Гусли, окарины, болотные флейты: профессор Александр Соловьёв рассказал о том, как в Кузбассе сохраняют музыкальные традиции

    Фото:  

    В воскресенье, 14 февраля, в рамках регионального марафона «Кузбасс 300» в концертном зале Центральной детской школы искусств прошла творческая встреча с народным коллективом – оркестром русских народных инструментов «История оркестра в истории Кузбасса».

    История оркестра началась в далеком 1954 году. Он стал первым в городе детским творческим коллективом. Основателем его был талантливый педагог и увлеченный музыкант Анатолий Маметьев. В последующие годы за дирижерским пультом стояли выдающиеся мастера и уникальные деятели музыкального искусства. С 2005 года коллективом руководит заслуженный артист России, лауреат национальной премии «Душа России» профессор Александр Соловьев, продолжая славные традиции, постоянно развивая оркестр, увлекая ребят мастерством исполнения. С 2007 года оркестр носит почетное звание «Народный коллектив». Руководитель оркестра пишет свои собственные обработки и хрестоматии для оркестра, сам изготавливает редкие старинные народные музыкальные инструменты – крыловидные и шлемовидные гусли, свирели, жалейки, кугиклы (разновидность многоствольной флейты. – Прим. ред.).

    Полвека в музыке

    Преподавательский стаж Александра Владимировича – 38 лет. Музыкальный – более полувека. Его творческий путь начался в городе Рубцовске Алтайского края.


    – Родители очень мечтали, чтобы я стал музыкантом. Они и сами имели к этому склонность: отец играл на аккордеоне, мама замечательно пела. Буквально за руку мальчишкой отвели в музыкальную школу, – вспоминает Александр Соловьев. – Я хотел играть на аккордеоне. Но меня убедили в том, что баян – более современный инструмент. И я нисколько не пожалел. Окончил музыкальную школу, затем училище и поступил в Новосибирскую государственную консерваторию имени Глинки.

    Гусли – наследие, которое сохранили в Кузбассе

    В 1983 году Александр Владимирович окончил консерваторию как преподаватель по классу баяна и дирижирования народным оркестром. По распределению попал в Кузбасс и 20 лет проработал в Прокопьевском музыкальном училище. Там же он создал отделение фольклорных инструментов.


    – Потом меня пригласили преподавать в Кемеровский институт культуры, где я работаю уже 17 лет. Когда переехал в Кемерово и стал преподавать редкие русские народные инструменты, мы открыли замечательную специализацию «Национальные инструменты народов России». В последние годы я уделяю особенно много внимания обучению игре на гуслях. Оказалось, что Кузбасс исторически связан с этим инструментом. В поселке Комсомолец Топкинского района живёт удивительный человек Александр Андреевич Кузьмин. Он играет на шлемовидных гуслях, которые, по всем музыковедческим источникам, вышли из употребления еще в конце XVII века. А у нас вот сохранились, – с гордостью говорит Александр Соловьев. – Я, конечно же, узнал эту историю. Дядя Александра Андреевича во время Гражданской войны был солдатом в Белой армии. Но, так как он был гусляром, его не расстреляли, а отправили в Сиблаг Томской области, где он 25 лет проработал на лесоповале и сделал три музыкальных инструмента. Одни из этих гуслей мы сфотографировали и сделали у себя в институте копию.

    Голос земли Кузнецкой

    В Кемеровском государственном институте культуры у Александра Владимировича есть небольшая мастерская, где он вместе со своими студентами не просто изучает, но и изготавливает редкие музыкальные инструменты: гусли, жалейки, свирели, окарины, волынки, кугиклы и многие другие.


    – Когда я был еще ребенком, отец повел меня к речке, срезал веточку и при мне сделал свисток. Это было для меня просто удивительно. Мы очень любили делать дудочки из пучки (народное название борщевика сибирского. – Прим. ред.). Похожие дудочки ученые находят, например, в Новгородской области. Там ее называли калюка. Это так называемая обертоновая флейта. Вот так еще с отцом и дедом я мастерил фольклорные инструменты, сам того не зная, – улыбается Александр.


    Свой первый серьезный инструмент маэстро сделал еще в консерватории на последнем курсе, когда увидел любимый инструмент пастухов – жалейку.

    – Я был потрясен ее звучанием и необычным тембром. Дома в ванной я начал делать ее. Процесс этот довольно долгий и кропотливый. Коровий рог нужно выварить, вытащить из него середину, отполировать и прикрепить к нему деревянную трубочку с отверстиями. С первого раза не получилось, а вот со второго или третьего меня ждал успех, – говорит музыкант. – Я могу сыграть и на гитаре, и на баяне, и на аккордеоне, но меня всегда тянуло к исконно русским инструментам. Мы, к сожалению, недооцениваем то, что подарили нам наши предки, – всю нашу предыдущую историю.


    Сегодня мастер сделал уже более 1000 различных музыкальных инструментов. Часть из них можно увидеть в музее Кемеровского института культуры. Более 30 кузбасских ансамблей играют на созданных им инструментах. Особой любовью пользуются гусли и те самые травяные «пучки». Ученики Александра назвали их «болотные флейты».

    – Эти флейты особенно впечатляют иностранцев. Это и есть наша национальная уникальность, – делится своими наблюдениями мастер. – На гастролях в Америке, Германии, Франции, Японии, Бангладеш – везде, где бы мы ни выступали, зрители остаются в восторге. Когда мы с ансамблем «Скоморохи» из Кемеровского института культуры выступали в Москве в концертном зале имени Чайковского в 2006 году, дирижер оркестра имени Осипова Николай Калинин – легенда музыкального мира – сказал, что эти болотные флейты – голос земли Кузнецкой. После этого он часто приглашал нас участвовать в своих выступлениях.

    Еще один удивительный инструмент, который изготавливает Александр, – «березовые дрова» – деревянный ксилофон.


    – Однажды мы приехали в лес и увидели срубленную кем-то и брошенную березу. Стало ее очень жаль. Я взял дерево, попилил, просушил его годик. Разобрал на полешки и каждое настроил с помощью выемок и длины: одно на «до», другое на «ре» и так далее, – рассказывает историю создания инструмента мастер с сорокалетним стажем. – Всю свою жизнь я посвятил тому, чтобы народные инструменты и фольклорные традиции сохранялись и продолжали жить у нас в Кузбассе и России.

    Последние рубежи русской культуры

    В 2005 году Александр Соловьев с радостью принял предложение директора музыкальной школы и возглавил детский оркестр народных инструментов. Так он стал подготавливать ребят и для продолжения учебы в институте культуры.


    – Когда я только пришел сюда, в оркестре было всего 12 человек. За эти годы он стал настолько востребованным, что на репетиции собирается до 45 человек. Мы отличаемся от многих оркестров Кузбасса и России тем, что у нас есть собственный репертуар. За эти годы я выпустил пять хрестоматий музыки, написанной именно для этого оркестра. Это и обработки народных мелодий, и мои авторские композиторские сочинения. Я обязательно включаю в оркестровую ткань инструменты русской фольклорной традиции, – рассказывает Александр. – Со мной в оркестре работают замечательные педагоги-концертмейстеры Нина Алексеевна Бурмина и Инна Леонидовна Аксенова. Без единомышленников я бы не смог развивать оркестр, – уверен Александр Владимирович. – У нас в оркестре создается такая атмосфера, что дети сами хотят изучать русские народные инструменты несмотря на то, что по специальности они гитаристы, или домристы, или балалаечники. Они берут и гусли, и кугиклы, свирели и волынки. Ребята по-настоящему глубоко входят в наши русские традиции. И мы очень стараемся это поддерживать.

    интересно

    Чтобы заинтересовать детей еще больше, талантливый педагог использует все доступные средства. Например, недавно записал и выложил на YouTube мастер-класс по изготовлению глиняной окарины. И его ученик-школьник Данил Мазурак смог создать этот инструмент дома.

    Фото:  Константин Наговицын

    – Я считаю, что Кузбасс должен развивать и сохранять традиционные редкие народные инструменты. Через смартфоны и Интернет идет наступление массовой культуры с Запада. И дети настолько вовлечены в этот образ жизни, в эти игры, что они уже с трудом воспринимают русские национальные традиции, – грустно вздыхает Александр. – В нашей школе искусств работают замечательные педагоги, которые как раз поддерживают нашу русскую традицию обучения игре на русских инструментах. Мы практически один из последних рубежей, пытающийся сохранить национальное самосознание у подрастающего поколения. Если эти ребята не придут к нам в оркестр, то завтра они выйдут на улицу, ведомые непонятными идеями, подхваченными из чуждых нам информационных потоков.


    Самая большая мечта Александра Соловьева – создать в Кузбассе ансамбль гусляров. Он очень надеется, что для этого найдутся средства и помещение. Ведь есть главное – желание сохранить то, что смогли когда-то сберечь наши земляки. А через это – дать шанс всей русской культуре не быть забытой. Настало время быть первыми и в этом.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/1340

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined