Эмоции сна: концептуальный художник Константин Новиков рассказал историю скульптуры на набережной

    Фото:  

    Каждый, кто прогуливался по набережной, наверняка замечал необычную скульптурную композицию. Округлые гипсовые формы с фрагментами человеческих лиц – слепков – установлены на бетонных постаментах. «Эмоции сна» были представлены в рамках фестиваля «АРТ-ПРОМ» в мае 2010 года. Автор работы недавно вновь посетил наш город и украсил своей композицией – ростком, пробивающимся сквозь насыпь из угля, – выставку «Ответ 42», открывшуюся в Ледовом дворце «Кузбасс». Наш корреспондент Светлана Булаева взяла эксклюзивное интервью у талантливого скульптора из Санкт-Петербурга.

    Оживляя камень

    – Расскажите, как появилась идея создать столь необычную скульптуру?


    – Когда я учился, то одним из моих заданий была мемориальная доска Блоку. Я изучал его духовный материал – произведения – и пластический – то, как он выглядел. Однажды мне принесли его посмертную маску – как пластический материал. Но это было совершенно невозможно использовать. Такие слепки лишены души, в них нет жизни. Это бесполезный материал, который не отражает суть человека. Концепция «Эмоций сна» как раз и состоит в том, что, наделяя любой объем слепком с живого человека, я создаю живой образ. Таким образом я придаю жизнь неживому объекту.

    – С кого ты снимал слепки?

    – Как раз с кемеровских друзей-художников, которые и пригласили меня на фестиваль «АРТ-ПРОМ». Это Илья Гапонов, Катя Гапонова – его жена, Кирилл Котешов, Дмитрий Другаков, ну и с себя самого. Мы все живы-здоровы. И теперь можем наблюдать, как меняемся со временем.

    – Почему «Эмоции сна»?


    – Несмотря на то, что сон – это состояние абсолютного покоя, человек всё равно двигается. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, как работает мимика. К этим скульптурам тоже можно подойти и созерцать. Вдруг кто-то шевельнет губой (смеется). Лица проступают на гладкой белой поверхности, показывая лишь часть внешнего облика. Зритель может сам домыслить структуру и полноценный образ объектов, размышляя над тем, какие сны таятся за каждым фрагментом.

    Когда я устанавливал скульптуру в 2010 году, за ней стояло заброшенное здание фуникулера. И оно было отличным фоном для композиции. Сегодня фон снесли, но она чувствует себя прекрасно и без него.

    Частичка Кемерова в 15 городах

    – Эта композиция послужила точкой отсчета для другого проекта?


    – Да. Она стала толчком для вандального проекта, который распространяется по всему миру. Я не могу жить, не создавая что-то. Когда в Петербурге открылся музей стрит-арта, мне тоже захотелось сделать что-нибудь, что можно где-то оставить. Это называется теггинг. Конечно, не всем такое нравится. Кто-то считает, что это портит существующую архитектуру. Но творить можно по-разному. Я сделал слепок с одного из лиц, которые есть на скульптуре «Эмоции сна», и беру его с собой, куда бы ни поехал. На месте изучаю структуру и язык города. Если есть такая возможность, то оставляю эту частицу. Она вступает в диалог с местным сообществом и обретает новую жизнь. Где-то подключаются местные художники. Например, в Париже рядом с ней приделали две кукольные головы, а в Порто расписали целую стену. Бывает, что люди находят частице новое применение. На Канарских островах ее используют как пепельницу. И это тоже здорово.

    На Мадеру я привез целую голову и установил ее в начале треккингового маршрута на выступе скалы. Но это оказалось очень неудобно. Поэтому стал возить только компактный слепок лица. Копия кемеровской скульптуры теперь есть в Цюрихе, Бристоле, Гонконге, Мадриде, Хельсинки и еще в 10 городах России и мира.

    На фото: слепок с одного из лиц, которые есть на скульптуре «Эмоции сна» в разных городах мира

    Новые надежды

    – Для выставки «Ответ 42» ты сделал очень оптимистичную инсталляцию «Новая жизнь». Что тебя на неё вдохновило, ведь ты же далек от шахтёрской темы?


    – У Ильи Гапонова и Кирилла Котешова появилась идея сделать выставку к 300-летию Кузбасса. Они предложили мне дополнить свои картины какой-то инсталляцией. И с этой мыслью я вошел в новый год. Илья и Кирилл присылали мне фотографии возможных локаций. Для скульптора очень важно увидеть место, где его работа будет установлена. Я довольно долго думал, как реализовать инсталляцию, которая была бы позитивной и отражала точку нового отсчета. Ведь, когда наступает какая-то круглая дата, очень важно видеть дорогу вперед.


    Все идеи лежат рядом. Надо только как-то почувствовать и увидеть. Я углубился в историю Кузбасса и его людей. Почему Кемерово? Как оно создавалось? Из чего выросло? История с углем как раз и дала жизнь всему региону. Началась добыча угля, и люди стали приезжать сюда за новой жизнью.


    Было много разных задумок, как можно использовать уголь, но хотелось чего-то суперпозитивного. Я вернулся из путешествия в Турцию и привез с собой миндаль, снятый с дерева. Мы положили его проращивать, и он дал ростки. Это маленькое чудо соединилось с моим исследованием региона, и получился арт-объект. Буквально за три недели до выставки я понял, что нужно делать, и нарисовал эскизы. Звучит просто, но к этому реально надо было прийти.

    – Из чего выполнена композиция?


    – Для «Новой жизни» мы использовали тонну угля. Надо было рассчитать угол кучи, когда уголь лежит и не катится. Там есть деревянный каркас, который создает ребра жесткости. Если бы его не было, то понадобилось бы пять-шесть тонн угля. Росток выполнен из нержавейки. Я делал его в Санкт-Петербурге. Первые два листочка, которые появляются из ростка, у двудольных плоские. Сделав рабочую модель, я понял, что глянцевая нержавейка сильно отражает свет и «пропадает» в среде. Если бы я сделал две дольки по законам биологии, то росток бы не смотрелся. Я нарушил законы и с пластической точки зрения дал листочкам рельеф, чтобы они бликовали и были более скульптурными. Между этими листочками есть еще три зародыша, которые должны дать ему развитие. Настоящая надежда! И мне бы очень хотелось, чтобы такой символичный объект остался в Кемерове и украсил одну из городских улиц. Сам росток останется тем же, а насыпь угля можно заменить на более прочный материал.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/1996

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined