«Падение империи. Византийский урок»: рецензия на фильм доктора исторических наук, профессора В. А. Овчинникова

    Документальный фильм «Падение империи. Византийский урок» - яркая работа, насыщенная историческим материалом, в которой авторы изложили свой взгляд на тысячелетнюю историю Византийской империи, ее взлеты и падения, причины ее гибели. Эта, безусловно, заслуга архимандрита Тихона (Шевкунова), который закончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «литературная работа».

    Подчеркну, что это не научная историческая работа, а только позиция авторов их взгляд на историю, которые имеют право на существование и обоснование в форме документального, публицистического фильма. Поэтому критика со стороны научного сообщества, обвинения в методологических и фактических ошибках, на мой взгляд, не совсем уместны, хотя тоже имеют право быть.


    Остановлюсь на том, что авторам фильма удалось. Во-первых, фильм привлек интерес зрителей к истории Византии, насыщенной победами и драматическими событиями, являющейся мировым центром Православия и, вообще, заставил задуматься над уроками истории. Во-вторых, параллели между историческими событиями и современной ситуацией в мире уместны. Где-то очевидны, где-то парадоксальны! И в этом смысле, фильм очень поучителен. Сразу вспоминаются изречения великих: «Кто забывает уроки истории, обречён на их повторение» или «То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории». Невольно хочется провести параллели с ситуацией в нашей стране, как в недалеком прошлом, так и в настоящем.


    Несмотря на тысячелетний опыт и традиции, развитие экономики, социальной сферы, образования и науки, Великая империя пала. В основе лежала, соглашусь с авторами фильма, утрата общей государственной (или национальной) идеи, разделяемой всеми гражданами, и утрата ощущения себя единым народом, гражданами единой великой страны. Это привело к разрушению системы ценностей и постепенном отказе от традиций. И элита, и простые люди стали уничижительно оценивать свою страну и ее народ, а, следовательно и себя, искать пророков не в своем Отечестве. Если у простых людей – это выразилось в апатии, неверии в свое будущее и будущее своих детей, снижении рождаемости, утрате доверия и даже прямого сопротивления власти, то элита стала искать новые смыслы, подходы к управлению, развитию государства и общества за пределами империи. Поскольку таких подходов и идей было много, то и количество группировок, которые хотели взять власть и провести свои эксперименты, постоянно росло. И не все из них хотели прийти к смене власти законным путем, росло число заговоров, которые при попытках привлечь к поддержке своих идей народ, выливались в бунты, перевороты и восстания. Так как элиты, которые не устраивало происходящее в империи, опирались на идеи и модели развития, появившиеся за ее пределами, то они получали поддержку извне от тех сил/государств, которые были заинтересованы в переделе богатств, распространении своего влияния на новые территории и захвате ресурсов. Концепция ориентализма заключается в том, чтобы подчинить людей и получить доступ к чужим ресурсам надолго, надо захватить умы и души, дать людям новую систему идей и ценностей, которая идет вразрез с их традициями и ценностями - «верой предков».


    При всех горьких параллелях и выводах о причинах краха Византийской империи надо понимать, что ее традиции и наследие не утрачены. Не только России, но и значительная часть современного Мира, продолжают развиваться на основе ее достижений. Необходимо только помнить уроки истории и извлекать из них опыт.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/1620

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined