Бумажное депо: кемеровчанин Максим Беляев собрал более тысячи моделей автобусов

    Максим Беляев
    Фото:  

    Говорят, что хобби делает из каждого человека индивидуальность. Одни предпочитают активные увлечения вроде походов в горы, другим милее тихое коллекционирование монет или марок. Новый герой нашего спецпроекта #Планета_Кемерово Максим Беляев вышел за рамки привычных представлений о приятном времяпрепровождении. Уже больше четверти века он собирает бумажные модели автобусов, курсирующих по улицам нашего города. В коллекции кемеровчанина более тысячи экспонатов, и она продолжает пополняться.

    Хобби родом из детской мечты

    В отличие от многих своих сверстников, в детстве Максим мечтал управлять не космическим кораблём, а обычным пассажирским автобусом. Во время поездок в школу или на дачу мальчик занимал место поближе к водителю и завороженно глядел сквозь лобовое стекло.


    В 14 лет любовь к автобусам вышла на новый уровень. В одном из магазинов в центре города Максим увидел набор по изготовлению бумажных ёлочных игрушек. А когда по выкройке собрал первую из них – понял, что по такому же принципу можно делать и автобусы. Первым из них был символ того времени – «ЛиАЗ-677».

    – Родителям моё увлечение не очень нравилось. Думали, что ерундой занимаюсь. Мама и до сих пор так думает, – улыбается Максим. – Брат тоже одно время делал автобусы, но потом перестал.

    Друзья к необычному хобби Максима относятся нейтрально. Разве что удивляются, увидев коллекцию автобусов. А жена не осуждает, потому что сама человек творческий и мастерит различные поделки. Но здесь мы немного забежали вперёд…


    В 1998 году Максим, верный своей мечте стать водителем автобуса, попытался поступить в политех на специальность «Автомобильные перевозки». Конкурс был высокий – 15 человек на место.

    – Я усердно готовился к экзаменам, но не прошёл. Нужно было куда-то идти учиться, выбрал специальность «Автомобильные дороги и аэродромы» в архитектурно-строительном техникуме. А потом ещё заочно отучился в институте, – вспоминает Максим.

    В его голосе нет сожаления. Ведь судьба распорядилась так, что он связал свою жизнь с интересной сферой – дорожным строительством, в котором трудится почти 20 лет. В качестве главного технолога Максим работал на многих ключевых объектах нашего города, в том числе дороге-дублёре Притомского проспекта и Московской площади.

    Раньше было труднее, но лучше

    Отдельный уголок в квартире Максима Беляева занимают коробки с автобусами из бумаги для черчения, которые в 100 раз меньше настоящих. Переводишь взгляд с одной на другую – и словно совершаешь путешествие во времени. От «Икарусов-280» с «гармошкой», ходивших по улицам города до конца 2000-х, до прибывших этим летом «НефАЗов», брендированных в честь 300-летия Кузбасса.

    – Из тех моделей, что есть в наличии, самая старая – это «Икарус», который собрал в 2008 году. К сожалению, все сделанные до этого автобусы были по разным причинам утрачены. Сейчас занимаюсь сборкой «НефАЗов»: из 105 собрал уже 21, работа расписана на несколько месяцев вперёд, – делится Максим.

    Последнее сказано не для красного словца: с учётом загрузки на работе Максиму удаётся собрать максимум 10 автобусов за месяц. Один изготавливается примерно за три часа. Половину этого времени занимают отрисовка корпуса и габаритов, раскраска и нанесение логотипов. А оставшееся уходит на то, чтобы вырезать и собрать модель, а также занести её в «бухгалтерию». Так наш герой называет реестр своих творений, который он тщательно ведёт с 2008 года. В них хранится основная информация о каждом автобусе, который с тех пор выходил на улицы нашего города. Модель, цвет, государственный номер, а также дата создания модели и её порядковый номер в коллекции. Причём если автобус проходил капитальный ремонт и перекрашивался, то в бумажную модель вносились соответствующие коррективы.

    На протяжении последних 10 лет Максим является активным пользователем ресурса «Фотобус». Это сайт, на котором энтузиасты со всей России выкладывают фотографии и известные данные о каждом автобусе, который им повстречался. Но информацию отсюда Максим черпал не всегда.

    – Сейчас, конечно, стало проще: почти всё есть в Интернете. И фотографии, и выкройки, – рассуждает Максим. – А до этого было только визуальное наблюдение. Куда бы я ни отправлялся, всегда с собой брал записную книжечку. И если видел что-то новое, то фиксировал номер автобуса и краткое описание деталей, которые бросились в глаза. Например, сколько в нём окон и на каких расположены форточки. Старался запомнить как можно больше, потому что никаких ресурсов тогда не было, а второй шанс увидеть этот автобус мог представиться нескоро.

    У каждого автобуса своё лицо

    Все выкройки Максим прорисовывает гелевой ручкой. Использовать для этого компьютерные программы он категорически не хочет. Равно как и скачивать профессиональные схемы автобусов.

    – Всё это легко можно найти на специальных сайтах, но мне так не интересно. Пусть это будет менее детализировано, но зато сделано моими руками. Можно же вообще отрисовать контур, сделать ксерокопии и раскрасить. Или сразу цветные распечатать. Но это всё не то, мне интересно сесть и сделать всё самому до последней детали, – объясняет Максим.

    Конечно, при желании в каждой модели он мог бы более тщательно проработать салон с пассажирскими сиденьями, водительским местом и так далее. Но это серьёзно затруднило бы выполнение главной задачи, которую Максим поставил перед собой: воссоздать каждую единицу транспорта, которая работает в Кемерове. У желания сделать все автобусы до единого, а не ограничиться несколькими представителями определенных моделей есть логическое объяснение.

    – Когда я только начинал собирать автобусы, у каждого из них было своё лицо. Можно сказать, что не было двух одинаковых автобусов. Всегда была какая-то деталь, которой один отличался от других. Сейчас, конечно, такого нет – автобусы приходят одинаковые, – рассказывает Максим.

    В последние годы общественный транспорт нашего города активно обновляется, прибавляя нашему герою работы. Но вопрос, что делать после того, как будет готов последний автобус, уже маячит где-то на горизонте.

    – Каждый год я думаю: вот доделаю коллекцию автобусов – и возьмусь за троллейбусы. Даже пару штук когда-то сделал, но всё руки не доходят заняться ими всерьёз. Могу и трамваи, хотя это будет сложнее. Но перед этим надо будет обновить некоторые модели, которые выцвели или повредились: бумага есть бумага. Списанные из моей коллекции автобусы раздаю друзьям на сувениры или детям – пусть играют, – делится планами на будущее Максим.

    И, глядя на коробки с тысячей автобусов, понимаешь: всё у него получится.

    Скопироватьhttps://gazetakemerovo.ru/p/2766

    Загрузка комментариев

    НАШЛИ ОШИБКУ?

    Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter.

    Мы в социальных сетях:

    undefined