Продюсер Эдуард Романов о съемках фильма про Веру Волошину в Кемерове: самым трудным было отыскать вещи и места из того времени

    Фото:  

    В Кемерове продолжается работа над уникальным историческим проектом – созданием кино о нашей героической землячке Вере Волошиной. Съёмки постановочной части уже завершены. О будущем фильме, сложностях и открытиях, сделанных по ходу съёмок, рассказал продюсер Эдуард Романов, руководитель продакшн-группы «Про-Видение».

    Рабочее название киноленты – «Так хочется жить!». Создатели картины поставили перед собой большую цель: рассказать языком киноискусства историю юной девушки родом из Щегловска, яркую судьбу которой перечеркнула война, но чей подвиг остался в памяти поколений. Проект реализуется на грантовые средства при участии муниципального бюджета.


    В Кемерове о Вере Волошиной знают много. Ее имя носят парк и улица, городской центр дополнительного образования детей. Ее огромный портрет украшает стену одного из домов на Южном. Сохранилось здание школы на улице Карла Маркса, где Вера училась. Живы люди, которые знали ее маму. В школах регулярно проходят мероприятия в память об удивительной мужественной девушке, пишутся статьи, школьники ставят спектакли…


    Но тем не менее есть вещи, которые, по словам Эдуарда Романова, начинаешь хорошо понимать, только проникая взглядом очень-очень глубоко в историю Веры Волошиной. И становится ясна суть. Быть может, прозвучит громко, но именно мужество и несокрушимая воля таких вот простых мальчишек и девчонок, которые оказались способны умереть, но не сдаться, помогли остановить наступление фашистов и изменить ход войны.

    – Ведь это как раз был тот самый момент, который позже будут называть переломным, – говорит Эдуард Романов. – Фашисты под Москвой, неуклонно продвигаются вперед и намереваются занять столицу в ближайшее время. Это оказалось совсем не просто – по множеству причин. Одной Вере Волошиной было бы никак не под силу остановить немецкую армию. Но таких Вер оказалось тысячи. Причем эти молодые ребята-партизаны, Вера и ее друзья, даже не были официально призваны на фронт. Но это и не важно. Главное – это их воля, их патриотизм, их твердая убежденность, что можно поступить только так, а не иначе… Всё это лично я осознал только в разгар работы над сценарием…

    В поисках тридцатых и сороковых

    – В начале работы над фильмом вы говорили, что планируете включить в него сцены из старого Щегловска, такие флешбэки из тридцатых годов. Удалось ли это осуществить? Где проходили съемки основных сцен?


    – Основная часть сюжета – это сцены событий, происходящих в начале войны в Подмосковье. Их мы снимали на природе – выезжали в разные места, например, в тайгу за Осиновкой. К сожалению, в современном Кемерове почти нет мест, где можно снимать аутентичный старый Щегловск. К примеру, даже взять школу, где училась Вера, – это то самое здание, но в нем уже установлены пластиковые окна, сделан ремонт… Ни один уголок города не сохранился полностью таким, каким был в 1930-х. Мы бы с радостью сняли, как Волошина и Двужильный гуляют по родным местам, где они выросли, но это, увы, невозможно. Так что сцену прогулки Веры и Юрия мы перенесли на правый берег, в район Старой пристани – это место точно осталось неизменным. Мы очень хотели снять часть сцен в старой школе Кемеровского рудника, спроектированной Ван Лохемом. Но это тоже оказалось неосуществимым из-за аварийного состояния здания – оно бы просто не выдержало пребывания там съемочной группы из 25 человек со всей необходимой техникой. Зато сцены в больнице нам удалось отснять в очень достоверном антураже – в здании Главной конторы Копикуза. Конфигурация внутренних помещений, стены, окна, двери – это было именно то, что нужно! Правда, пришлось приложить немало усилий, чтобы отыскать подлинную кровать сороковых годов. Но нам повезло – у одного из знакомых такая стояла на даче!

    - Наверное, именно подбор реквизита стал одной из самых непростых задач?


    - Конечно, у нас ведь нет «Мосфильма», куда можно прийти и запросить в фондах нужный предмет. Многих вещей не найти даже в наших музеях, которые, конечно, шли нам навстречу и во многом помогали. Но нам требовалось огромное количество вещей – взять ту же немецкую военную форму для солдат и офицеров разных званий или предметы крестьянского быта – ведь часть действия происходит в подмосковной деревне. К счастью, нам очень повезло, что в селе Красное – это одно из самых старых наших сел, находится в Ленинск-Кузнецком районе - функционирует музей русского крестьянского быта. Там мы снимали сцены из детства Веры Волошиной, в кадр попала и прекрасная старинная Свято-Троицкая церковь – достопримечательность этого села. А подходящую избу с традиционной русской печью сумели отыскать в Тюльберском городке. В Кемерове таких просто не сохранилось!

    А поиски самолета! Нам нужен был подлинный У-2 времен Великой Отечественной войны, нужна была аутентичная летная экипировка, нужны были парашюты, которые использовались в те годы! Это стоило большого труда, но благодаря сплоченному сообществу сибирских авиаторов и парашютистов мы вышли на аэроклуб в Мочище под Новосибирском, который смог предоставить нам для съемок тот самый самолет! И шлем нашли, и парашюты тоже – очень благодарны всем причастным!

    По ходу работы мы много советовались с историками – у нас было два постоянных консультанта: маститый специалист Николай Галкин и молодой историк, глубоко изучивший биографию Веры Волошиной – Алексей Лоскутов.


    Команда трудилась без устали


    – Какие еще трудности приходилось преодолевать – технического или, возможно, психологического плана?


    – Технически сложной была сцена взрыва, которую мы тщательно готовили и прорабатывали с привлечением специалистов. Да и вообще все сцены, где фигурировало оружие и большое количество актеров, включая волонтеров-статистов. Несмотря на подготовку и инструктаж, быстро научить обращаться с оружием такое количество людей – нереально. Что касается психологических моментов, каких-то конфликтов – нет, такого не было. Команда показала себя очень сплоченной, ребята были готовы работать без устали с утра до вечера. Ведь кино – это когда ради 15-20 секунд фильма тратится по несколько съемочных часов. Но у нас не было ситуаций, когда человек не выдержал и сказал: ухожу, ищите другого. Мы все прошли этот путь до конца. Может быть, тематика оказала влияние. А может быть, тот факт, что для увлеченного кино кемеровчанина это был в общем-то беспрецедентный шанс поучаствовать в полноценном съемочном процессе, профессиональном в плане подхода и организации. У нас такого не случалось 15 лет – с тех пор, как мы делали другой исторический фильм: «Кемерово. Борьба за мечту».


    Было, конечно, что актеры отказывались на начальном этапе. К примеру, кандидат, идеально подходивший по типажу на роль немецкого офицера, отказался от этой роли из-за возможных негативных ассоциаций в будущем. Но те, кто в нашу команду пришел – влились в нее идеально.

    И это только часть пути


    – Съёмки художественной части окончены. На каком этапе сейчас находится производство картины?


    – Отснято огромное количество материала – 18 полных съемочных дней. В итоговом фильме постановочная часть должна уложиться примерно в 30 минут. Судите сами, какая кропотливая и тщательная работа предстоит нам по части монтажа. Пока что мы отсматриваем материал. Есть идея создать отдельный короткометражный фильм – чисто художественный, без документальных вставок. Особенно об этом мечтает главный режиссер фильма Сергей Басалаев, ведь в этом случае мы сможем больше внимания уделить драматургии, раскрытию характеров персонажей, эмоциональным сценам, которые всегда требуют больше экранного времени…


    Также впереди – работа с хроникой. В нашем распоряжении большое количество документальных кинокадров и фото, мы долго работали в архивах. Задача – выбрать именно те фрагменты, которые встроятся в канву фильма.


    Кроме того, сейчас мы работаем над музыкальной составляющей киноленты. С нами сотрудничают два композитора – один живет в Москве, другой в Кемерове. Им предстоит сочинить музыку, которая, с одной стороны, должна звучать современно, с другой – передавать эмоции, атмосферу фильма.


    Когда планируете презентовать готовый фильм?


    Работа над проектом будет завершена к 9 мая 2021 года. Мы планируем показать фильм учащимся школ города. Кроме того, отдельный показ хотим организовать для специалистов из сферы кинопроизводства и интересующихся этим направлением – он будет приурочен к открытию в Кузбассе отделения Союза кинематографистов России. Да, нам предстоит такое значимое событие, которое может в корне изменить ситуацию вокруг киноиндустрии в Кузбассе. Очень возможно, что съемка фильма о Вере Волошиной станет первым шагом на большом пути развития кино в регионе, и подобные проекты будут реализоваться гораздо чаще.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/1132

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined