Школа на всю жизнь: история одного заслуженного учителя

    Фото:  

    Галина Александровна МАРКЕЛОВА уже полвека работает в школе № 19. Отличник народного просвещения, народный учитель и ветеран труда – свой долгий путь она начинала пионервожатой, затем преподавала историю и обществознание. До сих пор заслуженный педагог продолжает заниматься с детьми – курирует работу над проектами и внедряет финансовую грамотность.

    В детстве Галина и не думала становиться учителем. Но, окончив школу-восьмилетку, вслед за подругой отправилась поступать в Новокузнецкое музыкальное педагогическое училище. Уж очень хотелось поскорее начать самостоятельную жизнь, попробовать свои силы вдали от родных и близких.


    Отучившись, вернулась в родной Кемерово и сразу же устроилась в 19-ю школу. Правда, не учителем начальных классов, как планировала, а пионервожатой – этой работе она посвятила целых десять лет. И ни разу не пожалела: помимо множества грамот и наград Галина получила удивительную любовь своих подопечных. Даже спустя годы к ней на улице продолжают подходить ее «пионеры» в возрасте 50+, радостно салютуют и искренне благодарят.

    – Это было чудесное время. Работа была очень ответственной и интересной. Уже тогда я старалась внести как можно больше разнообразия в школьные будни детей, – тепло вспоминает о своих вожатских буднях Галина Александровна.


    Работая ребячьим вожаком, Галина одновременно училась в Кемеровском пединституте, а после его окончания осталась работать в школе № 19 учителем истории. Ее уроки никогда не были рядовыми, обычными. Это были уроки-игры, уроки-представления, уроки-митинги, уроки – пресс-конференции, уроки-путешествия. А диспуты и «мозговые штурмы» вообще были для ее учеников обычным делом. Вместе с детьми Галина Александровна устраивала настоящие «судебные процессы» над историческими личностями – с прокурорами и адвокатами. Вживаясь в роль «своего» персонажа, «принимая» от его имени то или иное судьбоносное решение, ребята глубже постигали суть исторических процессов, становились более эрудированными (сколько дополнительной литературы приходилось перелопачивать!). По словам коллег Маркеловой, дети очень тщательно готовились к таким занятиям, и потому проходили они всегда на ура.

    – Мне посчастливилось быть не только дочкой Галины Александровны, но и ее ученицей, – улыбается старшая дочь заслуженного учителя Евгения Маркелова. – Ее подход к работе для того времени был очень необычным. На уроках никогда не было скучно. И дети, конечно же, просто обожают маму. В «доинтернетовские» времена ей на день рождения приходило по 40 открыток. Соседи всегда удивлялись, когда видели, как мы достаем всю эту корреспонденцию из почтового ящика. У нас дома постоянно находились ее ученики. Они даже иногда помогали нянчить мою младшую сестру.

    Действительно, Галина Александровна совсем не сидела в декретном отпуске. Когда младшей дочке исполнилось всего три месяца, ей сказали, что новый учитель не может справиться с ее классом.


    – И я ответила: ну всё, придется заканчивать с демократией, возобновлять тоталитаризм. И вернулась в школу, – смеется Галина Александровна.


    Конечно, это шутка. Ведь главный принцип воспитания для Галины Маркеловой заключается в уважении учеников. Педагог может найти подход даже к самым отпетым хулиганам Кировского района.

    – Дети все замечательные. И сейчас, и раньше были. Они, конечно различаются. Но суть их не меняется. Я всегда стараюсь подчеркнуть их лучшие качества. Как же такой талантливый ребенок вдруг повел себя таким образом? Спросишь так, и ребенок начинает сам задумываться о своих поступках, – делится своими наблюдениями заслуженный учитель. – Современные ребята очень любят обниматься, дарить и получать подарки. Они постоянно несут мне какие-то сладости, разные памятные «штучки». И я заметила, что они ждут чего-то такого же в ответ. Поэтому у меня всегда заготовлена какая-то приятность и для них. Кроме того, я всегда поощряю детей за их успехи. Больше всего они радуются сладким подарочкам.

    В этом году Галина Александровна решила, что ей пора уходить из школы. Но… ребята не отпустили любимого учителя.


    – Я влюбляюсь в своих детей. И мне, конечно же, очень хочется помочь им успешно окончить школу и увидеть, как у них всё сложится дальше. Сейчас я отдала практически все свои рабочие часы коллегам. Хотела поступить, как советовал Муслим Магомаев: на пенсию надо уходить на полчаса раньше. Но – не вышло. Меня опять уговорили остаться, – разводит руками учитель. – И я начала новое направление в своей педагогической деятельности – веду проектную работу с учениками 10–11-х классов. Мы разрабатываем темы, учимся правильно ставить цели и задачи проекта. На следующем занятии будем выдвигать гипотезы. Ребятам это дается непросто. Работа очень объемная и ответственная. Мы с учениками всё время находимся на связи. Для этого я создала специальную группу в соцсетях, где мы обмениваемся информацией, я присылаю туда видеоуроки.


    В этом году в школе появился новый предмет, направленный на формирование финансовой грамотности у старшеклассников, чтобы дети не попадали в экономические капканы и не испытывали затруднений в современном мире. Галина Александровна не только ведет эти занятия по субботам, но и помогает освоить новый предмет своим коллегам.

    – Я стараюсь проводить эти уроки в интересной игровой форме. Нахожу специальные учебные мультфильмы, всевозможные кроссворды. Я не ставлю детям оценки, но у нас есть поощрительная система. За определенное количество набранных очков ребята получают настоящие призы, – делится своим опытом Галина Маркелова. – Я постоянно учусь чему-то новому. Мир меняется, и нужно успевать за ним. Это очень интересно.

    В школе № 19 учителями работают 25 выпускников этого образовательного учреждения. Конечно, все они учились истории у Галины Маркеловой. Галина Александровна всегда с радостью помогает молодым влиться в коллектив и объясняет, как лучше всего найти подход к детям.


    – Дети сначала меня побаиваются. Ведь у учителей моего поколения очень высокие требования. Мы никогда не завышаем оценки. Ребенок не просто получает четыре или пять, но и может подтвердить свои знания на ЕГЭ или ВПР, – рассказывает Галина Александровна. – Помочь детям усвоить знания – наша главная задача. В университете мы все изучали психологию и знаем, что есть особые типы темперамента. Они имеют не меньшее значение, чем умственные способности. Знание темперамента ребенка помогает найти к нему подход и помочь ему стать успешным в любом предмете и любой сфере жизни. Учитывать это, пожалуй, моя главная рекомендация сегодня. Причем не только для учителей, но и для родителей.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/1095

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined