С верой в людей и технологии: в кемеровских автобусах заработали валидаторы

    Фото:  

    На этой неделе в 105 городских автобусах начала действовать система бескондукторной оплаты проезда. В чём заключается суть нововведения и как оно повлияет на пассажиров, в прямом эфире в Instagram-аккаунте GAZETAKEMEROVO.RU рассказал директор МБУ «УЕЗТУ» Константин ЛОПАТЕНКО.

    В ногу со временем

    – Константин Андреевич, как принималось решение о запуске валидаторов?


    – Для начала напомню, что более 10 лет назад – в 2010 году – в Кемерове появилась автоматизированная система безналичной оплаты проезда. Тогда наш город был одним из первых в стране, где вводилась эта система. И мы вводили транспортные карты, чтобы льготные категории граждан могли пользоваться своим правом оплатить проезд в соответствии с тарифом, который устанавливается Региональной энергетической комиссией.

    Техника развивается, мы идём в ногу со временем. И вслед за другими регионами решили оснастить системой бескондукторной оплаты проезда 105 новых автобусов, приобретённых в этом году в лизинг. Речь идёт о валидаторах.


    – Как прошёл запуск системы? Можете сделать первые выводы?


    – В прошлый вторник, 5 октября, мы запустили систему в экспериментальном режиме на автобусе № 26. Проблем никаких не было. Предварительно обучили водителя и кондуктора, который присутствовал в салоне для консультирования пассажиров.

    С 11 октября мы запустили систему на всех 105 автобусах. На 37 автобусах валидаторы дали сбой. По мере ухода на обед или окончания смены отправили их на перезагрузку. Ничего такого здесь нет: это техника, мы были готовы к такому развитию событий. Поэтому пока в автобусах продолжают работать кондукторы, у которых пассажиры могут оплатить проезд.

    – На каких именно маршрутах работают автобусы с валидаторами?


    Об этом нельзя точно сказать. На каком именно маршруте будет работать тот или иной автобус, становится ясно накануне вечером. Поэтому автобусы с валидаторами могут выйти на любой маршрут. Даже на магистральные № 23, № 27 и № 51, автобусы на которые мы получили по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Эти автобусы валидаторами не оборудованы. Но, как и любая техника, они нуждаются в обслуживании, во время которого их может заменить один из 105 автобусов с валидаторами.


    – Сколько валидаторов находится в одном автобусе?


    – На каждом борту их четыре. Они расположены возле каждой двери, которых в автобусах марки «НефАЗ» три. Ещё один находится на накопительной площадке в середине салона. Кроме того, терминал для оплаты установлен у водителя. Но это сделано лишь для того, чтобы желающие расплатиться наличкой могли это сделать. Мы сейчас от этой практики уходим и стимулируем пассажиров выбирать безналичный способ оплаты проезда. В том числе из-за санитарных требований в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией.


    – Как оплачивать проезд с помощью валидаторов? Поменялось ли что-то для льготников?


    – По сравнению с оплатой с помощью терминала, который раньше был у кондуктора или водителя, ничего нового здесь нет. Принимаются любые средства оплаты: банковская карта, транспортная карта, карта школьника, социальная транспортная карта, социальная карта жителя. Пользуясь случаем, напоминаю, что сейчас идёт пилотный проект по замене бумажных единых социальных проездных билетов на социальную карту жителя.


    Для граждан, у которых была льгота в виде бесплатного проезда, ничего не изменится. Призываю их не стесняться и фиксировать свои поездки, прислоняя карту к валидатору. Деньги списываться не будут, но поездка зачтётся, и перевозчик получит за неё компенсацию. Эти средства нужны для обслуживания автобусов, покупки ГСМ и так далее.

    – Пользователей соцсетей волнует следующая гипотетическая ситуация. Допустим, валидатор не считывает банковскую карту или любой другой гаджет, при этом на экране будет информация о его исправности и готовности принять оплату. Налички у пассажира нет. Он будет считаться безбилетником или из-за неисправности получит право на бесплатный проезд?


    – Такая ситуация исключена. Если у пассажира исправная транспортная или бесконтактная банковская карта, не находящаяся в стоп-листе, и на ней достаточно денежных средств для оплаты проезда, валидатор её примет. В противном случае терминал считается неисправным. В первое время после запуска системы в салоне будет работать кондуктор, поэтому оплатить проезд можно будет у него. Если терминал дал сбой и кондуктора нет, то транспортное предприятие должно принять решение: отправить кондуктора, чтобы машина могла дальше работать по маршруту, или автобус следует в гараж для устранения неисправности.


    – Можно ли одной картой оплатить проезд нескольких человек?


    – Да, в этом нет ничего сложного. Система позволяет платить банковской картой дважды, трижды и так далее. При этом выдерживать продолжительную паузу между транзакциями не придётся: хватит 3-5 секунд.


    – Пенсионеры платят за проезд 10 рублей, школьники – 11. Будет ли валидатор списывать с них корректную стоимость поездки?


    – Да. У пенсионеров остаётся два способа оплаты проезда. Первый – наличными у водителя, но это значит отвлекать его от управления автобусом, чего, конечно, не хочется. А второй – с помощью транспортной карты пенсионера, которую можно приобрести на Летнем вокзале. Останется только пополнить её, и после прислонения к валидатору будет списываться 10 рублей. У школьников всё точно так же, как и у пенсионеров. Только проезд стоит 11 рублей.

    По закону и совести

    – Карту школьника могут приобрести не только дети, но и взрослые. Значит, возможны случаи мошенничества. Как планируете с ними бороться?


    Прежде всего я призываю пассажиров платить за проезд в полном объёме. Ведь от этого зависит, как долго мы сможем ездить на новых автобусах, которые всем так нравятся. Пусть эта сознательность станет примером, который позволит в будущем обновлять общественный транспорт. Причём не только автобусы, но и трамваи с троллейбусами.


    – Создаётся впечатление, что система во многом основана на доверии к пассажирам. Но всегда найдутся желающие её обойти. Будут ли выявлять безбилетников и как пассажиру доказать, что он оплачивал проезд?


    Современная система оплаты проезда устроена таким образом, что после оплаты проезда через валидатор чек сохраняется в электронном виде. И если есть необходимость его увидеть, то сделать это можно в истории транзакций на сайте «Транспортная карта» или в приложении.


    Теперь что касается безбилетников. Автобусы оснащены системой автоматического подсчета пассажиров, датчик установлен над каждой дверью. Мы будем знать, сколько людей зашли. Совместив данные системы подсчёта пассажиров с системой оплаты, мы увидим, сколько человек проезд не оплатили. Оперативно передадим информацию, и уже на следующей остановке в автобус зайдёт группа быстрого реагирования.


    Более того, в салоне каждого автобуса установлены 4 камеры. В принципе, мы каждого «зайца» будем знать в лицо. Есть определенная методика борьбы с ними. Как правило, у человека есть постоянный маршрут: он заходит в транспорт и выходит на одних и тех же остановках. Там его и будут ждать для принятия соответствующих мер.

    – С чисто технической точки зрения как будет работать контроль?


    – У каждого ревизора (так мы называем контролера) будет своя карта. Он прислоняет её к валидатору, и тот передаёт на эту карту информацию о транзакциях. После этого карта прикладывается к специальному техническому устройству – терминалу, – и информация передаётся уже на него. И потом уже с этим терминалом ревизор идёт по салону, пассажиры прикладывают карты – и терминал показывает, была произведена оплата проезда с их помощью или нет.


    – Что будет с кондукторами? Ведь с введением валидаторов они становятся не нужны…


    – В первое время, пока система не заработала на полную мощь, они останутся в салонах автобусов. Потом их переобучат на ревизоров для проверки оплаты проезда на линии. Так что без работы они точно не останутся.

    – Подведем итог. Каковы ожидания от запуска работы валидаторов?


    –Система новая, хотелось бы, чтобы люди её не боялись. Она построена большей частью на доверии, надеюсь, пассажиры проявят сознательность и будут оплачивать проезд. Валидаторы – это шаг вперед, а нам нужно идти в ногу со временем.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/2417

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined