+7 (384-2) 58-10-05
    news@gazetakemerovo.ru

    С красной строки: занятия каллиграфией меняют мышление

    Фото:  

    Стоит ли сегодня заниматься русской каллиграфией? Или это искусство давно забыто и находит своё место только в музейном пространстве? Мы нашли школу классической русской каллиграфии в Кемерове, в которой уже 5 лет обучаются взрослые и дети. Что привлекает людей, взрослых и детей, сегодня снова взять в руки кисточку и перо? Ответ на этот вопрос искала наш корреспондент Ольга Шешукова.

    При молодёжном отделе епархиального управления Русской православной церкви работает школа каллиграфии «Академия буквы». Мы встретились с преподавателями студии: Ириной Грибановой, классическим лингвистом, преподавателем, и Натальей Щербаковой, преподавателем и администратором школы.

    О студии

    У истоков основания школы стоял настоятель церкви святой Татьяны в городе Кемерово священник Сергий Семиков и матушка Елена Гусакова. Основная идея школы – это обучение навыкам «живого» письма через изучение истории русской письменности и алфавитов. Всё это время занятия проходят бесплатно в формате воскресных творческих встреч.

    – Каждое воскресенье мы с радостью ждем учеников, взрослых и детей, которые хотят обучиться искусству красивого письма, развить в себе творческое и лингвистическое мышление, – рассказывают преподаватели.

    Учителя школы каллиграфии владеют языками (английским, церковнославянским, древнерусским, чешским и проч.), в том числе и классическими (древнегреческим, латинским, древнееврейским), знают историю создания славянской письменности, проходили обучение по таким направлениям каллиграфии, как вязь, устав, полуустав, скоропись, английский курсив, а также изучали историю мирового искусства.

    Учащиеся школы применяют русскую каллиграфию в разных направлениях: постановка почерка для сдачи экзаменов, коррекция синдрома дефицита внимания, дислексии и дисграфии, изучение алфавитов, написание научно-практических работ, творчество – сложно назвать такую сферу жизни человека, в которой бы занятия каллиграфией не породили волну удивительных позитивных изменений.

    – Обучение начинается с курса уставного письма и русской вязи. Это самый первый вид шрифта, которым писались книги на новом, изобретенном Кириллом и Мефодием письменном языке. Все буквы уставного письма прямые, письмо выполняется плоской кистью. Обучение вязью позволяет «поставить» руку ребенка, учит его видеть строку и выравнивает письмо в школьной тетради, развивает пространственное воображение, – рассказывают наставники.

    Для первого этапа обучения необходим минимальный набор инструментов: мягкие простые карандаши, тетрадь в клетку большого формата, тушь для каллиграфии и плоские кисти нескольких размеров.


    Первые значительные изменения в структуре почерка, а также повышение уровня внимательности и усидчивости происходит уже через 10 занятий с выполнением домашнего задания.

    Как пишу, так и мыслю

    По словам Ирины Грибановой, каллиграфия влияет на мышление человека, потому что три пальца руки, которыми мы держим пишущий инструмент, связаны с лобными долями головного мозга, преимущественно отвечающими за внимание, языковые способности.


    На занятиях каллиграфией учатся не только красиво писать разными шрифтами, но и правильно оформлять информацию, работать с полями, выделять главные мысли, ставить цели и идти к ним.

    – Каллиграфия – это идеальное состояние духа. Мы учимся концентрироваться на элементах, выполнять их медленно, точно и очень красиво, – рассказывает Ирина Грибанова.

    Она также отметила, что особенно сложно дается каллиграфия современным детям, потому что каждый второй из них страдает синдромом дефицита внимания: не может держать внимание на одном занятии, постоянно отвлекается, выполняет задачу поверхностно, без поиска сути. Это является основной причиной плохого усвоения языков – как родного, так и иностранного – у детей, проблем в области креативного письма (написание сочинений, изложений).

    – Работа с точкой, умение ставить цель, идти к ней и корректно завершать действие – еще одна сложность, с которой сталкиваются учащиеся. Современный человек погружен в информационный хаос, а именно: информации много, она сыплется с разных сторон, не будучи упорядоченной. Умение выбрать цель, подобрать для ее достижения нужные инструменты, завершить дело и оценить полученный результат – всё это есть в каллиграфии. Каждое слово и даже буква – это проект. Именно так мы учимся мыслить. У каждого ученика есть своя индивидуальная траектория обучения с уникальной финальной целью, – поясняют тьюторы.

    Успехи учеников студии радуют: эффективное начало рабочего или учебного дня с каллиграфической разминки дает возможность завершить больше задач к вечеру, научные работы по истории русского алфавита и его связи с древними языками, а также чистые тетради с ровными буквами радуют школьных преподавателей.

    Шрифты
    История развития русских рукописных шрифтов проходила следующим образом. Устав и вязь (с IX века) – первый шрифт рукописных книг, при этом вязью называли русскую тайнопись, «связывание» букв в словах с целью сокрытия сакральных смыслов в священных богослужебных книгах.
    Далее устав начинает развиваться и приобретает наклон – так появляется полуустав. Оба эти шрифта писались палочкой (каламом) из дерева или кости, а также кисточкой.
    Ускорение темпов жизни требует введения нового шрифта – скорописи, которая появляется в XVI веке и функционирует в деловых документах. Скорописью, например, написан знаменитый указ Петра Ι о праздновании Нового года с 1 января. Для скорописи уже используется птичье перо.
    Английский курсив – это шрифт, которым мы пользуемся в обычной жизни (наклонное изображение русских букв), особенно сильно востребован школьниками. Появляется достаточно поздно, уже в XIX веке. Английский курсив исполняется птичьим или металлическим пером.
    В школе каллиграфии «Академия буквы» обучение проходит с использованием следующих инструментов: плоские и круглые кисти, металлические перья, перьевые ручки, браш-пены, а для желающих соприкоснуться с историей русской письменности поближе есть настоящее гусиное перо, каким, например, писал свои тексты Александр Сергеевич Пушкин.
    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/1346

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined