Марина ТУМАНОВА, Лора НИКИТИНА

Фото: архив музея-заповедника «Красная Горка»

«Кузбассэлектромотор» – грандиозный завод, известный на всю страну и далеко за её пределами. Гигантская промышленная площадка в центре Кемерова, громадные цеха вдоль главных транспортных магистралей – Советского и Кузнецкого проспектов. Симпатичная проходная с яркой алой надписью «Кузбассэлектромотор» на главном фасаде…

Таким он запомнился кемеровчанам. Могучим, красивым, сильным. И даже спустя десятилетия над его облагороженной территорией с современными торговыми и деловыми центрами, гипермаркетами, парковками, уютными зелёными локациями по-прежнему витает дух того самого передового завода. И образ его, словно призрачная дымка, фата-моргана, вновь обретает прежнее место, стоит лишь на мгновение погрузиться в собственные воспоминания.

…И всё-таки КЭМЗ сегодня отнюдь не завод-призрак. Он по-прежнему живет. Шумно в цехах, гремят станки, суетятся рабочие и инженеры, а с конвейеров, как и в былые годы, сходят наши, отечественные электромоторы. В современную эпоху предприятие воспрянуло духом, оставив позади смутные времена. Впрочем, так ему положено исторически. Восставать и вновь обретать былую славу сквозь время и даже пространство.

Итак, представляем в нашем спецпроекте #ИНДУСТреалити историю легендарного Кемеровского электромеханического завода, который в этом году отмечает свое 80-летие.

С балтийскими корнями на бельгийских капиталах

Прародитель нашего КЭМЗа родом из Европы. Это Русско-Балтийский электротехнический завод, который в 1888 году в Риге основал купец второй гильдии Генрих Детман. Предприятие производило электрооборудование для военно-морских судов, динамо-машины для императорского поезда, агрегаты для электрических трамваев, электрические счетчики и прочую электротехническую продукцию.

Спустя годы завод за счет бельгийских капиталов превратился в Русское электрическое общество «Унион». И уже в конце XIX века, к слову, был довольно хорошо известен в России, ибо штаб-квартира предприятия располагалась в Петербурге, а несколько технических бюро были открыты кроме северной столицы в Москве, Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Перми и даже во Владивостоке.

В 1904-м «Унион» стал частью филиала германского концерна AEG, вошел в состав «Всеобщей компании электричества» (ВКЭ) со всеми производственными мощностями, которые находились в Риге. Отсюда чуть более десяти лет спустя завод и отправится в свое первое путешествие.

Первая мировая война. Немецкие войска вот-вот оккупируют Ригу. Здесь в эту эпоху, возможно, могла бы закончиться история завода. Но в 1915-м ВКЭ успешно эвакуируют. Часть производства уезжает в будущую российскую столицу, где превращается в легендарный Московский электрозавод, кстати, действующий и поныне. Оставшиеся мощности отправляются в Харьков, где дают начало знаменитому ХЭМЗу. Надежным взрывобезопасным электрооборудованием он более 20 лет исправно снабжал шахты Донбасса и другие промышленные предприятия, выпускал электрическую пусковую аппаратуру, а затем и электродвигатели для танков.

Начало Великой Отечественной войны стало причиной второго путешествия завода. Цеха в срочном порядке эвакуировали в тыл, в несколько городов на востоке Советского Союза.

История предприятия с европейскими корнями, брата главного электрозавода страны, продолжилась в том числе и в нашем молодом растущем Кемерове. Именно здесь трем эвакуированным цехам ХЭМЗа было суждено превратиться в завод-гигант, который пройдет не менее славный, нежели его предшественники, путь и на десятилетия закрепится в звании одного из флагманов отечественной промышленности.

Но это потом… А пока на дворе осень 1941-го.

Чуть не уехал в Прокопьевск

В октябре 1941-го Народный комиссариат электропромышленности СССР издает приказ № 1 организовать на базе прибывшего оборудования ХЭМЗа завод с самостоятельным уставом и сроком запуска 1 декабря того же года. Вот только не в Кемерове, а в Прокопьевске. Да, был второй город-претендент. Любопытный документ по сей день хранится в кузбасском Госархиве.

Завод в ЦУМе и частных домах

…И всё же судьба распорядилась иначе. Решением Государственного комитета обороны завод эвакуировали в Кемерово. В ноябре 1941-го город встречал эшелоны с оборудованием, производственными запасами и людьми. Вместе с предприятием прибыло несколько сотен работников ХЭМЗа с семьями, а также ученики Харьковского ремесленного училища.

Перед прибывшими специалистами и пополнением из числа кемеровчан стояла нереально сложная задача: в считаные месяцы не только с нуля собрать завод, но и начать выпуск столь необходимой фронту продукции. Так что за работу харьковские инженеры брались чуть ли не сразу, как сходили с поезда.

Разрабатывали будущие заводские цеха, планировали расположение оборудования в тех помещениях, которые предоставил город. А они были отнюдь не производственного назначения. Оба этажа центрального универмага, например, занял изоляционный цех с обмоточными участками и кладовой…

Кемеровский ЦУМ в военные1940-е. Фото: ГАКО

…В деревянном клубе строителей (на месте «Ленты» на пр. Кузнецком) разместили аппаратный цех…

Будущая территория КЭМЗа, клуб строителей слева. Фото: архив музея-заповедника «Красная горка»

…Ещё ряд цехов оборудовали на территории трамвайного парка (ныне «Народный рынок»), под заводские нужды отводились также городской гараж, пошивочная мастерская, помещения промартели «Память Ленина» и даже частные дома.

1.Проходная малой территории завода у трампарка, 1948 г.2. Городской гараж, 1940-е,3. Обмоточно-изоляционный цех в избушке, 1942 г. Фото: архив музея-заповедника «Красная горка»

Будущие заводчане разгружали эшелоны, на такелажных санях доставляли оборудование к местам сборки и монтировали его сразу же, и тоже сами. Параллельно обучали и готовили кадры для производства. Работа шла и ночью, и днем, сумасшедшими тепами, в сумасшедших условиях. Первая военная зима в Кемерове выдалась по-сибирски морозной. А основной сборочно-монтажный процесс вообще выпал аккурат на самый холодный месяц – январь. И всё-таки… они сдюжили!

В марте 1942-го КЭМЗ начал выпуск нормальных и взрывобезопасных электродвигателей, низковольтной электрической аппаратуры, а также изделий военной техники для нужд фронта, в том числе электромоторов для танков Т-34. Их завод успешно поставлял на протяжении всего военного времени. Тогда же было организовано и производство взрывозащищенных электродвигателей и аппаратов для шахт «в объемах, достаточных для оснащения Кузнецкого угольного бассейна».

…Заводской коллектив кемеровчан по большей части состоял из женщин и старших школьников. Изоляционный цех был почти полностью с женским лицом. 14-16-летние девчонки перенимали навыки опытных обмотчиц-харьковчанок. 15-летние мальчишки трудились токарями, слесарями, слесарями-сборщиками в аппаратном и заготовочном цехах. Многие параллельно оканчивали школы-семилетки, смышленые, бойкие.

– По двенадцать часов в сутки у станка – в ватнике и в шапке. В цехах очень холодно было, – вспоминает одни из тех 15-летних мальчишек-токарей, труженик тыла, ветеран труда Константин Тихонович Култаев. – Питались скудно. Брали с собой бутылочку чая и кусочек хлеба, вот и вся еда наша на 12 трудовых часов.

Подростком испытывал танковые электромоторы для Т-34 на КЭМЗе и наш именитый ныне земляк, труженик тыла, почетный ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Михайлович Терехов. После смены у него хватало сил ещё и учиться на курсах младшего командного состава и курсах трактористов при ОСОАВИАХИМ.

В августе 42-го коллектив новоиспеченного Кемеровского электромеханического завода занял 3-е место в соцсоревновании смежных предприятий танковой промышленности. Это была их первая серьезная победа, этих юных самоотверженных ребят…

Комплексно-молодежная бригада аппаратного цеха (справа налево: Белоногов, Жукович, Завьялов), 1945 г. Фото: архив музея-заповедника «Красная горка»

КЭМЗ прогрессивный

Все военные лета завод стремительно растет. Начинается освоение той самой легендарной площадки в треугольнике Советского и Кузнецкого проспектов и улицы Карболитовской. Строятся новые здания крепежного, изоляционного, аппаратного и литейного цехов, кузница и лаковарка, своя постоянная котельная, здание центрального распредустройства компрессорной, корпус заготцехов и прочие, прочие, прочие. Производственные корпуса растут буквально на глазах. Только в 1943-м было построено и сдано порядка трех тысяч квадратных метров производственных площадей.

1.Литейный цех, 1945 г, 2.Строятся корпуса цехов №2 и №3, 1949 г,3. Строится корпус цеха №3 (по пр. Кузнецкому), 1948 г. Фото: архив музея-заповедника «Красная горка».

Специалисты завода внедряют более высокие технологии, осваивают новые модели и серии электромоторов, пускателей, контроллеров, расширяют номенклатуру выпускаемой продукции. И всё это плюсом к основному производству.

В 1949 у КЭМЗа появляется собственное конструкторское бюро. А в начале 50-х специалисты начинают выпуск своей родной серии взрывобезопасных электродвигателей типа КО, повышенной надежности и механической прочности. И снова внедряют, модернизируют, строят, а в 60-е впервые оснащают цеха уже импортным оборудованием…

1.Крепежно-механический цех, 2.Машиносчетная станция, 3. Механический цех обработки чугунного и стального литья, 4. Компрессорная, 5. Штамповочный цех, 6. Цех сборки магнитных взрывобезопасных пускателей. Фото: архив музея-заповедника «Красная горка»

– Я пришел на завод в 1958-м, начинал в литейном цехе № 4, он примерно на месте ТЦ «Облака» располагался. Основные производства тогда вообще были сконцентрированы больше в глубине площадки. Завод рос вдоль Карболитовской, расширялся к Кузнецкому и Советскому проспектам. Обновлялась малая территория КЭМЗа у стадиона «Химик», возводились цеха по четной стороне Советского проспекта. Строительство и развитие предприятия шло планомерно и в 60-е, и в 70-е, и 80-е, самые последние корпуса завода строили в конце 80-х. Какие-то, например, здание ТЦ «Я», так и не достроили в силу грянувших политико-экономических перемен, – вспоминает Анатолий Манжурович Тё, проработавший на КЭМЗе 40 лет, 17 из которых – директором предприятия. – Завод гремел на всю страну! Нам доверяли важные и сложные спецзаказы: двигатели для насосов атомного ледокола «Ленин», двигатели для эскалаторов Дворца съездов в Кремле – они, кстати, по сей день в строю, – и прочее. Оборудование делали для всего Советского Союза.

В строю до сих пор, к слову, и то оборудование, которое завод изготовлял для кузбасских шахт. Об этом с гордостью рассказывают ветераны предприятия. Есть такие, кто после закрытия КЭМЗа успел потрудиться в угольной отрасли и лично проверить работу двигателей, которые когда-то они сами и делали.

Новый цех №5, производство взрывобезопасных электродвигателей. Фото: архив музея-заповедника «Красная горка»

А сколько было заказов для заграницы! Нашим двигателям для угольных комбайнов доверяли специалисты Канады и США. Продукция КЭМЗа поставлялась в Англию, Италию, Японию, а всего, по данным за 80-е годы, – в 48 стран мира. Не говоря уже о том, что изделия КЭМЗа ежегодно экспонировались на большой всесоюзной Выставке достижений народного хозяйства – ВДНХ – в Москве, а также на международных выставках в Болгарии, Германии и Канаде.

Между словами «КЭМЗ» и «прогресс» можно было смело ставить знак равенства. И той многотысячной армии его работников завод запомнился именно таким. Постоянно развивающимся, растущим, интересным, нужным и многогранным.

Культура труда и забота о людях

Передовым КЭМЗ был не только в производстве… Вот он на знаменитой фотографии 60-х, с новенькой аккуратной проходной на Кузнецком проспекте и утопающей в зелени оградой.

Фото: архив музея-заповедника «Красная горка»

Сразу за ними большой благоустроенный парк с памятником вождю, аллеями и невероятной красоты фонтаном. А были и другие приятные зеленые локации – с липами, с пышными цветниками пестрых мальв. Похвастать таким роскошным благоустройством, а уж тем более фонтаном на территории в те годы могло далеко не каждое предприятие. А наши заводчане в обеденный перерыв и вечерами спокойно отдыхали в парке под шум бойких струй. Завод-сад – так одно время называли КЭМЗ.

1.Парк с фонтаном на территории КЭМЗа, 1970-е, 2. Центральная аллея завода, 1960-е, 3. Здание заводуправления, 4.Центральный проезд, 5. Корпус инженерных служб, 6. Корпус ремонтно-механического и инструментального производства. Фото: архив музея-заповедника «Красная горка»

– У завода была замечательная трехэтажная столовая, сегодня это здание «Мегафона», клуб в 70-е располагался в двухэтажном здании напротив Губернского рынка. Здесь проходили все наши мероприятия, конференции, собрания, праздники. Много было разнообразных творческих секций, в их числе наш знаменитый мужской хор, а потом и хор ветеранов. Очень большое внимание уделялось физической культуре заводчан. У нас был прекрасный двухэтажный спорткомплекс на Карболитовской (ныне здание, где размещается «Максимум». – Прим. ред.), играли в волейбол, футбол, баскетбол, теннис. На заводе проводили семейные конкурсы, межцеховые и общезаводские соревнования и многое другое, – рассказывает кэмзовец Владимир Васильевич Гончаров.

Он пришел на завод в 1973-м, начинал токарем-станочником – полуавтоматчиком, а в 1989-м внедрял на заводе современные станки с ЧПУ, обучал работе на новой технике молодежь, создал свою бригаду специалистов-чэпэушников. А параллельно занимался общественной деятельностью. «На заводе были созданы прекрасные условия для работников, человеческие. Здесь жить можно было, развиваться и самореализоваться всесторонне», – утверждает Владимир Васильевич. И едва ли кто-то из бывших заводчан ему возразит.

У КЭМЗа была своя поликлиника, прекрасный пионерлагерь в Журавлях и летние дачи. Ребятишки заводчан ездили отдыхать на Черное море. А сами кэмзовцы укрепляли здоровье в санаториях, профилакториях и Домах отдыха. Не мудрено, что работать сюда кемеровчане буквально рвались.

Весенняя, 5, здание, где располагались общежитие и поликлиника КЭМЗ, 1960-е. Фото: архив музея-заповедника «Красная горка»

В 70-е на КЭМЗе появился свой совет ветеранов, который оказывал очень большую поддержку заводчанам, вышедшим на заслуженный отдых, и активно участвовал в жизни предприятия. Силами ветеранов-активистов в 1990 году в одном из новых корпусов был открыт музей истории завода «Кузбассэлектромотор», большой, подробный, с множеством экспонатов, фотоматериалов, тем самым орденом Ленина, которого был удостоен завод за трудовые успехи. После закрытия предприятия часть этого наследия была передана в музей-заповедник «Красная Горка», теперь его специалисты бережно хранят памятные документы.

Торжественное открытие музея завода, май 1990 год. Фото: архив Совета ветеранов КЭМЗа

Ну а в самое лихолетье 90-х с его безденежьем совет инициировал даже специальный магазин при КЭМЗе (не только для стариков, конечно, для всех), где можно было в долг купить продукты и вещи, приобретенные заводом по бартеру…

После…

На пике предприятие оставалось и в перестроечное время, превратившись в 1988-м в Кемеровское научно-производственное объединение «Кузбассэлектромотор» с научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом, а также опытным заводом института и заводом товаров народного потребления. Из последних, к слову, прославились кэмзовские печки – маленькая двухконфорочная «Тайга» и солидная, с четырьмя конфорками и духовым шкафом «Томь». Обе стояли в советские годы чуть ли не в каждой квартире кемеровчан. А у кого-то и по сей день прекрасно работают.

Строится один из последних цехов №67 (у пересечения Кузнецкого и Советского), 1980-е. Фото: архив музея-заповедника «Красная горка»

– Модернизация производства продолжалась и в годы перестройки и после. В 89-м году мы имели, например, порядка 14 станков нового поколения с ЧПУ, и оборудование продолжало поступать. Наш инженерный состав, руководство – люди старой закалки, которые выросли на КЭМЗе, впитали его традиции, продолжали ускоренными темпами организовать и производство, и приемлемые условия труда уже в новой политической и экономической обстановке. И в 90-е завод держал равнение на передовую линию, работал, выпускал продукцию, – отмечает Владимир Гончаров.

…Но таковы законы истории и времени, любой эпохе расцвета суждено завершиться. После десяти лет борьбы, многочисленных попыток влиться в современные производственно-экономические процессы КЭМЗ исчерпал свои силы. Потерял большую часть цехов и площадей. В нулевые статные, относительно новые корпуса на Советском проспекте обрели новую жизнь – превратились в торговые центры. А в 2013-м «Кузбассэлектромотор» прекратил своё существование, и, как тогда казалось, прекратил навсегда…

Слева недострой КЭМЗа, будущий ТЦ «Я», 2004 год. Фото: группа ОК «Мы из старого Кемерово»

Новая надежда

Она забрезжила три года спустя. Молодые инициативные предприниматели, не без участия и поддержки мощного ветеранского корпуса КЭМЗа, решили возобновить производство на части бывших площадей легендарного завода. Дело «Кузбассэлектромотора» вот уже четыре года продолжает компания «ТоргИнвест». Часть коллектива – те самые бывшие кэмзовцы, опытные специалисты – наставники современной заводской молодежи. В организации работы нового предприятия они сыграли большую роль.

Фото: Антон Мелентьев

Итак, завод возродился! Да, он больше не тот гигант, каким был в годы расцвета. Здесь всё другое: новые технологии, современное оборудование, компактнее цеха, меньше коллектив. Не исключено, что это пока. В прошлом году «ТоргИнвсет» инициировал создание большого промышленного технопарка «КЭМЗ» всё на тех же площадях. Кто знает, он, быть может, ещё и перегонит своего предшественника.

Фото: Антон Мелентьев

А вот что осталось прежним – продукция. Завод продолжает выпуск качественных отечественных взрывобезопасных электродвигателей для российских угольных, горнорудных и нефтегазовых предприятий. Он по-прежнему нужен городу, региону и своей стране. А ещё здесь, на новом КЭМЗе, пожалуй, как нигде сохраняется преемственность поколений. Очень тесная связь у нынешних заводчан со старшими, теми, кто долгие годы удерживал предприятие на лидерских позициях своим ударным трудом. И заводской ветеранский совет теперь тоже вновь под родным кэмзовским крылом…

Что ж, в добрый путь, друзья! В эпоху нового расцвета.

Фото: Дмитрий Ярощук