Кемеровский Театр для детей и молодёжи открыл свой юбилейный, тридцатый сезон

    Фото:  

    Скорее всего, он будет складываться непросто из-за многих ограничений, связанных с пандемией. Но главное, что двери театра 31 октября распахнулись перед зрителем.

    Рождённые в карантине

    Находясь на длительном карантине, творческий коллектив театра и все его технические цеха в простое не были – они работали над созданием новых спектаклей впрок. И вот результат – новый сезон порадует зрителей четырьмя премьерами. Одна из них прошла ещё до официального открытия сезона, 25 октября, когда юные зрители вместе с родителями познакомились с новым спектаклем «Маленькие дикари». Его поставил актёр театра Федор Бодянский по пьесе канадского писателя и художника Эрнеста Сетон-Томпсона. Это уже не первая режиссёрская работа Бодянского в новом театральном проекте «Клуб любителей приключений». В театральном пространстве «У камина» им были уже поставлены предельно живые и захватывающие детские и подростковые спектакли «Затерянные в океане» по Майн Риду и «Капитан Сорви-голова» по Луи Буссенару.


    Ну а официальное открытие сезона ознаменовала премьера спектакля «Гардения» по пьесе польского драматурга Эльжбеты Хованец в постановке актёра-вокалиста Музыкального театра Кузбасса Михаила Сабелева, эту режиссерскую работу он реализовал в творческом союзе с художником Светланой Нестеровой.


    Но об этой работе и других премьерных спектаклях – чуть позже. Интересно то, как театр чувствует себя в начале юбилейного сезона на фоне новых условий работы, связанных не только с особыми мерами предосторожности, но и с другими чрезвычайно важными аспектами – в первую очередь они касаются зрительского восприятия.

    Тревожные приметы времени

    Главный режиссёр театра Ирина Латынникова более всего озабочена размыванием информационного пространства, которое, с её точки зрения, переходит уже в потерю личных связей между людьми.


    – В той ситуации, в которой мы все сейчас находимся, все информационные события, не относящиеся к ковиду, как будто теряют свою истинную ценность. И возникает впечатление, что ничего хорошего и интересного в нашей жизни уже просто не случается. А это не так. Но в то же время получается, что – так.


    Вот театры начали открываться, но об этом мало кто знает. Кемеровская драма дала сразу две премьеры: «Стражи Тадж-Махала» Раджива Джозефа и «Дикое Поле» Луцика и Саморядова – а кто-то ощутил это? В театре кукол поставили спектакль для взрослых «Фауст» по мотивам Гёте – многие ли об этом знают? Филармония открыла сезон, и все её крупные коллективы представили новые большие программы, и зритель был, и всё это звучало. Но возникает ощущение, что то ли информация обо всём этом никому не нужна, то ли она почему-то перестала восприниматься. Что это? Может, всё то, что с нами сегодня происходит, стало неким метафизическим наказанием? За что? За наше враньё друг другу? За ненужную суету?


    Мы разучились жить нормально и спокойно, мы бежим, гонимся непонятно за чем, а в результате – стоим на месте. Да и личные отношения начисто пропали. Мы в явном тупике, выход из которого пока непонятен. И непонятно, что в такой ситуации должен делать театр. Он сейчас проходит такое испытание, что неясно, как он будет сохраняться в это страшный период онлайна. Да и зритель в растерянности: а надо ли вообще туда ходить, в театр этот? Поэтому большой вопрос в том, сохранит ли театр в будущем хотя бы своё настоящее.

    Есть ли жизнь в онлайне…

    Директор театра Григорий Забавин эту театральную проблему ещё более расширяет.


    – Заметно, что большинство людей уже как-то попривыкли к этой новой данности: ограничить себя в посещениях публичных мест, да и вообще сократить до минимума выходы из дома. Вот мы фактически открылись с 9 октября, хотя и работали не в стенах театра, а на альтернативных площадках – там, где это позволялось, к примеру, в ресторанах. И я заметил, что особого зрительского ажиотажа не наблюдается. Мне говорили: погоди, люди же соскучились по театру, теперь они побегут! Нет, не побежали. И на это, мне кажется, есть три причины.


    Первая – это то, что в массах возник страх, люди боятся идти «в толпу». И правильно боятся, хотя мы выполняем все необходимые требования безопасности.


    Вторая причина – в реальном снижении покупательской способности людей. И пусть полные корзины в супермаркетах нас не обманывают – колбасу и хлеб нельзя приравнивать к покупке театральных билетов, от них можно на время отказаться.


    Ну а третья причина – она же главная и очень тревожная – вот в чём. Привычка формируется несколько месяцев. И у нас за полгода сформировалась привычка – не ходить в театр. Даже у тех, кто сюда постоянно ходил, сформировалась такая вот «отвычка». Про театр забыли. И убедились в том, что не ходить в него – вовсе не смертельно. И это – проблема, которая, как мне кажется, может стать поколенческой. Она касается не только театра и искусства вообще, но и образования, воспитания, науки. Лично я в цифровое поле не верю. Как выходить из этого кризиса всем нам? Рано или поздно трудности закончатся. Но как потом возвращаться к норме? Это самый больной вопрос.

    Все наши мысли – на сцене

    Театр ищет ответы на все эти мучительные вопросы в репертуарной политике. Вот «Гардения» – очень своевременный образчик или пример того, как может восстанавливаться временная правда в отношениях и традиции. Почти что шестидесятилетняя поколенческая история четырёх женщин одной семьи, на первый взгляд – вполне бытовая, но по ходу действия не может не завораживать. Последовательный конфликт матери-дочери в каждом поколении беспредельно затягивается. Каждая из женщин пытается жить так, чтобы не повторять ошибок именно своей матери. И совершает новые. Их судьбы тесно переплетены, но каждая героиня пытается «не быть похожей». Ни одна из них не осознаёт, что от своих корней, от истории семьи просто и безболезненно освободиться нельзя. Кажется, что круг окончательно замыкается, а семья пропадает навсегда. Но чудо всё же происходит. Его, «выправив время», удаётся сделать женщине самого молодого поколения. И всё, что действительно важно в жизни этой семьи, в чувствах друг к другу, возвращается.


    Другая работа театра – спектакль «Роналду сюда не приедет». У этой пьесы нет конкретного автора, скорее её можно назвать сценической версией театра. Вообще изначально планировалось играть этот спектакль в зале ожидания железнодорожного вокзала. Но показ на этой площадке на время отложен в связи с эпидемиологической обстановкой. Поэтому премьера, скорее всего, пройдёт на сцене театра, хотя и директор, и главный режиссёр надеются на то, что первоначальный замысел всё же удастся осуществить.


    Атмосфера вокзала, по словам Григория Забавина, очень привлекательна, и не только тем, что этот коллектив старается всё чаще и чаще выходить из театральной коробки «в люди».


    – Вокзал – удивительное пространство, в котором человек уже не дома, но ещё не в дороге. А ещё наш вокзал интересен тем, что расположен он фактически на тупиковой ветке, что уезжали с него чаще, чем приезжали, а сегодня движение поездов здесь практически сошло на нет. Но в городе жизнь продолжается, люди живут, и хотя многие молодые уже уехали – дети рождаются. Потому пьеса наша – о жизни такого вот города, в котором мы с вами живём. Вот мы и поставили спектакль о жителях этого города, сделали попытку порассуждать о том, можем ли мы сегодня сделать что-то доброе для города и для самих себя.

    Назад в будущее

    Ирина Латынникова признаётся, что самой сложной задачей становится ответить на вопрос о том, что театру ставить дальше.


    – И вот думаешь-думаешь-думаешь. Но в этом году с абсолютной очевидностью выкристаллизовалась главная мысль: это должно быть обязательно что-то очень позитивное. Причём не про принцев, не про Принцесс на горошине, не про Золушек. Хочется чего-то простого, живого, народного и обязательно – жизнеутверждающего. Так возникла идея поставить замечательную сказку Бориса Шергина «Золочёные лбы». Это незатейливая история о дружбе самого царя с простым мужиком Капитоном. О том, как дружили, а потом вдруг поссорились, да до того, что дружба эта вечная буквально в клочки разлетелась. И о том, что из этого потом вышло, в сказке и рассказывается. Сказка очень смешная, с прекрасным авторским языком, с замечательными шутками и меткими социальными ассоциациями. По моим ощущениям, это именно то, что нужно нам сегодня.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/1135

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined