Режиссёр Никита Бетехтин: «В Кемерове я хочу поставить качественный спектакль для людей разных поколений»

    Никита Бетехтин
    Фото:  

    4 и 5 сентября в Театре для детей и молодёжи пройдёт премьера спектакля «Горка» по одноименной пьесе Алексея Житковского. Поставить его с нашими актёрами приехал выпускник ГИТИСа и магистратуры школы-студии МХАТ Никита БЕТЕХТИН. Мы пообщались с режиссёром в прямом эфире инстаграм-аккаунта GAZETAKEMEROVO.RU.

    – Вы сибиряк?

    – Да. Я родился в Тюмени, приезжаю в город, к сожалению, нечасто. Но там у меня несколько проектов, и я считаю себя ответственным: если просят помочь – с удовольствием откликаюсь. Например, принимаю участие в жюри, экспертных советах разных конкурсов. Там мощное театральное студенческое движение.


    – Вы уже столько всего успели сделать! Красноярский ТЮЗ, руководство молодёжным театром в Тюмени. Очень много творческих лабораторий, фестивалей… постановки в Европе. Это всё Ваши проекты?

    – Да, хорошо, что есть работа. Есть всё, просто надо глаза пошире открыть. Мы сами не всегда видим возможности, которые открыты перед нами. Мне кажется, счастье для режиссера – это работать.


    – Я читала, что Вы любите работать с непрофессиональными актерами.

    – Профессиональный театр – механизм, который уже отлажен, это как сесть в классную машину и поехать – просто рули. Но это и не любительский театр, потому что мы не копируем профессионалов. Наоборот, у человека, который пришел себя выразить, получить опыт театрального искусства, мы учимся не отрываться от жизни, исследуем повседневность, рутину – чем живет человек. То есть обычные люди становятся для меня материалом для исследования, дают мне не меньше, чем профессионалы, которые замкнуты в своем ремесле, не у многих есть увлечения за стенами театра. Но мы же ставим спектакли не о профессии, а о жизни простых людей, и в зрительном зале обычные люди. Мне интересно работать с ними, потому что они получают опыт самовыражения, создается арт-терапевтический эффект. А для меня это попытка узнать жизнь такой, какая она есть. Поэтому я не учу играть или копировать кого-то, моя задача – раскрыть человека, чтобы он был самим собой на площадке. Это очень интересный опыт. Последнюю работу мы сделали в Нижнем Новгороде, где 34 перформера существовали с профессионалами. У нас была задача сделать спектакль про город. И мы сделали постановку не про историю, а про героев-горожан, которые живут сейчас. Про медсестру, градозащитников, экологов – это те люди, которые меняют нашу жизнь. Оказывается, в современном мире много героев.

    – Еще я прочитала в одном из интервью, что Вы сравниваете работу режиссера с дирижером. Так во всех спектаклях?

    – Это тривиальное сравнение. Можно с любым сравнивать. На самом деле очень сложно быть режиссером. У дирижера хотя бы есть партитура – я не умаляю достоинств этой профессии, – а режиссер придумывает. Конечно, есть написанная пьеса, но, чтобы она заиграла в пространстве, нужно рекомпозингом заниматься, здесь нужно умение композиционно мыслить. У режиссера две задачи: и режиссера, и композитора.


    – В нашем городе Вы с какой миссией?

    – К сожалению, у меня краткосрочная миссия. Мне хочется сделать классный спектакль для людей разных поколений. История, которую придумал Алексей Житковский, предполагает, что это может быть хороший, качественный зрительский проект. Это пьеса «Горка».


    – Вы уже бывали в нашем городе?

    – Я в Кемерове не в первый раз. Делал работу «Летние осы кусают нас даже в ноябре» с театром драмы, дружил с театром «Встреча», был здесь на фестивалях – мы привозили мой спектакль «Соня» по произведению Татьяны Толстой, здесь показывали мой спектакль «Гроза». У нас завязался диалог с Григорием Забавиным, директором Театра для детей и молодежи, и из предложенных мною вариантов пьес театр остановился на «Горке». Нам нужно было, чтобы пьеса была живая, интересная. Хотя я привык работать с другим материалом – не имеющим опыта интерпретации. А это классно сделанная пьеса, она идет по всей стране, ее делали мои коллеги достаточно успешно.

    – Каков сюжет пьесы?

    – Это история о молодой девушке, которая только что пришла из педагогического колледжа в детский сад и сталкивается с рутиной и реальностью. Она иначе представляла профессию, и это становится ее личной трагедией. Это пародия на трагедию. Ей нужно просто построить горку, отрепетировать с детьми песни, быть готовой к утреннику. Казалось бы, это всё мелочи, но Житковский делает классную утрированную историю, которая становится личным адом. И мы ведь тоже замыкаемся в мелких проблемах, раздуваем их и не видим перспективы. А на самом деле надо взлететь, оторваться от этих проблем, и откроется поле возможностей.


    – Как показать на сцене атмосферу детского сада: шум, игры, забавы, много детей?

    – Это секрет пока. Приходите на спектакль, все увидите. Я работаю с таким материалом, как «Пер Гюнт» Генрика Ибсена, «Цемент» Хайнера Мюллера, «Рождество» Антона Лоскутова. Мне интересен материал, который сопротивляется сцене, его сложно поставить, пьеса, в которой надо вначале долго самому разбираться. А произведение Житковского правильное, выверенное, там классный текст, крутое построение с точки зрения композиции драматургической. У меня не самая сложная задача. Можно эту пьесу поставить сложно, но зачем? Здесь основная задача – переключиться с концептуального решения на работу с артистами. Мне очень интересно поработать с актерами, заключить их в правила игры, чтобы они раскрылись.


    – Как Вам работается с коллегами из Кемерова?

    – Классные ребята, мне очень нравится с ними работать. Они умеют слышать и реагировать.


    – Вы на премьере будете?

    – 4 сентября, а 5-го я должен лететь в Москву – у меня «Любимовка», а 6-го проект в Самаре.


    – Какой театр Вы любите?

    – Я люблю всякий театр. Люблю посмотреть на классическую постановку с качественной актерской игрой. Мне нравятся работы моего учителя Леонида Хейфеца, они учат меня профессии. Нравятся работы моего учителя Виктора Рыжакова – современного режиссера, который совершенно по-другому работает с артистами. Мне нравятся экспериментальные работы, например, Всеволода Лисовского. Нравятся работы цифрового театра, мультимедийные проекты... И итальянские короткие сцены с занавесом, кулисами, амфитеатром, партером, балконом, и театр, который просто выходит на городскую площадь. Главное, чтобы он был не бессмысленным.

    – Расскажите о ближайших творческих планах.

    – Миллион творческих планов. У меня нет такого: закончил проект – и отдыхаю, потом беру следующий. Важно не впадать в ямы эмоционального упадка. Заканчиваю один проект и одновременно нахожусь в центре другого. Сейчас ставим премьеру в Кемерове и одновременно «Театр горожан» в Самаре, неделя у меня на выпуск спектакля в Великих Луках, который мы начинали еще в начале августа, также постановки в «Современнике», в театре Романа Виктюка.

    Все меняется: маски, перчатки, пандемия. Но опыт пандемии показал, что театр может быть везде, и если я останусь без репетиционного зала – есть комната. Мы так и делали – делали небольшие съемки для показа пьесы в Zoom.


    – Вам понравился наш город?

    – Я люблю спокойствие этого города. Как любой сибирский город, Кемерово имеет свой характер, сложный такой. Центр у вас зеленый и уютный. А когда приезжал осенью – отметил, что красивая желтая осень так идет «сталинкам». Мне комфортно в вашем городе, открыл для себя много вкусных мест – где хорошо кормят. Иногда приезжаешь в город, и кажется, что он мертвый. А Кемерово набирает темп. И мне нравятся артисты, я считаю, что здесь классный потенциал.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/2229

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined