Марина ТУМАНОВА

Здание АБК Кемеровского рыбокомплекса, март 2023-го. Фото: Роман Куреляк

В 70-е в Кемерове происходит довольно неординарное для нашего региона событие. Здесь, в сибирской глубинке, такой далёкой от крупных водоёмов, строят комплекс по переработке рыбы. Причем не местной речной и озёрной, а самой что ни на есть диковинной, океанической и морской, буквально со всех бассейнов нашей необъятной Родины.

Каких только яств и деликатесов здесь не создавали! Те, кто застал предприятие в действии, до сих пор поминают его продукцию добрым словом – такой вкусной, свежей и качественной она была. Комплекс проработал у нас чуть более 20 лет. Однако и этого времени заводу хватило, чтобы стать для города явлением эпохальным и уникальным даже – ни до, ни после ничего подобного у нас не создавали и не строили.

Новый выпуск спецпроекта #ИНДУСТреалити посвящен истории этого необычного предприятия.

Проект всесоюзного масштаба

Строительство перерабатывающих рыбных комплексов в 70-е – явление всесоюзное. Связано оно было в том числе с рекордами рыбодобычи в стране (СССР был тогда в числе мировых лидеров) и с развитием отрасли в целом. Решение о создании аналогичных предприятий было принято для ряда городов. Но всё-таки строили их не повсеместно. Заводы начали возводить, например, в Волгограде, Алма-Ате, Минске и Новосибирске. В список счастливчиков попала и столица угольного КуZбасса.

В 1972-м на южной окраине Кемерова начинается строительство рыбоперерабатывающего комплекса. По генплану эта часть города становилась новой промышленной площадкой. Здесь практически одновременно создавалось несколько крупных объектов. Так и шли они вдоль улицы Тухачевского друг за дружкой: хладокомбинат, молочный комбинат, пивной завод и рыбокомплекс. Соседи нашего героя его пережили, исправно работают и сегодня. И даже конфигурация их территорий сохранилась и небольшой проезд между рыбным и пивным заводами, который ныне ведет на рынок «Дружба».

Ну а мы вернемся в 1973 год. Строительство рыбокомплекса на пике. Ведет его трест «Кемеровопромстрой». Уже заложен административно-бытовой комбинат, строится главный корпус предприятия. И вот-вот начнут монтировать первое крупное оборудование. Завод планируется высокомеханизированным и автоматизированным, с большим количеством разных сложных профильных машин и аппаратов, в числе которых и импортные – из Норвегии, Швеции, ФРГ, Италии.

Неординарное событие широко освещается в местной прессе, а будущие руководители предприятия делятся грандиозными планами его работы.

«Если сейчас рыбная продукция завозится к нам из других областей в довольно ограниченном ассортименте, то в скором времени мы сможем получать ее больше. Сырье будет поставлять объединение «Дальрыба» в свежемороженом виде. После доработки оно пойдет на прилавки магазинов. Мощность нашего предприятия – 23 тонны (!) готовой продукции в день. Запланирована также поставка ценных пород рыб – осетровых и лососевых», – делилась в интервью газете «Кузбасс» и.о. главного инженера дирекции строящегося завода, а после – главный специалист и учитель всех кемеровских обработчиков, легенда предприятия Нина Ильинична Чередова, которую бывшие коллеги и ученики по сей день вспоминают с большой благодарностью и теплотой.

Здание АБК, бывшая заводская проходная и часть большого производственного комплекса за ними, март 2023-го. Фото: Роман Куреляк

Год спустя комплекс начинает обретать понятные черты. На площадке появляются холодильные емкости, способные вместить до полутора тысяч тонн рыбы для единовременного хранения. Растет производственный корпус, где в скором времени разместятся все основные цеха предприятия. Отстроена электроподстанция, очистные сооружения, проложены все необходимые инженерные сети. Строители завершают монтаж холодильно-компрессорной станции. И уже готово принимать новоселов статное пятиэтажное здание АБК.

В начале 1976-го Кемеровский рыбокомплекс – первенец зарождающейся в области новой отрасли промышленности – выдает свою первую продукцию!..

Абсолютно новое производство

На этапе строительства комплекса велась и работа по подготовке кадров. И делом это было крайне непростым. Специалисты для новой отрасли в Союзе – на вес золота. Да и готовили их тогда мало где. Десятки будущих работников осваивать азы рыбообработки и обкатывать знания на практике на родственных предприятиях отправляли на Дальний Восток, в Хабаровск, в город Светлый Калининградской области. После вузов из Астрахани, Тобольска, других городов молодежь по распределению приезжала работать к нам.

На старте планировалось собрать коллектив в 400 специалистов, а по факту вышло и того больше – порядка 800, большая часть которых трудилась именно на производстве.

– Когда нам, еще студентам, рассказывали, что это будет за глобальное комплексное производство в Кемерове, я сразу решила: поеду! Это ведь было абсолютно новое что-то, необычное, интересное, – вспоминает Любовь Ивановна Доценко. Уроженка Салехарда, она приехала в Кемерово по распределению 20-летней девчонкой. Начинала инженером по качеству, а завершила карьеру начальником коптильного цеха. Трудилась более 20 лет, вплоть до закрытия комплекса.

– Мне очень понравилось и само предприятие, и работа, а самое главное, люди! Какой замечательный, добродушный коллектив у нас был. А какие учителя! Наш рыбокомплекс был самой настоящей школой и жизни, и профессии, – говорит она.

Такой горящей энтузиазмом, здоровым трудовым азартом молодежи из разных городов на рыбокомплекс приехало немало. Многие остались в Кемерове навсегда. Влились в заводской коллектив, искренне полюбили наш город. Все они без преувеличения были патриотами своего дела. Трудились на совесть. Уже в первый год работы наш рыбокомплекс мог похвастать и своими бригадами ударников, и передовиками, и досрочно выполненными планами.

Рыборазделочный конвейер. Фото: газета “Кузбасс”, июль 1977 года.

Рабочие будни

Год 1977-й. Комплекс заработал в полную силу. В строй вступили три основных цеха: коптильный, пресервно-маринадный с отдельным блоком пряного посола и кулинарный. У каждого свой специфический характер и… аромат.

Из кулинарного доносится запах выпечки и дробный стук ножей – мастера готовят из морских даров филе для котлет, пирожков и совсем новых для кемеровчан продуктов: рыбных пельменей и колбасы! Здесь же жарят мойву и желтоперку, пекут рыбу в собственном соку.

Линия выработки рыбных пельменей (справа). Фото: газета “Кузбасс” октябрь 1977 года.

Далеко разносятся щекочущие ноздри дымные ароматы – в коптильных печах емкостью по тысяче килограммов каждая творится свое чудо. По готовности рыбка горячего и холодного копчения сразу ехала в магазины. Пряные солоноватые запахи с остринкой долетают из пресервного цеха. Отсюда на столы кемеровчан отправлялись та самая нежнейшая тихоокеанская и атлантическая сельдь в знаменитых пятилитровых жестяных банках, соленая килька и прочие вкусности. Наименований разной продукции у завода были десятки, а если считать по видам рыб и морских деликатесов – то и вообще сотни.

– Какого только сырья нам не привозили! Палтус, ставрида, макрурус, осетр, минтай, горбуша, сельдь, камбала, скумбрия, навага, севрюга – всего и не вспомнишь. Из самого экзотического – калуга и белуга были. Крупную рыбу, чтобы коптить или солить, мы разделывали пилой «Дружба», – рассказывает Галина Байрамовна Киприянова.

Также привозили черную и красную икру, криль, креветок, кальмаров, морскую капусту и даже крабов. В переработку они не шли, а сразу свежеморожеными отправлялись в магазины. Представьте, лежит это чудо большущее – клешня с человеческую ладонь! – на прилавке. Для Кемерова 70–80-х – диво-дивное.

Ехали к нам все эти рыбы и прочие обитатели глубин почти из всех морей и океанов Союза. Большая часть – с Дальневосточного и Северного бассейнов.

– Хорошо помню, как по узкоколейке приезжали к нам «пятерки» и «десятки» – по пять или по десять специальных вагонов-рефрижераторов, груженных рыбой, тонн по 30 в каждом. На разгрузку вагона нам давали только 40 минут. Регламент очень жесткий был, – делится замдиректора по торговле Надежда Митрофановна Захарова.

Впрочем, не только он. Жестким был и контроль качества. Специалисты лаборатории завода проверяли вообще всё поступающее сырье – а это и соль, и дрова, и опилки, и другие материалы и ингредиенты, которые использовались в производстве. Инспекции разных надзорных ведомств на комплексе проходили регулярно. Даже грузовые машины, которые использовали для транспортировки готовой продукции, проходили санитарную проверку и имели специальные справки-разрешения на осуществление таких перевозок. Ну и стоит ли говорить о качестве самих изделий. Все они также проверялись и делались строго по ГОСТу.

– Зато и продукция у нас была вкусная, всегда свежая и качественная, – говорит начальник снабжения рыбокомплекса Галина Ивановна Сушкова. – Хоть за границу отправляй!

Дары морей и океанов – на столах кузбассовцев

Нет, за границу наша продукция, конечно, не шла, ибо цели такой не стояло. А вот в торговые сети КуZбасса поступала регулярно. Причем как в обычные гастрономы, так и в собственные фирменные точки, в школы и садики, а по индивидуальным заявкам также и в другие учреждения города и области.

Магазин и кафе от Кемеровского рыбокомплекса работали в Прокопьевске, в Новокузнецке действовали целый рыбный ресторан и магазин нового формата с самообслуживанием. Также магазины открылись в Ленинске-Кузнецком и Белове.

Знаменитый магазин “Дельфин” (слева) на проспекте Советском, 1970-е. Фото: Государственный архив Кемеровской области

И сразу два больших магазина предлагали продукцию нашего рыбзавода в областной столице: знаменитый «Дельфин», любимый многими горожанами, на Советском проспекте и «Океан» на улице Волгоградской. Оба пользовались большой популярностью. Об изобилии морепродуктов в них и доступных ценах, когда рыба стоила дешевле мяса, а баночка черной икры – всего 4 рубля, кемеровчане вспоминают до сих пор.

Незамысловатая реклама кемеровского магазина “Океан” на улице Волгоградской образца 1970-х. Фото: газета “Кузбасс”, 1974 год.

«Мы жили как одна большая семья!»

Так на нашей импровизированной встрече в преддверии подготовки очерка единодушно охарактеризовали минувшие годы специалисты рыбокомплекса. Вместе они были, как говорится, и в горе, и в радости. Вместе – на отдыхе. Сколько у них теплых воспоминаний о новогодних вечерах, праздниках, поездках на берег Томи, где они так любили отмечать День рыбака. Кто-то даже и жил в одном общежитии – у рыбокомплекса оно когда-то было в пятиэтажке на бульваре Строителей, 26, и огороды имели поблизости в заводском садовом товариществе «Дельфин» близ Сухой Речки. Вместе, конечно, и в труде. Сплоченность и взаимовыручка в этом коллективе были на высоте.

Работники рыбокомплекса в коптильном цехе, 1995 год. Фото: архив Любови Доценко

– Не успеваем мы, например, план по обработке дать – все шли в цеха помогать, включая руководителей и даже директора предприятия. Отказников не было, – подтверждает Любовь Ивановна Доценко.

И даже теперь, столько лет спустя, они всё те же добрые друзья и так по-свойски, по-семейному говорят друг с другом.

…В 1998-м Кемеровский рыбокомплекс, подаривший городу эпоху настоящего рыбного изобилия, закрылся навсегда. Пал жертвой махинаций лихого времени. Предприятие обанкротили, оборудование, в числе которого было немало диковинок, распродали, специалистов сократили.

– Свой родной завод мы, конечно, покидали с тяжелым сердцем. Очень жалко было. Всё-таки на этом предприятии прошла наша молодость!.. – говорит инженер по качеству Алла Ивановна Глухова.

Одни после закрытия ушли в торговлю. Другие, из числа специалистов-рыбообработчиков, продолжили свое ремесло уже в частных небольших цехах. Передали знания, опыт и традиции производства молодым. Кое-какие компании родом из конца 90-х в области работают по-прежнему. Так что и за это комплексу и его коллективу можно спасибо сказать.

Фото: Роман Куреляк

Не канули в Лету и сами заводские корпуса. Вот они, всё такие же статные, стоят на улице Тухачевского. И пусть в окрестностях больше не витают дымные рыбные ароматы, запахи свежей выпечки, не веет морозцем от холодильных установок, но здания эти живут, хоть и совсем другой жизнью. Частично комплекс уже приоделся новой отделкой, выглядит вполне себе современно. И только надпись на стене бывшего коптильного цеха: «Рыбзавод… 1973 год» – ныне выдает его былое предназначение.

Фото: Роман Куреляк

Впрочем, для тех, кто в течение более чем 20 лет приезжал сюда, чтобы печь и коптить, делать пряные маринады, жарить, разгружать многотонные вагоны со свежемороженой рыбой, отправлять готовые, с пылу с жару изделия в магазины, это место будет памятным и дорогим всегда…