+7 (384-2) 58-10-05
    news@gazetakemerovo.ru

    Призрачные поезда: всё, что вы хотели узнать о трамваях-снегочистах

    Вихревой снегочист в работе
    Фото:  

    2021 год в России объявлен Годом науки и технологий. GAZETAKEMEROVO.RU запускает новый спецпроект «Технополис», в котором мы будем рассказывать о внедренных в Кемерове технологических новшествах и изобретениях – самых разных.

    Одни появились только что, другие прочно вошли в нашу жизнь. Необходимость одних продиктована суровым климатом, других – стремлением к эффективности производства. Одни делают нашу жизнь комфортнее, другие помогают наращивать промышленные и экономические показатели. Итак, техника и технологии на службе у кемеровчан. Начнём с темы утилитарной, но очень злободневной в условиях сибирской зимы…

    Любители поздних зимних прогулок наверняка становились свидетелями того, как по трамвайным рельсам мчится снежный вихрь, из которого с шумом вылетает синий трамвайный вагон. Зрелище поистине захватывающее. На деле эти железные помощники занимаются очисткой трамвайных путей от снега, но их вид и конструкция настолько необычны, что мы решили узнать о них больше.

    Единственный в своем роде

    С появлением в Кемерове трамвайного сообщения сразу же возникла необходимость в очистке путей от снега – зимы в Сибири всегда были лютыми и многоснежными. Изначально, пока протяжённость путей была сравнительно небольшой, чистили вручную. Однако с развитием и расширением трамвайной сети на смену тяжёлому труду пришли технологии.


    Важно отметить, что даже сейчас особо сложные участки, которые называют участками тяжелого профиля, могут очищаться и в дневное время. Например, подъем на Логовом шоссе или путепровод на восьмом маршруте. Самые ответственные участки – стрелочные переводы – очищаются каждые два часа, как правило, вручную, потому что здесь требуется особая тщательность.


    Изначально при обильных снегопадах к работе привлекались обычные грейдеры. Однако им были недоступны сложные участки путей; кроме того, в особо снежные периоды спрос на их услуги и стоимость сильно возрастают.

    В 2011 году тогдашний технический директор «Кемеровской электротранспортной компании» Алексей Ермолаев реализовал свою идею по созданию уникальной машины, которая должна была стать более экономичной и эффективной альтернативой наемным грейдерам.

    Для этих целей был взят обычный трамвайный вагон и силами совместных творческих и производственных усилий специалистов АО «КЭТК» и конструкторов Кемеровского опытного ремонтно-механического завода, с привлечением конструкторского бюро был создан единственный в своем роде спецпоезд, оснащенный гидравлическим отвалом.

    – Задача этого поезда – освобождать трамваям не только колею, а еще и габарит для прохождения. Он был разработан по специальному техническому заданию – с регулируемым по наклону и ширине отвалом, управление которым осуществляется из кабины поезда, – рассказал о необычном вагоне Максим Гончаренко, руководитель пресс-службы КЭТК.

    Из кабины регулируется зазор между рельсом и самой лопатой: можно её приподнять повыше, можно опустить, – а также ширина самой лопаты с правой стороны, как раз тот самый габарит. Лопата всегда находится под углом, который называют углом атаки, чтобы снег счищался в сторону.

    После создания трамвая-грейдера (его еще называют плуговым снегочистом), который эффективно проявил себя в борьбе с природными условиями, технологией заинтересовались представители транспортных компаний других городов.

    – После того как созданный поезд отработал пару зим, к нам обращались представители трамвайных депо из Прокопьевска и других городов с целью создать подобную машину на своей базе. Но я не знаю, сделали они это в итоге или нет, – рассказал Михаил Зыков, главный инженер трамвайного депо.

    Главное преимущество машины – пробивная мощь, с которой она борется с самыми обильными снежными завалами. Ведь порой снег может слежаться и даже затвердеть из-за автомобильного движения, которое пересекает пути.

    Поезд-вьюга

    Помимо трамвая-грейдера в Кемерове работают еще два специализированных поезда – вихревые снегочисты. Они оснащены мощной турбиной, задача которой – выдувать снег из трамвайной колеи. Они обладают конструкторскими особенностями, которые отличают их от привычных пассажирских поездов. Именно эти поезда обладают тем самым мистическим ореолом, который впечатляет случайных наблюдателей.

    Вихревой снегочист убирает легкий снег, который выпал недавно. Часто он работает во время снегопадов. Это вместе с работающими турбинами создает вокруг вагона снежный буран, из которого с шумом и грохотом выныривает бронированный синий корпус.

    – Корпус вихревого снегочиста зашит металлом, потому что неостеклённый борт проще очистить от снега и наледи, которая образуется во время его работы, – проясняет загадку Максим Гончаренко.

    Еще одна уникальная конструкторская особенность, которая также объясняется слишком снежной работой: все технические детали и механизмы, которые обычно располагаются снаружи, помещены в салон вагона. Таким образом, эти поезда, как улитки, снаружи защищены «броней», а внутри имеют множество сложных механических устройств, доступ к которым закрыт во время работы.

    Три синих коня

    Все три спецпоезда – грейдер и два вихревых – окрашены в синий цвет, который отличает их от пассажирских. Примерно в апреле отработавшие сезон машины отправляются на консервацию, где стоят в летнее время.

    – Мы начинаем подготовку снегоочистительной техники с августа. Всё механическое оборудование разбирается и в обязательном порядке проходит ремонт, – поясняет Михаил Зыков.

    Осенью решение о необходимости выводить снегочисты на работу принимают путейцы. Они же составляют для них маршрут. У спецпоездов нет единого пути следования, они появляются в нужное время в нужном месте. Работают ночью, чтобы не мешать движению других трамваев, автомобилистов и пешеходов, которые могут попасть под искусственный снежный буран.

    – Управляют спецпоездами спецводители. Их должность так и называется – водитель спецпоезда. Чаще всего это бывшие водители пассажирских трамваев, которые дополнительно прошли обучение по управлению спецтехникой. Их работа почти всегда ночная и весьма напряжённая, поскольку осуществляется в условиях очень ограниченной видимости и самой низкой из возможных температур за бортом, – рассказывает Максим Гончаренко.

    На маршруте их сопровождают работники службы путей, для которых в салоне трамваев есть особые места. Их задача – вручную завершить очистку на сложных участках.

    После завершения работы вихревой снегочист порой оказывается полностью покрыт инеем, отчего может показаться почти невидимым. При этом после смены водитель обязан очистить как корпус, так и рабочие механизмы: сопло или лопату.

    Ночные рыцари

    Внешняя эффектность и некое мистическое настроение сопровождают эти ночные поезда, которые заняты очень важным делом. Порой городской житель не замечает, скольких усилий стоят обычные, казалось бы, вещи.


    В следующий раз, скорее всего – уже осенью, когда вы случайно увидите эти выныривающие из пурги и уносящиеся прочь глухие синие корпуса, вспомните, что благодаря их работе, труду людей, которыми они были созданы и которые ими управляют, сотни кемеровчан без заминок поедут на работу, в школу, по делам, потому что до рассвета за их комфорт сражались ночные рыцари.


    О трамваях в цифрах

    1 мая 1940 года в Кемерове запущенно трамвайное движение


    96,4 км – протяженность трамвайных путей в Кемерове


    5:20 – начало трамвайного движения, 23:57 – окончание


    94 стрелочных перевода


    158 трамвайных остановок


    5 пассажирских маршрутов в Кемерове


    • самый длинный маршрут — № 10


    18 тонн – вес трамвайного вагона

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/1466

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined