Марина ТУМАНОВА, Лора НИКИТИНА

Фото: Роман Куреляк

Земля исторических контрастов – пожалуй, именно так можно охарактеризовать нового героя спецпроекта #Жить_здесь микрорайон Пионер.

Сегодня это достаточно уютный и тихий уголок на лоне природы, широко раскинувшийся по обоим берегам Большой Камышной. В нём едва ли можно узнать маленькую деревеньку Давыдовку двадцатых годов. Или бойко строящийся вокруг шахты молодой посёлок горняков, в котором нет ещё ни дорог, ни электричества, а до самой железнодорожной линии простираются луга вместо густого леса. Не похож он сейчас и на тот посёлок из 50-х, жители которого радуются первому многоэтажному кварталу и мечтают, что скоро таких жилмассивов станет несколько… Впрочем, на Пионер 90-х, который в одночасье остался без хозяина и, кажется, вот-вот рухнет в небытие, сегодняшний микрорайон тоже совершенно не похож. Но все эти этапы навсегда сохранятся в его истории – отпечатки прошлого.

Очень разными дорогами шел Пионер все эти годы. Очень по-разному жили в нем люди. Жили и любили это место, радели за его благополучие. Как и сегодня. Но обо всём по порядку…

Фото: Дмитрий Ярощук

И появился посёлок горняков

Далекий 1925 год. Окрестности молодого Щегловска – сплошь нетронутая чистая природа. Богатые разнотравьем пастбища, леса. Быстрые малые речки катят прохладные воды к разливистой, еще широкой матушке-Томи. А вокруг становящегося города сплошь деревеньки да поселочки. Здесь два-три десятка домов-дворов да там. Вот они на карте 20-х годов, близ двух речек – Большой и Малой Камышных. Комиссарово, Куро-Искитим и совсем небольшое поселение – деревня Давыдова (она же Ишанова), близ которой уже буквально пару лет спустя начнут разработку обнаруженных залежей угля. Отсюда начнется история легендарной, первой на левобережье Кемерова шахты и первого же в этой части города шахтового поселка.

Щегловск и его окрестности, 1924-26 гг. Фото: Фрагмент карты издания Геодезического комитета ВСНХ СССР

Известно, что изучать и присматриваться к здешним месторождениям «черного золота» начали ещё в 1923-м специалисты автономной индустриальной колонии «Кузбасс». Уже тогда планировали строительство шахты, которую первоначально хотели назвать «Алыкаевская». В 1927-м дело колонистов продолжил трест «Кузбассуголь». Стало понятно: угольному предприятию быть! И закипели работы: проходческие, шахтостроительные.

В 1929-м начал формироваться сам поселок горняков. Рубленые дома очень скоро вытеснили неказистые землянки – временное жилье. На одной из будущих центральных улиц в строй вступила одноэтажная школа-семилетка № 32. Год 1931-й посельчане встречают радостным событием – выдан на-гора первый уголь, первая шахта левобережья, которой решили дать соответствующее название – «Пионер», заработала в полную силу.

Вид копра шахты «Пионер». Внизу — в начале строительства, вверху — по его завершении. Фото: газета «Кузбасс», 1932 год.

Работники на новое предприятие хлынули потоком. Едут семьями вместе с ребятишками, население стремительно растет. А вместе с тем растут новые жилые кварталы, строятся объекты соцкультбыта. К 1936 году, когда «населенному пункту при шахте «Пионер» сельской местности г. Кемерово» присвоят официальный статус рабочего поселка, появится свой деревянный клуб (как и сейчас на въезде в поселок), вместительный, с танцплощадкой и киноустановкой, его шахтовая молодежь построит своими руками. В двух деревянных зданиях разместят детский садик для малышей, школа-семилетка переедет в новое двухэтажное кирпичное здание, появятся магазины, здравпункт, столовая. И даже своя многотиражка, которая будет освещать жизнь поселка и трудовой путь шахты «Пионер» вплоть до её закрытия, а после до самых 90-х прослужит рупором соседней шахты «Ягуновская»…

Первое здание школы №32 в поселке Пионер (не сохранилось). Фото: группа ОК «Пионерка»

Тридцатые годы – эпоха расцвета, стремительного развития. Поселок продолжает строиться, расширяется инфраструктура, налаживается быт горняков. А они в свою очередь выполняют и перевыполняют планы, ставят рекорды. Этот почин доблестного самоотверженного труда закрепится на долгие годы и не в одном поколении. Имена горняков-стахановцев, передовиков «Пионера» не сходят с газетных страниц и в военные 40-е, когда очень многих работников шахты в забоях сменили женщины и подростки, и после, почти до самого закрытия предприятия.

Фото: газета «Кузбасс», 1953 год

…А пока на дворе конец 30-х, в кучно разрастающемся частнике еще нет нормальных дорог, улочки похожи на извилистые тропки. Но шумит стадион, слышатся гулкие удары волейбольного мяча и звонкий смех. Выходной, молодежь торопится в местный клуб – привезли новую киноленту…

Жильё нового типа, или Что такое посёлок Урицкого?

Очередной виток развития здесь наблюдался в послевоенные годы.

«…В поселке Пионер построены новая дорога и осветительная линия на протяжении 10 км, – читаем в газете «Кузбасс» за 1948-й. – Проведена большая работа по благоустройству, ремонту школ и больниц. На 1949 год запланировано строительство бани…»

А в западной части поселка в то же время, как вспоминают старожилы, уже наметили и строительство квартала вдоль новой улицы, которая пару лет спустя получит имя видного деятеля революции Моисея Урицкого, погибшего в результате покушения в Петрограде в 1918-м.

Квартал по улице Урицкого, октябрь 2021-го. Фото: Роман Куреляк

В конце 40-х – начале 50-х здесь развернулась большая стройка комфортабельного жилья нового типа.

«Ягуновское строительное управление треста «Кемеровоуголь» заложило 10 новых жилых двух- и трехэтажных домов в поселке шахты «Пионер», – сообщает газета в 1951-м. – Здесь же, в старом поселке, строится двухэтажное кирпичное здание поликлиники. Новые кварталы благоустраиваются, проводятся: гравийная дорога, тротуары, строится водопровод от речки Камышная…»

Заметка будто светится изнутри перспективами. Деревянные жилища и бараки из 30-х в одночасье стали «старым поселком», на горизонте – новые не двух- даже, а трехэтажные кварталы с благоустройством и разными современными благами цивилизации.

Квартал по улице Урицкого, 1960-61 гг. Фото: группа ОК «Пионерка»/Наталья Шараева, Виктор Харин

– В дом № 6 на улице Урицкого наша семья заселилась в 1951-м (отцу-шахтеру дали квартиру), когда мне было всего 10 лет. К тому моменту шесть домов уже были сданы, так что остальная часть квартала буквально строилась на моих глазах, – вспоминает старожил поселка Галина Архиповна Крылова. – Квартиры были коммунальные. Наша трехкомнатная полагалась на три семьи. Мы в своей комнате жили вшестером – мама, папа, я, сестра и двое братьев. Очень простенькая была у нас обстановка: три кровати, стол, два стула и фикус на окошке. Хорошо помню, что в доме № 7 напротив два сезона подряд работал пионерлагерь. Причем для проживания ребятишек он был отдан полностью, все два этажа и восемь квартир, а во дворе для пионерских зорек и занятий была огорожена площадка.

Фото: Роман Куреляк

К концу 50-х квартал из 15 двухэтажных домов с отоплением от угольной котельной, водопроводом, школой № 55 (ныне здание снесено), в которой учились местные ребятишки, сдали полностью.

А после он оброс ещё и одноэтажными многоквартирными соседями. На фоне частника выделялся разительно и на какое-то время стал своеобразным центром притяжения.

1.Здание школы №55, 1960-е. Фото: группа ОК «Пионерка»/Владимир Кремер, 2,3. Школа №55 в 2016-м. Фото: Екатерина Комарова, 4. Слева – сохранившееся здание старенькой угольной котельной, по сей день стоит на улице Урицкого. Фото: Роман Куреляк.

Старожилы вспоминают, что в одном из уютных двориков двухэтажек имелась танцплощадка, куда стекалась местная молодежь. Особенный квартал в народе быстро получил имя «поселок Урицкого». И, к слову, остановка здесь и по сей день носит это название.

– В поселок Пионер мы приехали в 1952-м. Я устроилась на шахту зарядчицей. Первым нашим жильем стала комната в двухэтажном деревянном бараке № 15 за речкой, – рассказывает Зоя Федоровна Данилова, старожил поселка, ветеран сразу трех шахт – «Мазуровской», «Пионера» и «Ягуновской». – Помню, соберемся всей улицей – и на Урицкого на танцы бежим. Какая там гармонь была! А в 1959-м нам здесь уже свою двухкомнатную дали в одноэтажном доме…

1.Многоквартирные 1-этажные дома на Урицкого, 1961 год. Фото: группа ОК «Пионерка»/Наталья Шараева, 2-6. Одноэтажные многоквартирные дома на Урицкого в 2021-м. Фото: Роман Куреляк

Родина знаменитого хлеба

А ещё в 1954-м в квартале на Урицкого заработал свой собственный хлебозавод № 6 (один из домов, к слову, принадлежал предприятию), прославившийся на весь Кузбасс и далеко за его пределами своим подовым ржано-пшеничным хлебом. Рецепт появился ещё в 50-е, за годы продукт сменил несколько названий, был и «Украинским», и «Славянским», но горожане знали, что ароматный вкусный ржаной каравай делают на заводе № 6 на улице Урицкого в поселке Пионер, да так и прозвали его в народе «Урицким».

Фото: фрагмент аэрофотосъемки города Кемерово, 1964 год

– Своими руками этот хлеб пекла, – кивает Галина Архиповна Крылова, в прошлом инженер-технолог предприятия, и отмечает, что официально название «Урицкий» за хлебом закрепилось в 80-е. Так что далеко не углем одним знаменит шахтовый поселок.

…В памяти у тогдашних новоселов квартала и большие ленинские субботники, когда жильцы дружно приводили в порядок свои дворы, сажали молодые тополя у домов, за 55-й школой даже целый парк разбили, который в поселке так и звали Комсомольским.

1.Дома с адресами ул. Урицкого, 12 и 14, 1970-80 гг. Фото: музей школы №32, 2. Дома Урицкого, 14 и 12, 3,4. Дом Урицкого, 13. Фото: Роман Куреляк

Помнят и вечера под звуки патефона, и как давали начало рукотворному лесу, что ныне встал плотной зеленой стеной до самой железнодорожной линии. Настоящий подарок потомкам! До сих пор и старожилы, и новоселы сюда частенько наведываются по грибы-ягоды. Поближе к лесу, к природе строят и новенькие коттеджи, которыми в последние годы так активно прирастает Пионер.

Город в городе

Впрочем, продолжил преображаться и сам поселок. И в 50-е, и даже годы спустя после закрытия шахты в 1961-м он не бедствовал, так как имел на своей территории всё необходимое. В 60-е разросся буквально во все стороны, шагнул на правый берег Камышной, к железной дороге и за неё, поглотил деревеньку Давыдово, оставив напоминание о ней лишь в названиях улиц – Давыдовская и Ишановская.

Пока шахта была в строю – сердцем поселка была, конечно, она. Большинство жителей трудились на угольном предприятии, продолжали прибывать и новые горняцкие силы из других городов и регионов. Это время пионерцам запомнилось особенно, золотые годы расцвета.

– В поселок шахты «Пионер» наша семья перебралась в 1948-м из Топок. Поселились на улице Левобережная. Отец устроился на шахту кузнецом, трудился без малого десять лет. Я по его стопам пошел. После горного техникума по распределению работал в Свердловске на подземной стройке. Оттуда присылал деньги отцу, он по соседству со своим для нашей молодой семьи дом строил. В 1959-м с супругой и сыном вернулись обратно. Пошел маркшейдером на шахту «Пионер», отработал до закрытия, а потом ещё 16 лет – горным мастером на шахте «Ягуновская», – делился воспоминаниями в одном из последних интервью Леонид Степанович Протасов, образцовый работник, горняк-ветеран, к сожалению, в 2021-м году ушедший из жизни в возрасте 96 лет.

Вид с правого берега реки Камышной на ул. Левобережную, 1950-60 гг. Фото: группа ОК «Пионерка»

Поселок шахты «Пионер» стал для Леонида Степановича второй настоящей родиной. В доме на улице Левобережная, что построил его отец, он прожил счастливую жизнь, здесь выросли дети, а сегодня живут его внуки и правнуки. Они очень любят свое родовое гнездо и свой поселок.

– Я – самая настоящая коренная пионерчанка, – говорит дочь Леонида Степановича Людмила Бушуева. – Родилась в местном роддоме, он когда-то работал при поселковой больнице, здесь училась, здесь прошли мои детство и юность. Родилась дочка. Теперь вот работает в том самом детском садике, куда я когда-то ходила, и она сама и мои внучки… Такая преемственность поколений, наша жизнь связана с жизнью поселка. А уж какой интересной и замечательной она была. И культура у нас была, и спорт, творческая самодеятельность. А какие праздники дружные и ярмарки широкие были…

Пионерцы на мероприятии у стелы в районе бараков №13 и 15. Фото:группа ОК «Пионерка»

После того как угольные запасы Пионера прирезали к шахте «Ягуновская», часть жителей снялась с места – уехали жить и трудиться в соседнюю Ягуновку. Но даже после этого население поселка насчитывало 12 тысяч человек. Очень многие остались, и им было чем заняться. В Пионере к тому времени работало более 20 предприятий. Различные производства: нефтебаза, вторчермет, завод мягкой кровли, Росхозторг и Роспромторг, – три школы, с десяток магазинов, два детских сада, появился больничный комплекс, который включал отделения стоматологии, хирургии, собственный роддом и детскую поликлинику. Были свои отделения почты и милиции, столовая, добротная кирпичная баня на пригорке в частнике у реки, Дом быта.

1.Столовая №7. Фото: группа ОК «Пионерка»/Александр Лабанцев, 2. Отдел милиции поселка Пионер, 1949 год. Фото: группа ОК «Пионерка»/Александр Убаськин, 3. Первое кирпичное здание детского сада в поселке Пионер, 1953 год. Фото: музей школы №32

В 1964-м построили новый корпус современной школы № 32, а в 67-м сдали ещё один, со спортзалом и столовой. В 1968-м двери распахнул новый клуб с кинозалом на 300 мест. Работала музыкальная школа, где юные пионерцы учились играть на домре, фортепиано и баяне.

Музыкальная школа в поселке Пионер с бюстом Петра Ильича Чайковского, конец 90-х — начало 2000-х. Фото: группа ОК «Пионерка»/Наталья Шараева

А уж как гремел тогда местный стадион «Шахтер», где проходили и спортивные соревнования, и демонстрации, и праздники! Отмечали здесь всем поселком широкую Масленицу, елку ставили на Новый год со снежными горочками. Жизнь кипела!

Стадион «Шахтер», где кроме волейбола и футбола очень культивировался городошный спорт. Даже площадка специальная была. Фото: группа ОК «Пионерка»/Александр Шагиахметов

– Настолько развита была инфраструктура, что даже и ехать из поселка никуда не было нужды. Всё свое было! – говорит Галина Крылова. – Настоящий город в городе.

На краю бездны

Увы, но все-таки без шахты-кормилицы век благоденствия продлился очень недолго. Да и возникшая неразбериха, кому всё-таки подведомственен поселок и кто должен им заниматься, внесла свои деструктивные коррективы. Впрочем, поселковый совет в 70-е и 80-е, как мог, латал образующиеся санитарно-бытовые прорехи…

Первый корпус современной школы №32 на ул. 2-я Аральская, «а», 1980-е. Фото: музей школы №32

Но на пороге 90-е. И всё, что удалось создать, пока предприятие было в строю и в добрые годы после, постепенно приходило в упадок. Всплывали старые проблемы: ветхое жилье, отсутствие той же централизованной канализации, горячего водоснабжения. Добавлялись новые – гравийные и немногие асфальтированные дороги пришли в негодность. Благоустройство, забрезжившее в 50-60-е, наведенное в том числе и силами самих посельчан, сходило постепенно на нет… И вот уже грустит по капитальному ремонту клуб, закрылась часть предприятий и магазинов, а старенькую баню разобрали до фундамента.

Деревянные бараки вдоль центральной улицы поселка Пионер, 1980-е. Фото: музей школы №32

А над поселком грозно высится черная гора террикона. Какая горькая ирония: о славных днях, когда работала шахта, когда горняки ставили рекорды, на улицах звенел детский смех, а жизнь в поселке била ключом, – теперь напоминает лишь он. И кажется, будто и сам поселок, и его жителей, и все эти славные дни навсегда затянуло в сумрачный провал житейских неурядиц.

Слева — тот самый террикон. Фото: группа ОК «Пионерка»

Но… как бы ни сгущались черные тени, им было суждено растаять под напором ветра перемен. Очень постепенно Пионер возвращался к былому благополучию в 90-е и нулевые. Будто копил силы для нового мощного рывка, своеобразной эпохи возрождения, которая начнется в 2010-е.

Пионер нового времени

Вот он – рассыпавшийся пестрыми крышами домов, уютный, приветливый, под голубым прозрачным небом. Ныне у него новый статус – территория наряду с Ягуновским, РТС и Комиссарово входит в состав большого жилого района.

Фото: Роман Куреляк

Уже давно разровняли террикон, центральные дороги оделись в новенький асфальт пару лет назад, приведены в порядок многие улицы частного сектора, появились пешеходные переходы, светофор возле школы, освещение. Реконструируются водоводы, системы водоотведения, капитально отремонтированы в 2020 году опоры автомобильного моста через реку Большая Камышная на Тамбовской улице.

Фото: Дмитрий Ярощук

Гостей встречает зеленый сквер, разбитый на месте старых снесенных бараков, в котором инициативные жители разместили арт-объекты – забавную скамейку «Заботливый фонарь», композицию «Память» – взмывающий ввысь журавлиный клин – и «Сердце шахтера» – напоминание о героическом наследии. Рядом современная игровая площадка с безопасным покрытием – центр притяжения для всей окрестной детворы. А напротив – замечательный современный детский сад с башенками, будто сказочный замок…

Фото: Дмитрий Ярощук

Былое благоденствие вновь возвращается сюда. И даже закрытый в 80-е хлебозавод снова в строю. Сменил профиль, производит теперь торты и пирожные.

К слову, в ближайшие годы перемены придут и в квартал на Урицкого. Годы взяли своё, и первые многоэтажки сдают свой пост – часть домов уже расселяют, к 2025-му их должны снести.

Фото: Роман Куреляк

– Но уж такое у нас здесь хорошее место. Тихое, умиротворенное, с чистым воздухом, природой поблизости. Оно еще послужит людям, – говорят экс-жильцы.

Как и, безусловно, весь поселок, прелести пригородной жизни в котором уже оценило так много кемеровчан. Да, он никогда не будет высотным, не станет средоточием шумной деловой жизни, не приютит у себя большие производства… Но он сохранит свой пасторальный уют и атмосферу, в которой так приятно наслаждаться закатами, неспешно бродить под шорох опавшей листвы, слушать пение лесных птиц и радоваться каждому новому дню.

Фото: Роман Куреляк