Лабораторная работа на тему детства

    На прошлой неделе в Кемерове состоялась региональная театральная лаборатория «Театр – детям» с показом эскизов будущих детских спектаклей, задуманных молодыми режиссёрами из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Мероприятие стало частью творческой программы, посвящённой празднованию 300-летия Кузбасса. Участие в нём приняли ведущие российские критики Алексей Гончаренко и Оксана Ефременко.

    Детский театр из России

    О специфике детского театра в нашей стране говорили помногу и всегда, с самого его появления на свет, которое случилось, кстати, ровно сто лет назад. Мировая история отдельных специализированных театров началась именно в России – с открытия 4 октября 1918 года в Саратове первого «Бесплатного для детей пролетариев и крестьян Советского драматического школьного театра имени вождя рабоче-крестьянской революции Владимира Ильича Ленина» (сегодня Саратовский академический ТЮЗ имени Ю.П. Киселева). В 20-х годах в Москве по инициативе Анатолия Луначарского распахнул двери пролетарский Московский театр юного зрителя, в Екатеринодаре (будущем Краснодаре) усилиями Самуила Маршака создан «Детский театр», а в Петрограде в 1921 году благодаря Александру Брянцеву и Петру Горлову заработал «Театр детской радости».

    Дети и в самом деле радуются, ведь им невдомек, что споры о том, что и как следует ставить для них, в ближайшие сто лет не утихнут. Амплитуда разнонаправленных мнений колеблется, но похоже, что последнее десятилетие привлекло к ним пристальное внимание. Из главных рекомендаций вспоминается знаменитый совет Корнея Чуковского. Предваряя свои «двенадцать заповедей для детских поэтов», он говорил, что «для детей надо писать так же, как и для взрослых, только лучше». Добавить конкретики, определяя – как лучше, помогают эксперименты. Такие, как в лаборатории, только что завершившей работу в Кемерове.

    Сценические эксперименты

    Что же такое театральная лаборатория, основным методом деятельности которой являются эскизы спектаклей с последующим обсуждением? Это распространенная практика, когда режиссер приезжает в театр и за несколько дней, в режиме цейтнота делает «прорисовку» нового спектакля. Сценография здесь условна, костюмы (если они есть) «на подборе», а текст актеры могут читать прямо с листа.

    Что важно в этом процессе? Режиссер воплощает замысел вместе с актерами, если так можно выразиться, экспресс-методом. Это дает возможность понять, что это не просто умозрительная концепция, что она имеет право на жизнь здесь и сейчас и уже оживает. Это своеобразная проверка, обкатка материала, ответы на главные вопросы: все ли работает, нет ли каких-то принципиальных противоречий? А если есть, то можно ли с ними справиться? А театр принимает важное решение: следует ли браться за спектакль.

    Рассказывает Антон Безъязыков, главный режиссер Кемеровского областного драматического театра:

    – Это не первая лаборатория, в нашем театре они стабильно проходят раз в год. Мы приглашаем режиссеров из других городов, они быстро и мобильно прорабатывают материал, который мы совместно выбираем, а потом думаем – ставить или нет. В нашем репертуаре всегда есть такие спектакли. Наиболее значимы лично для меня «Калека с острова Инишмаан» Яро­слава Рахманина, «Ночь Гельвера» Анны Бычковой, «Одноклассники» Алессандры Джунтини. Театр – всегда эксперимент, поиск нового языка и новых решений, в противном случае театр застынет и превратится в музей. Вот поэтому мы проводим лаборатории и ставим этюды. Но впервые лаборатория целевая – детская, то есть эксперимент в квадрате, новый опыт обращения к детскому театру. Не секрет, что проблемы с детскими постановками существуют везде. Растут новые поколения, которые иначе мыслят, им нужно предлагать что-то принципиально новое, способное задеть за живое.

    Кто и с чем приехал в гости

    В этот раз ставить этюды на сцене кемеровского драмтеатра приехали молодые, но уже заметно про­явившие себя в российском театральном пространстве.

    Анна Зуева, выпускница курса Сергея Афанасьева Новосибирского государственного театрального института, вместе с актерами новокузнецкого и кемеровского драмтеатров представила работу по сказке Владимира Илюхова «Принцесса-генерал». Представитель Санкт-Петербургской театральной школы Степан Пектеев, ученик Андрея Могучего и Валерия Фокина, привлек членов труппы прокопьевского драмтеатра. Они предложили вниманию юной аудитории авторскую инсценировку «Не на Луне» по мотивам (весьма и весьма отдаленным) самой знаменитой повести Николая Носова о путешествии Незнайки. А москвичка Елизавета Бондарь, выпускница музыкального театра РАТИ (ГИТИС), мастерской Дмитрия Бертмана, с пятью кемеровскими актерами поставила свой вариант сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

    Как же реагировали зрители – а помимо взрослых театралов на просмотре эскизов были и родители с детьми – на достаточно «сырые» работы, к тому же порой не совсем привычные для восприятия? Как и предполагалось, неоднозначно. Но если, по мнению критиков, в первом проекте эксперимента немного не хватало, то второй этюд вызвал полярные оценки. Те, кто этюд не принял, задавали вопрос: где же тут писатель Носов и «Незнайка на Луне»? И вывод: дети здесь ничего не поймут! Одобрение принявших этюд: есть о чем задуматься, а также интересное открытие: оказывается, в театре можно и так! А что же дети? Они, как и всегда, очень живо реагировали на всё, даже на малопонятные для них сцены (с возрастной категорией устроители просмотра в этот раз «не угадали»), и вникали в новую историю, построенную на зонгах-монологах о правде и справедливости. У заявки на спектакль много потенциальных ходов-выходов, и, возможно, прокопьевский драмтеатр возьмется за какие-то из них.

    Третий показ прошел практически на одном дыхании, настолько стремителен был ритм историй из жизни современной школьницы Алисы. Тема бытовой жестокости и ее сравнение с непредсказуемостью страны чудес, где многое обратимо, была раскрыта неожиданно и всерьез. Другое дело, что для продолжения этюда предстоит многое еще решить, чтобы выпутаться из сложившихся противоречий будущего спектакля. Но завораживающая форма современного компьютерного квеста подобрана очень удачно, а попытка героини обрести заветный ключик достойна стать символом поиска ключа к зрителю.

    Быть понятным и близким

    Специалисты говорят, что за последние 10-15 лет в театре для детей стали происходить заметные перемены. На смену классическим дедморозовским играм приходит всё больше серьезных тем, имеющих непосредственное отношение к реальной жизни детей. Молодые режиссеры, приехавшие в Кемерово, подтвердили это на практике. Да и критики уверены в этой тенденции.

    – Как бы ни был условен сюжет, – говорит Оксана Ефременко, театральный критик и педагог из Новосибирска, старший преподаватель кафедры истории театра НГТИ, – в основе замысла должны лежать современные явления, понятные и близкие детям. Без этого не будет контакта. Признаюсь, я сама не склонна жестко делить драматургию на детскую и взрослую. Но считаю, что спектакли для детей не имеют права быть «проходными». Они должны ориентироваться на идеи искусства, на открытия, на возможность говорить о современном ребенке современным живым языком. Сегодня мы это увидели. Наиболее неожиданным для меня стал второй этюд. Мысля визуально, режиссер во многом выигрывает. И даже сочетающиеся с социальной сатирой моралите и некая дидактичность не пугали – в спектакле для детей ценностные модели должны быть сконструированы заранее. Просто хотелось бы, чтобы эта мораль могла развиваться с большей жизненной энергией – и это рекомендация всем. Не стоит стремиться к особой лучезарности, лучше правильно представлять и отражать современное сознание своего зрителя. И пусть кто-то пока реагирует на такие ходы не совсем однозначно. Ведь в этом кроется еще одна задача лаборатории – содействовать духовному развитию юного зрителя. И по мере сил раздвигать для каждого горизонты повседневности, чтобы стать понятным и близким для многих.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/266

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined