Пером и скальпелем: выставка картин хирурга Руслана Меллина «Моя «больная» реальность…»

    Фото:  

    В Государственной научной библиотеке Кузбасса им. В.Д. Фёдорова проходит персональная выставка картин кемеровского хирурга Руслана Меллина «Моя «больная» реальность…». Автор делал зарисовки тушью в перерывах между тяжелыми сменами в ковидарии.

    Помочь всем, кто нуждается

    Руслан заступил на смену в «красную» зону первого сентября. В этот день его сын впервые пошёл в школу. Но работа врача предполагает постоянные жертвы своим личным временем и интересами во имя здоровья других людей. Именно благодаря своему человеколюбию Руслан Меллин и стал хирургом.

    – Мой путь от стоматолога до челюстно-лицевого хирурга был довольно долгим – девять лет. И подтолкнул к этому случай из практики. К нам поступила женщина с рублеными ранами головы. Находилась в такой тяжелой жизненной ситуации – врагу не пожелаешь. Сирота, документов нет. Ей было всего 25 лет – моя ровесница на тот момент. В больнице маленького города, где я тогда жил, девушку никто не хотел принимать без документов. А восстановить их у нас не получилось. Отправить ее в Красноярск в отделение челюстно-лицевой хирургии тоже не смогли, получили отказ. Я же был обычным стоматологом-хирургом, это самая начальная ступень хирургии – удаление зубов, вскрытие несложных абсцессов... А ей требовалась гораздо более серьезная помощь, – Руслан Меллин и сегодня довольно эмоционально вспоминает о том случае. – Эта несчастная женщина стала моей звездой. Я сказал себе, что надо развиваться дальше, совершенствоваться и никогда не уподобляться людям, которые отказали ей в помощи.

    Скальпель – как кисть художника

    Сегодня Руслан проводит очень сложные операции, возвращая людям возможность полноценной жизни. Рисование – его очень серьезное и давнее увлечение, в детстве будущий доктор закончил художественную школу. Признаётся, что сейчас времени на хобби остаётся катастрофически мало. Приходится рисовать ночами после работы. Дома Руслан рисует маслом: репродукции Рембранта, пейзаж с видом на больницу, автопортрет – в особой своей «хирургической» манере.

    – Я нарисовал себя, «разобрав» лицо по мышцам на слои. Вы можете не поверить, но моя работа напрямую связана с творчеством. А скальпель по движениям напоминает кисть. Заходя на операцию, я уже воображаю, что хочу увидеть в финале, как нужно выкроить, как свести края раны. Легендарный русский хирург Пирогов сказал, что врач, не интересующийся искусством, – не врач, а ремесленник. Знание анатомии помогает создавать реалистичные картины, а владение кистью помогает в работе хирурга, особенно челюстно-лицевого, — улыбается Руслан.

    Реальность ковидария

    В инфекционном госпитале для больных ковидом, развернутом на базе перинатального центра, Руслан Меллин отработал уже две вахты. Писать летопись эпохи пандемии доктор начал с самого первого дня пребывания в «красной» зоне.

    – Когда я готовился к работе в ковидарии, размышлял, что же взять с собой. Коллеги, которые там работали прежде, сказали, что они в свободное время в основном смотрели фильмы и сериалы. Мне это не так интересно. Зато я всегда мечтал научиться рисовать чернилами – помните, как в иллюстрациях к старым книгам, которые мы проходили по литературе. В школе я всегда с упоением изучал не текст, а именно их. Поэтому купил чернила и перья. Взял всего три и не рассчитал – буквально за первые пять дней они пришли в негодность, – рассказывает автор выставки.

    В ковидарии сутки разделились на четкий и беспощадный порядок: шесть часов в «красной» зоне, двенадцать часов – личное время без личного пространства. Постоянно запотевающие очки, перманентная нехватка кислорода и нескончаемая череда тяжелобольных людей. Такие условия на краю человеческих возможностей изматывают уже в первый день. Молодой врач дал выход всем своим эмоциям в коротких зарисовках.

    – На каждую уходило от сорока минут до двух часов. Во второй заход времени для рисования стало значительно меньше. Есть разницы в том, где именно несешь вахту. В первый раз я работал в приемном отделении – и было легче. Во второй раз зашел как терапевт, у меня было 30 коек. Как только освобождалась одна, практически сразу её занимал кто-то новый, – поясняет Руслан. – Старался выбирать самые эмоциональные моменты. Пока рисую, я психологически разгружаюсь и отдыхаю. Решил, что сделаю себе на память большую коллекцию всего того, что здесь прожил и прочувствовал – «заякорю» этот новый этап жизни.

    Хроники пандемии

    Слухи о том, что в «красной» зоне работает врач, который делает удивительные картины, фиксируя «больную» реальность, быстро распространились по больнице, а затем и по всему городу. Но сам Руслан никогда специально не старался обратить чье-то внимание на своё занятие.

    – Мы вместе дежурили в ковидарии и даже спустя несколько смен я не догадывалась, что Руслан – тот самый человек, о котором все говорят. Хотя его работы я уже видела к тому времени. Узнала, что вот это и есть тот самый художник, от других людей, – рассказывает коллега Руслана Ирина Климчук, пришедшая поздравить его с открытием экспозиции. – Выставка очень хорошо отражает реальность, передает те эмоции, которые испытывали сотрудники и пациенты. Как акушер-гинеколог я практически не сталкивалась со смертью в профессиональной деятельности. В ковидарии другое – там люди умирали порой буквально у меня на руках. Это очень сложно пережить в моральном плане. Лично мне отвлечься от той реальности помогала поддержка близких и разговоры с коллегами. Кто-то изливает эмоции в стихах, а Руслан рисовал.

    Это должен увидеть каждый

    Работы художника впечатляют всех, кто их видит. Прошедших через «красную» зону – особенно. И они стопроцентно стоят того, чтобы в эту реальность вгляделось как можно больше человек. Персональную выставку доктору-художнику помогла организовать Анастасия Мамедова, специалист по связям с общественностью областной больницы имени. С.В. Беляева.

    – Я и сама прошла вахту в ковидарии, работала там санитаркой. То, с чем я столкнулась в госпитале, изменило меня очень сильно – я начала совершенно по-другому смотреть на жизнь. Ценить не вещи, а свободу. Даже то, что ты с работы домой можешь идти разными маршрутами – это уже возможность выбора, которой ты полностью лишаешься, попав в «красную» зону, где все мечтают только об одном: выжить и попасть домой, – рассказывает Анастасия Мамедова. – Мне прислали картины из ковидария в воскресенье вечером. Это было через несколько месяцев после моей вахты. В понедельник я сразу же познакомилась с художником. Так вышло, что он и меня внёс в свои хроники.

    Взгляд Анастасии, одетой в СИЗ, стал одной из заглавных работ всей выставки. В нем и ужас от увиденного, и надежда на счастливый финал. В пластике очков отражается будто не коридор ковидария, а вся «больная» реальность происходящего в «красной» зоне. Впрочем, сам автор говорит, что на самом деле непонятно, где же сейчас та самая «больная» реальность: в инфекционном отделении или за его пределами, где люди продолжают отрицать эпидемию и пренебрегают нормами санитарной безопасности.


    Всего на выставке представлено 40 зарисовок и картин молодого хирурга. Из главной библиотеки Кузбасса экспозиция отправится в другие города Кузбасса – чтобы как можно больше наших земляков смогли заглянуть в «закулисье» ковидных госпиталей, увидели страдания, которые испытывали пациенты, узнали о героизме врачей. И стали более бережно относиться к здоровью – своему и окружающих людей.

    Досье
    Руслан Меллин

    Возраст: 31 год. Образование: в 2011 гг. окончил Кемеровский государственный медицинский институт по специальности «Стоматология»; 2011–2012 гг. учеба в интернатуре Красноярского медицинского университета имени В.Ф. Войно-Ясенецкого; в настоящее время – аспирант Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей, пишет кандидатскую диссертацию. Место работы, должность: отделение челюстно-лицевой хирургии Кузбасской клинической больницы им. С.В. Беляева, врач.

    Познакомиться с работами можно в Музейной галерее Государственной научной библиотеки Кузбасса имени В.Д. Фёдорова до 19 декабря в рамках гуманитарной акции «Творчество как опора, средство адаптации и спасения человека в экстремальных условиях».

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/1172

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined