+7 (384-2) 58-10-05
    news@gazetakemerovo.ru

    Символ поколений и эпох: история Дворца труда

    Здание на улице Карболитовской, 11, где размещается Кемеровский областной колледж культуры и искусств, – первый многоэтажный дом, построенный в нашем городе, и первое универсальное учреждение новой пролетарской культуры. Сейчас это памятник истории и культуры местного значения.

    Во славу революции

    Строительство Дворца труда в тогдашнем Щегловске было приурочено к десятилетнему юбилею Октябрьской революции – по предложению Роберта Индриковича Эйхе, бывшего тогда председателем Сибкрайкома. Газета «Кузбасс» в номере за 26 июня 1927 года отмечала, что «здание Дворца труда будет трёхэтажное, каменное. Длина здания 75 метров, а ширина 52 метра. Проект здания составлен профессором Крючковым (в фамилии Крячков допущена ошибка. – Прим. ред.) и утверждён управлением краевого инженера, стоимость здания определяется в 300 000 рублей». Другая заметка в том же номере описывает ход строительства и отмечает, что «недостатка в рабочей силе, кроме высококвалифицированных рабочих, нет. На постройке занято более 300 человек».

    Стройка была объявлена народной, так что к ней привлекались многие жители города. Это во многом повлияло на сроки, и работы, начавшиеся 8 мая 1927 года, были завершены к январю 1928-го. Хотя уже 6 ноября 1927 года – по зарождающейся советской традиции – прошёл торжественный пуск ещё не открывшегося дворца.

    В декабре 1928 года (21-22 числа) здание щегловского Дворца труда высоко оценил народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, совершавший масштабную пропагандистскую поездку по Сибирскому региону. Это единственный объект, понравившийся наркому, в отличие от его весьма скептических оценок, данных состоянию самого города в целом в тот период. «Интересным созданием нового времени в Щегловске является Дворец культуры, – писал Луначарский. – Это прекрасное здание с внешней стороны, так сказать, новосибирского типа, т.е. такой же, может быть, несколько уменьшенный в своих размерах, американский дом. Его фасад гармоничен, он имеет интересную башню и выглядит нарядно и солидно. Внутри у него есть роскошный зал на 1500 человек, фойе, кабинеты для занятий и т.д.»

    В 1929 году здесь случился большой пожар, но вскоре после восстановления здания, проведенного на народные средства, дворец возобновил работу. В том же году здесь поселился краеведческий музей, в 1934-м въехал драмтеатр «Культармеец Кузбасса», в 1939 году открылась музыкальная школа. Так Дворец труда постепенно обрастал организациями и учреждениями культуры и пропаганды, пуская под свою крышу новые, создававшиеся в молодом городе творческие и просветительские коллективы.

    Следует отметить, что такой синтез культуры и искусств был вполне естественен и далеко не нов. Во второй половине XIX века, во время массового строительного бума, в крупных провинциальных городах европейской части Российской Империи наряду с такими новыми формами, как пассажи и универмаги, стали появляться так называемые «народные аудитории». Они объединяли в себе доступные библиотеки, музеи, залы для народных слушаний и лекций, сцены для театральных и эстрадных выступлений, а позже и кинозалы. Прогресс в развитии общественной жизни потребовал новых архитектурных решений, которые «народные аудитории» – прообразы Домов культуры – ранее находили чаще всего в стиле модерн. Новый век подобрал для воплощения этих замыслов наступающий конструктивизм. И можно сказать, что щегловский Дворец труда проектировался и строился на пересечении этих направлений в архитектуре.

    Стиль переходной эпохи

    Автором проекта стал известный сибирский архитектор Андрей Дмитриевич Крячков (1876 – 1950), профессор Сибирского строительного института. Он начинал профессиональную деятельность в 1902 году Томске, а с 1906 года проектировал дома для Новониколаевска, с 1916-го сотрудничал с обществом «КОПИКУЗ», а позже с правлением «Сибугля». Участие в конкурсном градостроительном проекте Щегловска не принесло Крячкову победы, но многие его предложения получили развитие в дальнейшей застройке города: это мосты, которые ещё по замыслу 1918-го должны были соединить левобережье с Сосновым бором, а также идея создания трамвая как основного городского транспорта. Но наибольшую известность у нас, и совершенно заслуженно, принёс архитектору проект Дворца труда.

    Как пишет в книге «Архитектурное наследие Кузбасса 1910 – 1930 гг.» известный кемеровский историк Ирина Захарова, доцент КузГТУ, здание Дворца труда было размещено в соответствии с первым городским планом, разработанным в 1918 году томским архитектором П.А. Парамоновым. Оно должно было располагаться на проектировавшейся Дворцовой площади, на пересечении кольцевого бульвара и Вокзальной улицы, идущей от центра города к железнодорожному вокзалу (старому). Однако впоследствии в связи с изменением генерального плана оказалось на границе городской промышленной зоны.

    Автор исследования отмечает, что «симметричное по композиции, Т-образное здание отличается, как и все постройки Андрея Крячкова, продуманной и рациональной структурой плана и учётом реальных условий строительства». О чём это? О том, что возводилось новое здание по необходимости – ввиду недостатка кирпича – из песчаника. Это и позволило придать ему облик «каменного конструктивизма» – дань архитектурной моде времени. Другие решения: нарушающая симметрию дома башня и её горизонтальное остекление, закрывающие крышу аттики – усиливают конструктивистский облик. Но одновременно с этим, по мнению Ирины Захаровой, центральный входной тамбур, козырёк и балкон над входом отсылают нас к ушедшему стилю модерна, правда, рационалистического.

    За девяностолетнюю историю дворец не раз менял вид. Во-первых, в 40-е годы исчезла надпись над входом «Дворец труда. 10 лет Октября». В 1957 году, к 40-й годовщине Октябрьской революции, перед зданием был установлен обелиск на братской могиле бойцов, погибших во время Гражданской войны. Он также имеет статус памятника истории и культуры местного значения.

    Во время одной из реконструкций деревянные фермы над залом (пролёт в 15 метров) заменили стальными конструкциями. В ходе многочисленных переделок трансформировались интерьеры дворца и его внутренняя отделка. Многое улучшалось и шло на пользу, ведь изначально первый этаж имел асфальтовые полы, а стены просто белились извёсткой. А вот замена окон, необходимая, разумеется, проводилась без учёта архитектурной целостности здания и не сохраняла первоначального рисунка переплётов, что очень важно для памятника истории. Свои претензии специалисты неоднократно высказывали и к произвольному ремонту – штукатурке и перекраске фасада, что лишало здание его художественных особенностей.

    История созидания

    Любое историческое здание ценно не только архитектурой, но и жизненным путём, тем, что его наполняло, чьи и какие судьбы здесь пересекались. Особым периодом для Дворца труда стали годы Великой Отечественной войны. В его стенах находился эвакуированный из подмосковного города Орехово-Зуево завод «Карболит», производящий продукцию для фронта. Именно здесь разместили один из самых важных цехов – прессовый. И в одном из отчётов «Карболита» за 1942 год говорится, что 1 марта ещё не полностью оборудованный прессовый цех начал регулярный выпуск изделий. Там же сказано, что «наиболее яркие формы стахановского движения выявлялись на массовых профессиях в прессовом и обрабатывающем цехах». В октябре 1942 года завод добился первого места во Всесоюзном социалистическом соревновании и получил переходящее Красное знамя ВЦСПС.

    После Победы и строительства новой заводской территории здание освободилось, состоялась его очередная реконструкция, и оно вновь стало центром общественной и культурной жизни Кемерова – теперь уже областного центра.

    В этом плане кемеровский Дворец труда обладает уникальной богатейшей историей, каждая страница которой связана с нашим родным городом и его жителями. На сегодняшний день этой информацией, пожалуй, лучше всех владеет Ольга Беспалова, заслуженный учитель РФ, преподаватель Кемеровского областного колледжа культуры и искусств. Ольга Леонтьевна любезно поделилась с нами многолетними исследованиями, посвящёнными Дворцу труда.

    – С момента открытия и до 1937 года здание принадлежало окружному совету профессиональных союзов. В нём кипела бурная профсоюзная жизнь, проводились общегородские и окружные конференции, пленумы и совещания актива всех отраслевых союзов. Долгие годы здесь же располагался кабинет партийного просвещения, проходили заседания Щегловского городского и районного Советов депутатов трудящихся. Культурную программу на мероприятиях обеспечивали творческие коллективы Дворца труда.

    Здесь в своё время зарождались областные учреждения культуры: краеведческий музей, драматический театр «Культармеец Кузбасса», получивший позже имя А.В. Луначарского, концертно-эстрадное бюро, давшее начало будущей филармонии имени Б.Т. Штоколова, научная библиотека имени В.Д. Фёдорова, центр народного творчества, культурно-просветительская школа, радиокомитет, кино, бывшее поначалу немым, а затем ставшее звуковым. В великолепных залах, большом концертном и малом, проходили многочисленные выступления выдающихся деятелей культуры и искусства. Это диктор Юрий Левитан, певцы Леонид Утесов, Борис Штоколов, Сергей Лемешев, Георг Отс, Марк Бернес, Людмила Зыкина и многие-многие другие. Тут выступали прославленные театральные, хоровые и эстрадные коллективы, а на подмостках сцены большого зала в 50-е годы прошлого века почти десять лет играл в составе труппы областного драматического театра народный артист СССР Владимир Яковлевич Самойлов.
    А когда областные учреждения культуры получили собственные здания, полноправным хозяином Дворца труда стало Кемеровское областное культурно-просветительское училище. Про­изошло это осенью 1979 года, хотя само училище располагалось здесь с момента образования в 1957 году.

    Дом, где живёт искусство

    Послевоенные годы отмечены в Кузбассе последовательным динамичным развитием промышленного производства. Одновременно растет и социально-культурная сфера региона. Но отмечается, что, к сожалению, это развитие замедляется по причине катастрофической нехватки профессионально подготовленных кадров для клубных учреждений. Чтобы изменить ситуацию, 20 июня 1957 года в Кемерове открывается областная культурно-просветительская школа, первым директором которой стала Анна Михайловна Федотова. Первый набор в 1957-1958 учебном году составил 90 человек. Через два года курс окончили 64 выпускника, которым присвоили квалификацию «организатор-методист клубной работы», но с делением на две специализации: «театральное искусство» и «хоровое творчество».

    Сначала занятия велись в трёх комнатах драмтеатра, но постепенно материальная база нового образовательного учреждения налаживалась и крепла. Появились собственные музыкальные инструменты, сценические костюмы, автотранспорт, в том числе и автоклуб для работы в селе. Шло становление преподавательского коллектива. В истории колледжа навсегда сохранились имена первых учителей культпросветшколы. Это Е.А. Помыткин, Ч.А. Авдеева, Н.Я. Лонина, А.А. Кирова, В.Н. Алексеев, С.И. Когут, Е.Е. Лихачева и многие другие. В 1959 году заведующей открытого заочного отделения была назначена Е.Г. Сыромукова, участница Великой Отечественной войны, работавшая инспектором областного управления культуры. Увеличивалось количество абитуриентов, желающих получить образование именно здесь. Так, в сезон 1964-1965 годов на 92 места было подано 510 заявлений.
    В 1990 году название учебного заведения поменялось – теперь это Кемеровское областное училище культуры. А в 2007 году оно получило статус колледжа культуры и искусств.

    Одновременно с этим более десяти лет назад в историческом здании начался комплекс ремонтных и реставрационных работ. Поэтапно проводилась полная замена крыши, которая всегда была одним из самых уязвимых мест, замена отопления, реконструировались все системы жизнеобеспечения. К 50-летию учебного заведения, в 2007 году, завершилось обновление большого концертного зала, его оснастили всей необходимой современной светозвуковой аппаратурой.

    Сегодня Кемеровским областным колледжем культуры и искусств руководит Наталья Павлюк, кандидат педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования. Наталья Сергеевна уверена, что всё сделанное её предшественниками в деле сохранения и реставрации исторического здания идёт не только на благо учебному процессу и привлечению талантливых студентов, но и на благо всем кемеровчанам. Ведь история Дворца труда складывалась из множества личных историй нескольких поколений наших земляков. И от того, насколько мы будем её знать и хранить, во многом зависит наше будущее.

    Редакция благодарит Ольгу Леонтьевну Беспалову и Ирину Викторовну Захарову за предоставленную информацию.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/863

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined