Марина ТУМАНОВА, Лора НИКИТИНА
Вид на поселок Нижняя Колоняя и завод коксохим, 1920-е. Фото: архив музея-заповедника «Красная Горка»
В новом выпуске «Жить здесь» речь пойдёт о необычных героях. О двух первых заводских посёлках левобережья, с которых, по сути, и началась городская цивилизация Кемерова. Нижняя Колония простиралась некогда по берегу Томи ниже коксохимического завода и захватывала часть территории ГРЭС. Новая Колония располагалась южнее заводских цехов «Кокса», мехзавода и «Химпрома».
Здесь, где сегодня стоят заводские цеха, тянутся вереницы складов и производственных строений, кипела жизнь, в воздухе витали густые ароматы цветов, яблонь и тополей, ровные улицы обрамляли деревянные, а кое-где уже и кирпичные дома. Это были полноценные, автономные почти городки со всем необходимым, и на заре становления нашего города – одни из самых благоустроенных и престижных для жизни территорий.
Фото: Дмитрий Ярощук
…Оба поселка с карты города ныне исчезли навсегда. Но, к счастью, не бесследно. И сегодня мы предлагаем совершить очередное путешествие во времени, прогуляться по улочкам Нижней и Новой Колоний и познакомиться с их удивительной историей.
Посёлок коксохимиков: начало
1911 год. Берега полноводной Томи ещё не связаны мостами. В левобережной части, там, где ныне простирается промзона, ещё гуляет вольный ветер в обширных полях и лугах, зеленеют березняки и лога с ручейками ближе к старому центру. И лишь в устье Искитимки небольшое поселение всего в пару тысяч жителей – село Щеглово – маячит деревянной церковкой-невеличкой.
Пасторальные пейзажи, деревенский уклад. На будущее глобальное перерождение в большой густонаселенный город пока нет и намека. Но перемены уже на пороге. Они придут с правого берега, где уже разведаны богатые угольные месторождения и заложены первые штольни.
История стремительного развития начинается в 1912-м, когда Кемеровский рудник переходит в ведомство акционерного общества «Кузнецкие каменноугольные копи». Год спустя начинается прокладка железнодорожных путей в этот тихий полудикий уголок. Ещё через год стартует первое строительство на правом берегу близ деревни Кемерово – в районе нынешнего музея-заповедника «Красная Горка».
А здесь, на левом берегу, в двух километрах ниже по течению от села Щеглово, на ровной пологой площадке запланирован большой коксохимический завод для переработки добываемых на правобережье углей. В октябре 1915-го КОПИКУЗ приступает к строительству будущего промышленного гиганта…
Строительство пробной печи коксохима,1910-е. Фото: архив музея-заповедника «Красная Горка»
В декабре того же года принимает первых гостей и новоотстроенная станция Кемерово с нынешним адресом Карболитовская, 2. В маленькое Щеглово прибывают инженеры и рабочие из промышленных центров России и даже специалисты из-за рубежа, дабы консультировать возведение в суровых сибирских землях одного из первых столь сложных промышленных объектов.
Старый вокзал на Карболитовской, 2, ноябрь 2021-го. Фото: Дмитрий Ярощук
Деревянный городок
Квалифицированные кадры и прибывающих рабочих, понятное дело, надо было где-то расселять. Так что параллельно с созданием завода и шахт специалисты КОПИКУЗа проектируют два рабочих поселка. Тот, что на высоком правом берегу, впоследствии получит название Верхняя Колония. А тот, что протянется вдоль реки ниже железнодорожной станции и коксохимзавода, – Нижняя. Оба поселка строить начнут практически одновременно, и не абы как.
Поселок Нижняя Колония, конец 1910-х — начало 1920-х. Фото: ГАКО
– Эти две колонии КОПИКУЗа стали первыми в Кузбассе промышленными поселками, которые строились в соответствии с предварительно разработанной проектной документацией, планами застройки и типовыми проектами жилых домов, – отмечает наш эксперт Ирина Захарова. – Проектированием гражданских объектов, вероятно, занимались томские инженеры и архитекторы. Так как, во-первых, главная контора акционерного общества находилась в Томске, а во-вторых, в начале XX века только этот город располагал большим корпусом профессионалов, в состав которого входили выпускники Санкт-Петербургской академии художеств и Московского дворцового архитектурного училища.
Для ясности: поселок Нижняя Колония стал первым рабочим поселком левобережья, который уже в те годы имел четкую планировочную структуру. То есть представлял собой не хаотичное нагромождение разносортного временного жилья, не густонаселенную «нахаловку» с землянками и избами-засыпушками, а своего рода небольшой городок с определенной системой улиц, логичной схемой размещения жилых и общественно-бытовых зданий и застраивался типовыми одно- и двухэтажными многоквартирными деревянными домами.
Фото: архив музея-заповедника «Красная Горка»
К началу 20-х годов специалисты КОПИКУЗа полностью возвели железобетонный каркас завода, проложили подъездные пути, начали возведение первой батареи из 50 печей, сооружение котельных, механических мастерских, электростанции, бензольного завода, башни углеподготовки и водопровода, а также построили с десяток жилых домов и ряд объектов инфраструктуры.
Появились в поселке и своя школа, и небольшая амбулатория, и детский сад, и даже свой очаг культуры. Первый театр, на минуточку, тоже заработал именно здесь – в поселке Нижняя Колония. Его в революционный 1917-й организовал из представителей творческой заводской молодежи первостроитель коксохима инженер Иван Иванович Лоханский. Спектакли играли по первости в актовом зале местной школы…
Народный дом, 1920-е. Фото: Государственный архив Кемеровской области
…А в 1920-м театр переехал в Народный дом, где также разместился и клуб КХЗ, вокруг которого заводчане разбили небольшой сад из берез и тополей. Место было очень популярным. На спектакли сюда ехали даже из соседних деревень, но не только на них…
«Культурная жизнь небольшого городка Щегловска в первые годы его существования сосредотачивалась в маленьком садике на Нижней Колонии, – вспоминал наш известный летописец Иван Балибалов. – В летние вечера этот единственный зеленый уголок привлекал молодежь всего левобережья своей танцплощадкой и довольно крупным по тому времени симфоническим оркестром…»
Город Щегловск и его окрестности, 1924-26 гг. Фото: Фрагмент карты издания Геодезического комитета ВСНХ СССР
Во времена АИК и после
В 1922-м дело КОПИКУЗа продолжили участники иностранной автономной индустриальной колонии «Кузбасс». Достроили завод. Через речку над деревянным поселком-городком полетели вагонетки с углем по канатной дороге. 2 марта 1924-го знаменует одно из важнейших событий кузбасской промышленности – дан первый кокс. И… наращивание производственных мощностей продолжилось.
Митинг у здания конторы КХЗ, посвященный выдаче первого кокса, 1924 год. Фото: ГАКО
В ведомство АИК перешли также и оба рабочих поселка. В 1925-м в Щегловск прибывает архитектор Йоханнес ван Лохем вместе с тремя инженерами-земляками и 15 русскими конструкторами. Здесь, в нашем городе знаменитый голландец разработает более десятка новых, «уникальных по разнообразию» типовых проектов жилых домов для застройки поселков шахт и химзавода. Основное внимание строители сосредоточили на правом берегу. Однако не забывали и про левый, где быстрыми темпами разрастался гигант коксохим. По воспоминаниям старожилов, дома и общественные здания на основе типовых проектов ван Лохема строили и в Нижней Колонии. Причем не только деревянные, но и каменные, и кирпичные по технике кладки Герарда с пустотелыми стенами.
Поселок Нижняя Колония, середина 1920-х. Фото: Государственный архив Кемеровской области
В бытность АИК рабочие поселки, как и вообще весь Щегловск, были электрифицированы от электростанции коксохима. В Нижней Колонии появился первый водопровод – на улицах поселка разместили более 30 колонок, а также вода была подведена в ряд более благоустроенных домов ИТР и иностранных специалистов, задействованных в строительстве и обслуживании завода.
Торжественный митинг в Нижней Колонии по случаю пуска электростанции на Коксохимзаводе, 1924 год. Фото: архив музея-заповедника «Красная Горка»
«Отец – он был плотник на химзаводе – в 1928 получил квартиру в двухэтажном деревянном доме, – приводит воспоминания старожила Кемерова Нины Трофимовны Мальцевой альманах «Красная Горка». – Наша семья из пяти человек жила на первом этаже в однокомнатной в 12 кв. м, с кухней-столовой в 8 квадратов и большим крыльцом-верандой. Во дворе были огородики, тесовые стайки с сеновалом для скотины, водопроводные колонки и уборные. Выгребные ямы чистили и вывозили в бочках на лошади рано утром… Отдельно от наших домов рабочих стояли одноэтажные дома на две и четыре квартиры для ИТР. А за садом (первым парком, о котором мы говорили выше. – Прим. ред.) в каменном двухэтажном доме жили иностранцы. Квартиры в нем были благоустроенные, имели отдельные выходы на улицу из коридора и из кухни. Лестница вела в две спальни, и там были также ванная и туалет…»
Вид территории Нижней Колонии в 2021-м: 1. в зарослях обнаружился довольно сохранный деревянный дом, 2,3. производственные помещения, гаражи, полуразрушенные строения, 4. так выглядит сегодня улица Лесокомбинатовская, которая вела некогда в поселок-городок. Фото: Дмитрий Ярощук
Родина юных мечтателей
В начале 1930-х поселок насчитывал уже более 15 тысяч жителей. На двухэтажные деревянные дома приходилось более половины всей жилой площади, при этом на долю каменных домов – почти четверть, 21%. Появилось несколько магазинов, включая большой кооперативный почти универмаг, в котором, кроме продуктов, торговали тканями, у заводских ворот отстроили добротную каменную баню, работала фабрично-заводская семилетка – просторная и светлая, с «американскими окнами», построенная из дикого камня, своё училище, пионерлагерь и почта…
Слева — поселок Нижняя Колония, справа — ТЭЦ, 1935 год. Фото: архив Кузбасского государственного краеведческого музея
А по другую сторону вокзала, на месте будущего завода «ТОКЕМ», раскинулись улочки, утопающие в цветах и зелени. Это уже городская черта молодого растущего Щегловска. Но в силу близости к обширному поселку-городку её пока тоже зовут Нижней Колонией. Деревянные общественные здания, рубленые добротные дома и блокированные попроще. В одном из них здесь, на улице Индустриальной, начинает свой путь наша легендарная землячка Вера Волошина.
Улица Индустриальная в ноябре 2021-го. Фото: Дмитрий Ярощук
…По небольшому мостику через лог от зеленого садика вдоль реки, мимо строящейся ТЭЦ из Нижней Колонии ещё можно проехать в город. И звезды ещё такие яркие над рекой в ночной звенящей тишине. О них размышляют юные жители – и о том, какие аппараты полетят к Луне, и понесут их в другие города и страны, и о том, каким же будет их родной город. Ведь он, несомненно, изменится…
Новая Колония: проекты Ван Лохема
На дворе конец 20-х. Продолжает расти на запад коксохим, в 1929-м на базе его ремонтных мастерских образуется новое предприятие – Кемеровский механический завод. А в начале 30-х стартует строительство ещё одного промышленного гиганта – азотно-тукового завода. Примерно в то же время южнее и почти напротив промышленных предприятий начинается строительство нового заводского поселка. К слову, к его самым первым проектам тоже приложил руку плодовитый идеями голландский архитектор.
Строится новая очередь коксохимзавода в районе улицы 1-я Стахановская, 1934-й. Фото: ГАКО
– Ван Лохем, используя принципы планировки рабочих поселков в Голландии, разработал проект нового рабочего поселка коксохима, который должен был разместиться между железнодорожным вокзалом и заводом, – отмечает наш эксперт Ирина Захарова. – Этот проект был осуществлен частично…
1.План застройки рабочего поселка химзавода, 1926 год, 2. Фрагмент чертежа плана застройки поселка Нижняя Колония авторства Й.Б. ван Лохема, 1927 год. Фото: книга И.В. Захаровой «Кемерово: город-сад, соцгород, город-ансамбль», 2020 г.
…И уже после отъезда архитектора из Щегловска. Как и другой – проект Дома холостых, со строительства которого в 1930-х собственно и начался поселок Новая Колония. Трехэтажное кирпичное здание на 170 жильцов, окрашенное в светлые тона, выросло близ заводских цехов.
Фото: Государственный архив Кемеровской области
Кроме жилых комнат в 9–18 кв. м, общих туалетов и душевых здесь также размещались школа (6–10-й классы), библиотека и столовая с кухней и обеденным залом. То есть жилье в лучших традициях идей обобществления быта и самый первый в Кемерове дом-коммуна за несколько лет до проектов Эрнста Мая и их воплощения в жилкомбинате домов ТЭЦ. Квартиры в Доме холостых давали не всем, а только ударникам и передовикам производства (здание снесли в 1969 году).
Вот он на плане 1932–34 годов вместе с оформившимися улицами нового поселка.
Фото: ГАКО
Широкие параллельные полосы с номерами 1, 2, 3, 4 – это улицы Стахановские. Перпендикулярно – Ульяновская, переулки Бензольный, Базарный, Коксовый, Газовый…
Застраивалась Новая Колония одноэтажными и двухэтажными деревянными засыпными, а также добротными рублеными и кирпичными домами. Среди последних, к слову, были и блочные, очень похожие на знаменитые дома-колбасы, которые строились в правобережной части города по проектам ван Лохема. Впрочем, старожилы утверждают, что в Новой Колонии были реализованы и другие его типовые проекты.
За переездом в районе КХЗ, 1934 год. Фото: ГАКО
Жильцами поселка становились заводчане, а также учителя, врачи, строители, служители порядка и пожарные, железнодорожники, аптекари, продавцы и прочие служащие. Социальная и бытовая структура здесь была хорошо развита, новый поселок, как и его предшественник, был очень самодостаточным.
Цивилизация у заводов
Были в поселке и своё отделение милиции и пожарная охрана. На 1-й Стахановской близ заводской проходной – деревянная школа № 11, сквер с танцплощадкой, а рядышком детская поликлиника. Почти в самом центре, примерно в районе 2-й и 3-й Стахановских, – большой базар с продуктовым и хлебным магазинами, своей аптекой. Здесь же – большой промтоварный универмаг, куда и из города приезжали, такой богатый там был ассортимент.
Вид поселка Новая Колония в сторону Мехзавода и АТЗ (ныне «Химпрома»), 1940-50 гг. Фото: архив Кузбасского государственного краеведческого музея
В 1930-е на ул. Карла Маркса построили первую двухэтажную железобетонную школу № 12 (подшефную коксохимзавода), которая на долгие годы закрепилась в звании образцовой.
Фото: группа ОК «Мы из старого Кемерово»
«Прекрасное железобетонное здание, окрашенное в цвет голубого неба, с белыми каймами… Оно напоминает прекрасный корабль и голубую лазурь будущего счастья растущего поколения… – пишет в газете «Кузбасс» за 1935-й корреспондент И. Макаркин и продолжает: – А вот группа девушек, они так и ходят вместе – стайкой: Вера Волошина, Оля Димакова, Клава Бородулина, Валя Жиганова, Шура Каптелова, Клава Бочкарева, Надя Лугинина, Зоя Ерохина… Заявляют девчата искренне, мол, надоело летнее безделье, вот и ходим каждый день обновленную школу смотреть. А школа действительно хороша!»
Здание школы №12 прекрасно себя чувствует и в наши дни, здесь располагается один из корпусов сельхозакадемии. Фото: Дмитрий Ярощук
Чуть позже к красавице-школе присоединилось и статное здание Химтехникума, его построили рядом с двухэтажным зданием райисполкома недалеко от нынешнего трамвайного кольца (снесли в 2018-м)…
Главная улица поселка Новая Колония, 1947 год. Фото: Государственный архив Кемеровской области
– Самой нарядной и благоустроенной улицей была 1-я Стахановская с одноэтажными, оштукатуренными в желтый цвет домами, с асфальтированной дорогой и тротуарами. На 2-й Стахановской стояли окрашенные в светлые тона двухэтажные дома и дощатые двухэтажные бараки с уличными лестницами на второй этаж. А мы почти 10 лет прожили на 3-й Стахановской в большом двухэтажном бараке № 17 на 40 квартир, – делится воспоминаниями из детства кемеровчанка Валентина Андреевна Трубицына. – Простенькое жилье было – комната да кухня с печкой и умывальником, удобства во дворе. Зато как же дружно мы жили. На свадьбы-родины или просто по настроению женщины пироги-ватрушки пекут, кисели делают – угостить всех обязательно. Соседи-казахи, бабушка Амуся и дед Турсунбай, нас национальными бурсаками всё время баловали. Двери в квартиры никогда не закрывали, потому что дом как одна семья, считай, жил…
Улица 1-я Стахановская изменилась до неузнаваемости, 2021 год. Фото: Дмитрий Ярощук
Те, кто жил в Новой Колонии в 40-х, 50-х, 60-х, и по сей день вспоминают об этом уютном уголке с большой теплотой и любовью.
– Почти напротив коксохимовских ворот была хорошая общественная баня, на помывку туда ходила вся Новая Колония, – вспоминает Тамара Зверева в соцсети «Одноклассники». – А спустившись чуть пониже бани, ещё в 1950-е можно было наблюдать, как вагонетки, груженные углем, по канатной дороге «летят» с правого берега на левый над Нижней Колонией…
При каждом из заводов были собственный клуб и столовая, а ещё был большой стадион и дворники чуть ли не в каждом многоквартирном доме, которые следили за порядком. Летом этот славный деревянный городок расцветал, одевался зеленью… Таким он навсегда и останется в памяти бывших девчонок и мальчишек Новой Колонии.
1.Коксовый переулок, 1947 год Фото: ГАКО, 2,3. Коксовый переулок в ноябре 2021-го. Фото: Дмитрий Ярощук
— Как мы любили свою Новую Колонию! – вторит землячкам ещё одна жительница Ирина Павлик. – В плане бытового комфорта, конечно, не сравнить с нынешним временем. Но мы особо не страдали, грязными точно не ходили. А вот в плане обращения, отношений – никто не сквернословил, люди хорошие были, интеллигентные. Помогали друг другу, вместе делили и горести, и радости. А добрее наших бабушек, которые и чужие как родные нам были, я потом и не встречала. Хорошо жили, у нас было очень счастливое детство!
Завершение эпохи
…К концу 50-х Нижнюю и Новую Колонии начали расселять – как есть, целыми домами и кварталами. Кого в центр на Весеннюю, кого на Трудовую (ныне Шестакова), кого за Искитимку в частные дома, к мелькомбинату, в район кинотеатра «Космос», на Волгоградскую, в квартал Телецентра на Гагарина и Сибиряков-Гвардейцев, на Терешковой и в другие микрорайоны. В новые благоустроенные квартиры. Задорный дружный дух заводских колоний отправился в путешествие по городу. Наверняка где-то их семейственность теплится и по сей день…
Жилые территории постепенно уступали место производственным. Ныне же от славных дней, когда трудовой люд поднимался здесь под заводской гудок, когда ватаги розовощекой ребятни бежали в школы, на речку, в кино или в библиотеки в заводские клубы, а парни и девчата – на танцы в летний сквер кружиться под мелодии духового оркестра, не осталось почти ни единого материального следа. Поселки-городки дали дорогу детищам нового времени.
Немногочисленные сохранившиеся постройки Новой Колонии в наши дни: 1,2. деревянный дом в конце Базарного переулка… 3. Вид Базарного переулка в сторону улицы 1-я Стахановская, 4,5,6,7. блочный дом в Коксовом переулке, ныне имеет адрес пер. Коксовый, 10, здание нежилого назначения. Фото: Дмитрий Ярощук
Но как же несправедливо будет забыть о них, о самых первых жилых кварталах, которые стали предтечей прогрессивного мегаполиса. Нижняя и Новая Колонии – история превращения левобережья Кемерова в большой благоустроенный густонаселенный город началась именно с них!