Марина ТУМАНОВА

Серые цапли на Томи, 2019 год. Фото: Екатерина Комарова

Новый выпуск спецпроекта #экополис решили посвятить знакомству с нашими пернатыми соседями. Одни из них – перелетные птицы, которым Кемерово стал пристанищем для отличной зимовки с почти курортными условиями. Другие – обитатели наших родных диких сибирских лесов, тайги и светлых боров, для которых город и его окраины ныне – что дом родной.

Видовой состав пернатых, как и их количественное присутствие в городской черте, в последние годы у нас прилично изменились. Визуально – особенно в последние два десятка лет. Рассказываем о новичках.

«Цапля серая – в камыши…»

…Но в нашем случае скорее из камышей, ибо в последние годы эта стройноногая пернатая красавица с пристальным задумчивым взглядом в городские каменные джунгли проникает всё активнее.

Цапельная экспансия в Кемерове началась в 90-е годы прошлого века. Птицы прилетали и раньше – да, но не регулярно и не массово. В силу редкости появления в наших краях серая цапля целых 10 лет красовалась на страницах Красной книги Кузбасса. Но вот с начала 2010-х зачастила. Орнитологи-любители стали замечать редкую птицу в пригороде Кемерова, на потаенных мелководных озерцах. Были случаи, цапли вили гнезда на очистных сооружениях и даже в зарослях рядом с дачами.

Фото: Екатерина Комарова

В последние же годы (буквально в последние три года) Кемерово переживает настоящий цапельный бум. Околоводные пернатые полноценно пришли в город. В прошлом году, например, местные жители заметили семейство с птенцами в укромном уголке на Искитимке в районе ЖК «Родные берега».

 

 

Фото: архив Екатерины Комаровой

– Цапли год от года всё глубже в город заходят. Начинают весной с озер (в частности, в этом году серых цапель наблюдали на водоеме за Комсомольским проспектом, на прудах в поселке Металлплощадка и возле Плодопитомника. – Прим. авт.), а как вода немного сойдет – перебираются на речки. В этом году видела красавицу на Искитимке, в самом центре города, в парке Жукова между памятником «Труженикам тыла» и Университетским мостом. Навряд ли, конечно, она там решила поселиться – рыбку искала, скорее всего, – делится наблюдениями кемеровский фотограф-блогер Екатерина Комарова. – Ближе к середине-концу лета цапли прилетают к «дикому» пляжу у набережной Кировского района, очень им нравятся тамошние мели и небольшие каменистые островки.

Та самая цапля на Искитимке в парке Жукова. Фото: Екатерина Комарова

В прошлом году Екатерине повезло заснять целую семью серых цапель за трапезой и играми.

– Мы с ребятами-юнатами серую цаплю наблюдаем на прудах в Рудничном районе, – рассказала биолог, руководитель кружка юных натуралистов «Фауна» областной детской эколого-биологической станции Юлия Волкова. – Эта птица там живет, причем не первое лето. Гнездится, выводит потомство. Визуально заметно, что в последние годы популяция серой цапли у нас значительно увеличилась.

И это на самом деле хорошо, ибо цапля – своего рода санитар водоемов. Внимательный и очень азартный охотник кушает умеренно, хотя и плотно. Предпочитает хищных насекомых, лягушек, разную сорную рыбу и нежизнеспособных мальков – всех тех товарищей, которые, к слову, вредят популяции рыб ценных пород. Потому в большинстве стран эта птица считается полезной как для природных локаций, так и для рыбоводных хозяйств.

Серый цапли на Томи в Кировском районе, 2019 г. Фото: Екатерина Комарова

…А еще она просто очень симпатичная внешне! Здорово, что нынешний сибирский климат, экология и обилие пригодного корма позволяют серой цапле у нас комфортно проживать и множиться.

Самый быстрый пернатый охотник в мире!

Гордость кузбасского края, величавый и редкий – в регионе живет не более 50 пар, – сокол-сапсан, эта птица занесена и в Красную книгу России, и в нашу, региональную. В Кемерове замечен наблюдателями еще в 1991-м. Семейство сапсанов тогда поселилось на территории одного из заброшенных цехов «Химпрома». А после птицы прилетали туда почти каждый год вплоть до 2004-го. Другую пару с 1998-го наблюдали на крыше новой высотки в Рудничном районе.

Фото: архив газеты «Кемерово»

Но с середины нулевых самый быстрый сокол будто вовсе из города исчез. Орнитологи-любители говорят, что в поле зрения сапсаны не попадали почти лет десять. Но в 2016-м пару краснокнижных птиц заметили на башне одного из цехов «Азота». С тех пор кемеровчане наблюдают сапсанов в разных районах города почти каждое лето.

Особо урожайными на этих редких соколов стали минувшие годы. В 2018-м гнездо сапсанов обнаружилось, в частности, на здании диагностического центра на проспекте Ленина. В 2019-м соколиный молодняк рассекал трусцой по территории одной из крупных больниц в центре города, другая семья (и, быть может, не одна) облюбовала высотки в микрорайоне ФПК. Молодые любопытные сапсаны сидели во дворах на качелях-каруселях, немало удивляя горожан. Самый быстрый пернатый охотник – большой затейник в плане выбора мест для гнездовья, как отмечают специалисты.

Есть в Кемерове и сапсаны-старожилы. Высотное строительство соколам на руку. Они любят селиться в местах повыше с хорошим обзором и малой доступностью для посторонних. Дома в 10 этажей и выше – прямо самое то!

Фото: архив Юлии Волковой

– Не первый год краснокнижный сокол прилетает на один и тот же высотный дом на проспекте Шахтеров. Нынешнее лето – не исключение, уже был замечен, – делится Юлия Волкова. – У него там шикарные охотничьи угодья! Мы однажды наблюдали процесс его охоты. На соседнем доме, на площадочке над балконом, живет много голубей. Сокол спускается к ним поближе на присадочку и неспешно выбирает кого повкуснее. А потом вспугивает, мгновенно хватает жертву и уносит…

Хватать обед сапсаны любят именно в полете, пикируя на дичь с огромной скоростью – более 320 км/ч. Потому и считаются самыми быстрыми охотниками. Кроме голубей, они не прочь полакомиться уткой, парой-тройкой-четверкой… воробушков и другими аппетитными городскими птичками. Может, впрочем, одолеть и летучую мышь, и прыткую белку, и даже относительно крупного для себя зайца. У нас всё это водится в изобилии, так что сапсану точно есть где разгуляться.

Фото: архив газеты «Кемерово»

С человеком сокол уживается нормально. Но крайне не любит чрезмерного внимания к своей персоне и навязчивых соседей. Вот прямо настолько, что может улететь навсегда. Но если сапсанов не беспокоить, не вторгаться в их приватность – будут возвращаться каждый год.

Усатый птиц

Неброский, размером чуть больше стрижа, с длинными узкими крыльями и хвостом, короткими лапками, круглыми глазками и огромным, похожим на лягушачий ртом, окруженным забавными щетинками. Этакими усами, которые придают пернатому серьезный и даже немного грозный вид. Так выглядит обыкновенный козодой – тоже обитатель городских и пригородных лесов Кемерова.

Поскольку жизнь этот усатый птиц ведет ночную, увидеть его непросто. Но вот нашему фотографу-блогеру повезло. В этом году она со товарищи наблюдала полет козодоя в районе поселка Мамаевский. Запечатлеть, правда, не успели – такой шустрый. В полетах он, кстати, признанный мастер.

Фото: архив газеты «Кемерово»

С горизонтальными поверхностями у птицы в силу анатомических особенностей не очень, зато летает козодой, как прирожденный ас: по красоте и стремительности его аэрошоу не уступают ни стрижам, ни быстрым соколам. С ними же его иногда и путают.

– В этом году впервые слышим козодоя в нашем Сосновом бору, – делится Юлия Волкова.

К слову, песня козодоя – характерное тарахтение, будто работает маленький такой перфоратор (или дрель) где-то глубоко в лесу, перемежается своеобразным чавканьем, похожим на звук заканчивающейся старой пластинки…

Козодой действительно любит селиться в прозрачных сосновых лесах, коим, по мнению специалистов, наш местный Сосновый бор и является.

Фото: архив газеты «Кемерово»

Нередко селится козодой – гроза летающих насекомых – рядом с фермерскими хозяйствами. Что является большим благом для последних! Количество насекомых-вредителей от такого полезного соседства мгновенно сходит на нет. Фермеры козодоя любят.

А еще это одна из немногих птиц, которая активно заселяет техногенно-природные локации. Козодой спокойно селится, например, в заброшенных карьерах, на всяких балках и даже на военных полигонах. Просеки, пустоши, пустыри, лесные вырубки – во всеём этом козодой прекрасно живет и плодится.

Задорные рыболовы

Не первый год местные фотографы, любители понаблюдать за пернатыми, хвастаются кадрами с речными крачками. Вот у Екатерины Комаровой на фото целое семейство задорных пернатых в пасмурный весенний день 2020-го собралось на одном из водоемов в Ленинском районе. Крачек легко опознать по черным шапочкам, красным лапкам и клюву.

– А первый раз я их видела на Суховском ручье еще в прошлом году – там, где тянется цепь прудов между Плодопитомником и улицей Тухачевского, – подмечает фотограф.

Фото: Екатерина Комарова

Специалисты говорят, что крачки к нам залетают частенько. Наши местные потаенные прудики очень им нравятся.

– Речные крачки гнездятся в Кемерове на разных водоемах, и на техногенных, в том числе. Прилетают к нам каждый год, зимуют, выводят потомство, причем довольно давно, – подтверждает Юлия Волкова. – Так что, эти пернатые, можно сказать, уже наши местные, родные.

В прошлом году крачки у нас гостили до августа. И вместе с подросшими птенцами позировали фотолюбителям на Красном озере. Параллельно учили молодняк рыбалке и прочим премудростям взрослой птичьей жизни.

Речные крачки на озере в районе Плодопитомника, 2019 год. Фото: Екатерина Комарова

Речные крачки – опытные рыболовы. За будущим «обедом», как правило, слегка подныривают, но полностью в воду не погружаются. Питаются мелкой рыбешкой и мальками, но могут закусить и насекомыми, и рачками. Гнездятся на земле, обычно на песчаных или галечных косах, а также на берегах рек и озер со скудной травкой. Места выбирают максимально удаленные от непрошеных гостей…

«Ласточка с весною в сени к нам летит…»

А именно в Кемерово летит городская ласточка, или воронок, береговая ласточка и не совсем характерная для городских интерьеров деревенская ласточка, или ласточка-касатка.Та самая – героиня песен и старинных преданий.

Кемеровские просторы эти пернатые активно начали осваивать тоже в последние годы. Гнезда деревенской ласточки находили, например, под мостами через Томь, в недостроенных зданиях, под карнизами домов и даже на причалах.

Фото: архив газеты «Кемерово»

В прошлые годы касаточек наблюдали и в привычной для них середе обитания – в частном секторе в Кировском районе и в деревне Сухово. Периодически появляются деревенские ласточки и в центре города. А в прошлом году целый выводок птенцов-слетков даже попал в беду в Ленинском районе. Спасли малышей юные любители природы из местного Дворца творчества, весь выводок благополучно вернулся в дикую природу.

– Ежегодно деревенские ласточки гнездятся и выводят потомство у нас прямо на территории экологической станции на проспекте Шахтеров, – делится Юлия Волкова. – Прекрасно им здесь живется.

Заметите в городе на электрических проводах стройных птичек с длинными раздвоенными хвостиками, будто в иссиня-черных мерцающих на солнышке фраках, – это и есть ласточки-касатки. К нам они прилетают, как правило, во второй половине мая, строят гнёзда, выводят потомство. И в сентябре отбывают в теплые края. Довольно легко адаптируются к самым разным условиям, и к городской жизни в том числе.

Фото: архив газеты «Кемерово»

Охотятся, пьют, кормят птенцов, вообще живут по большей части – в полете. Как и стрижи, их собратья по стремительным небесным виражам, питаются летающими насекомыми вроде мух, стрекоз и сверчков. Но в отличие от них могут приземляться на землю и без проблем с неё взлетать. Правда, делает это касатка неохотно (все-таки горизонтальные поверхности – не её стезя), в исключительных случаях. Например, чтобы принять ванну в какой-нибудь безопасной лужице. Деревенская ласточка – большой поклонник водных процедур.

Благородные падальщики

Еще один близкий наш сосед, сегодня уже завсегдатай городских джунглей, – черный коршун. В пределы Кемерова на самом деле вторгся не так уж и давно. И здесь всё тоже началось с пригорода, с полей и лугов с их обитателями – речь о грызунах и мелких птицах. В городе грациозно парящих на воздушных потоках пернатых хищников замечать стали примерно под конец 2000-х.

С тех самых пор перелетный черный коршун Кемерово навещает каждое лето, успешно гнездится во всех районах города и довольно активно увеличивает свою популяцию.

Фото: Екатерина Комарова

– В этом году молодых коршунов в разы больше в городе, – подмечает фотограф Екатерина Комарова. – Летают стремительно, крыльями так загребают – стоишь рядом, чувствуешь, как воздух колышется. Поймать хороший кадр вблизи получается не всегда. Но уж если поймал – то-то радость.

Год от года коршунов будет только больше, отмечают специалисты. Они к городу адаптировались лучше всех прочих своих хищных пернатых собратьев.

Фото: архив Юлии Балашовой

– Красивые, эстетичные внешне птицы, благородные городские падальщики великолепно приспособились к жизни в каменных джунглях и соседству с человеком, – подмечает специалист ветеринарного центра при КемГУ Юлия Балашова. – Особенно это касается процесса добычи пищи. Они вместе с воронами и на свалках не прочь подкормиться. И частенько их можно заметить вдоль дорог – подбирают погибших или сбитых животных. Оказывают своего рода санитарную услугу городу. И, увы, нередко попадают во время своих трапез под автомобили.

Сбитых на дороге, покалеченных черных коршунов специалистам ветеринарного центра приносят регулярно. Вернуть в природную среду получается, конечно, не всех. И это отнюдь не единственная беда для наших пернатых соседей в городской черте. Другая, и очень серьезная, – намеренное вредительство, дело рук человека.

Фото: Екатерина Комарова

– В Кемерове, к сожалению, по-прежнему процветает нерациональное пользование природными ресурсами и самый настоящий природный вандализм, по-другому не скажешь, – сетует Юлия. – Речь идет о «вольных стрелках», которые из «пневматики» стреляют по всем, в кого можно попасть: по коршунам, по совам, по краснокнижным околоводным птицам… Пернатых пациентов с такими травмами у нас очень много. Птиц жалко, да! Однако железные пульки рикошетят, порой и в людей. У нас, к слову, были и такие сообщения от горожан: мол, кто-то из окна стрелял по птицам, а попал в коляску с младенцем…

Ситуация травмоопасная для всех, недопустимая и вообще – подсудное дело. И само собой так выходит, что у местной фауны и горожан враг один – человеческая безответственность и глупость…

Ушки на макушке

Вполне привычные ныне для Кемерова пернатые обитатели – совы. И, кстати, они же – одни из самых частых пациентов центра помощи диким животным при КемГУ.

– Совы у нас предпочитают селиться по окраинам города, ближе к деревням, частному сектору – рядом с полями, сельхозугодиями и прочими территориями, где много грызунов, мелких птиц, есть поблизости обширные лесные насаждения и не так много людей, – делится Юлия Балашова. – Из перелетных сов для Кемерова самые привычные – болотная и ушастая сова.

Фото: архив газеты «Кемерово»

Ушастую сову, к слову, внешне узнать можно сразу – по большим (в отличие от большинства совиных родственников) пернатым «ушам», а точнее – пучкам на голове из нескольких перьев. Именно в городской черте сов селится немного, но всё-таки они есть. За что вновь спасибо нашим естественным хвойным лесам по берегам Томи.

Этой весной юннатам повезло наблюдать (и даже на камеру заснять) выводок ушастой совы в Сосновом бору – прямо в городе.

– Совята были уже подросшими, вышли из гнезда и сидели на ветках, – говорит руководитель кружка «Фауна». – Как видим, ушастая сова у нас прекрасно себя чувствует, местные кормовая база и условия ей подходят.

Видео: кружок «Фауна» детской областной эколого-биологической станции

Сплюшка, но не соня

И даже не сова вовсе, а малю-ю-ю-ю-сенькая такая совка. Вообще обитает на юге Сибири вплоть до Байкала. Живет в сосновых редколесьях, близ садов, в светлых борах. Конечно же, может посещать и парковые зоны. К нам прилетает в апреле-мае и живет до начала осени. Селится в дуплах или в необитаемых гнездах птиц.

Сплюшка по большей части – специалист по насекомым а-ля жучки-бабочки. Но изредка может разнообразить рацион мелкими лягушками, ящерицами и даже млекопитающими.

Фото: unsplash.com

– В Кемерове – и в черте города, и в пригороде – они прекрасно живут. Другое дело, что сплюшку очень нелегко обнаружить, – объясняет Юлия Балашова. – Во-первых, потому что она очень маленькая, во-вторых, сплюшка – просто гений маскировки. У этих сов великолепная покровительственная окраска, прячутся они замечательно. Плюс у них есть необычная способность: сплюшки поджимают перья, выдыхают воздух и трансформируются в некую вытянутую не то веточку, не то пожухлый листочек… В таком виде сплюшку и специалист не всегда узнает.

В центре помощи диким животным при КемГУ есть отдельный вольер для сплюшек-инвалидов. Это взрослые особи, которые, увы, жить в дикой природе уже не могут из-за полученных травм.

– В этом году (как, впрочем, и всегда) местные жители несут нам много слетков самых разных птиц. Юных сплюшат определяем на воспитание к местной совиной диаспоре. Наличие сплюшек-учителей, которые раньше жили в дикой природе, значительно повышает шансы на выживание молодого поколения, – отмечает Юлия. – Окрепших и подготовленных к дикой жизни молодых сов выпускаем и тем самым поддерживаем популяцию этих птиц.

Поддерживают и даже увеличивают. В этом году невыпускные сплюшки порадовали специалистов центра потомством, которое по достижении зрелости из родительской квартиры тоже отправится обитать в наши окрестные леса.

https://www.youtube.com/watch?v=MeBHo-ooUbA

Видео: Центр помощи диким животным при КемГУ

…Увидеть сплюшку в дикой природе непросто, да. Зато её легко узнать по голосу. Будете в наших местных борах – прислушайтесь. Одиночное, негромкое, но очень характерное уканье, похожее на «сплю» (отсюда, кстати, и название этой совки) – вот именно так сплюшка и говорит. Укнет и затихнет… А звук на верхних частотах еще долго отдается тонким пронзительным эхом. Юлия подмечает, что, если один раз услышать, потом уже ни за что ни с какой другой птицей не спутаешь.