне реальные – те, что сидят в салоне автомобиля. Плюсом к этому водители реагируют на яркие рекламные щиты, отвлекаются на курение за рулем, прослушивание громкой музыки… Некоторые умудряются, не выпуская из рук баранку, принимать пищу и напитки и даже наносить макияж! Согласно результатам исследования аналитического центра НАФИ (апрель 2020 года), 70% российских водителей считают, что хорошо контролируют свой автомобиль даже при переключении внимания на внешние факторы. А 24% вообще полагают, что от управления автомобилем можно безопасно отвлечься на 1-2 секунды.


    Вот только, по данным ВОЗ, разговоры по мобильному телефону во время вождения повышают риск попадания в ДТП примерно в четыре раза. Использование мобильной гарнитуры при этом почти не снижает риска. А если водитель пишет или читает СМС, вероятность ДТП возрастает более чем в 20 раз…

    Чтобы проникся каждый


    Кемеровская область вошла в число 15 регионов России, где реализуется информационно-просветительская кампания «Внимание на дорогу!». Её мероприятия охватывают одновременно все целевые группы: пешеходов, настоящих и будущих водителей, ребятишек в возрасте от 6 до 14 лет, их родителей и педагогов.


    Как рассказала Валентина Кульбицкая, директор по проектной работе экспертного центра «Движение без опасности», при разработке проекта были детально изучены особенности поведения на дороге участников ключевых целевых аудиторий. По итогам обширных исследований, проведенных экспертами в области безопасности дорожного движения совместно с ГАИ МВД России, были разработаны специальные тематические обучающие продукты отдельно для каждой целевой аудитории – чтобы донести информацию в максимально доступной и понятной форме.

    – Мы ищем новые формы общения с аудиторией, в особенности молодежной, – говорит Валентина Кульбицкая. – Так, к примеру, об опасности использования за рулем смартфонов и других электронных устройств молодежи рассказывает стендапер Валентин Сидоров. Мы задали ключевые посылы, а он построил свое выступление в весьма комфортном для восприятия школьниками и студентами формате. Встречаясь с молодежной аудиторией, мы используем получившийся ролик – реакция зрителей очень живая. Разработаны также видеоспектакли для детей и интерактивные лекции для взрослых, спецпроекты с порталом «Пикабу», журналом Forbes, РБК, газетой «КП».

    Всего, по словам Евгения Нечаева, в рамках акции «Внимание на дорогу!» в Кемеровской области пройдет более 200 мероприятий: семинары, тренинги, игровые механики и прочие креативные форматы, которые организаторы собираются применить в самых популярных локациях и местах сосредоточения всех целевых аудиторий. Социальная кампания продлится в регионе до конца октября, а мероприятия с детьми будут идти всю осень. Для этого задействуют автошколы и АЗС, транспортные предприятия и торгово-развлекательные центры, общеобразовательные и оздоровительные учреждения. Помимо этого аудиоролики и видеофильмы попадут и в социальные медиа, и в традиционные СМИ. Разработчики кампании уверены, что именно такой информационный удар с задействованием всех каналов коммуникации может возыметь нужный эффект.

    Фундамент для работы


    Важная роль в широкомасштабной кампании отводится именно профилактике ДТП с участием несовершеннолетних. Здесь стоит отметить, что в Кемеровской области и раньше немало усилий направлялось на профилактику детского дорожного травматизма. В детских садах и школах популяризуется деятельность юных инспекторов движения, в этом же направлении 800 студентов-волонтеров работают в профессиональных образовательных организациях. Только в 2020 году было организовано более 3,5 тысячи мероприятий с участием родителей, на которых специалисты разъясняли, как важно подавать детям пример соблюдения ПДД и какая ответственность в этом плане лежит на нас, взрослых.

    – Для работы с детьми у нас в Кузбассе имеется прекрасная материально-техническая база, – отметил Михаил Сырбу, начальник отдела комплексной безопасности и мобилизационной подготовки в сфере образования минобрнауки Кузбасса. – Это 28 стационарных и переносных автогородков, 548 автоплощадок, также оборудовано 1379 уголков безопасности и 130 методических кабинетов. Работает Кузбасский детско-юношеский центр безопасности дорожного движения, обучение в котором уже прошли за год около пяти тысяч ребятишек.

    Еще один фактор, влияющий на число ДТП и их последствия, – качество дорог. Благо как раз с этим в Кемеровской области проблем практически нет: в регионе уделяется большое внимание совершенствованию дорожного хозяйства. Работа ведется в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».


    – С 2017-го по 2020 год в регионе было приведено в нормативное состояние более 800 километров дорог, обустроено 55 светофоров, установлено свыше 6 километров пешеходных ограждений и около 165 километров барьерных ограждений, 65 новых камер фиксации, свыше 3000 дорожных знаков, 15 остановочных павильонов – всего на сумму 18,6 млрд рублей, – сообщил Владимир Макаров, заместитель министра жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса. – Только в текущем году будет отремонтировано 98 дорожных объектов. За 2021–2024 годы планируется привести в порядок еще 610 километров дорожной сети.

    Так что, несмотря на неутешительную пока статистику ДТП, есть все основания полагать, что объединенными усилиями многих ведомств ситуацию удастся переломить – при условии осознанного поведения самих жителей Кузбасса.

    Проект «Внимание на дорогу!»
    организован Госавтоинспекцией МВД России в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» при поддержке Министерства просвещения и Министерства транспорта РФ.

    В какой группе ты?


    Согласно опросу, проведенному на сайте Госавтоинспекции, только 5,89% россиян не считают использование мобильных телефонов за рулем опасным и честно признаются, что сами так поступают. Однако и этого количества невнимательных автомобилистов достаточно, чтобы случилось непоправимое. Но есть еще 4,6% опрошенных, которые заявили, что проблема им безразлична. А 25,4% считают, что если пользоваться техническими устройствами, которые освобождают руки, то всё будет в порядке. Бесспорно, пользоваться гарнитурой менее рискованно, чем придерживать руль одной рукой, но дело в том, что водитель всё равно отвлекается на содержание телефонного разговора, и его внимание рассеивается… Да и пользуется ли эта четверть водителей такими устройствами в реальности?.. И наконец, 56,41% респондентов согласны, что использование смартфонов за рулем влияет на безопасность. Но давайте будем честными: соглашаться с неким утверждением – это одно, а ежедневно следовать ему – совсем другое…

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/1087

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined