Лора НИКИТИНА, Марина ТУМАНОВА
Фото: Роман Куреляк
По обеим сторонам большой дороги, на двух берегах малой реки. Как будто призванный всегда становиться не конечной точкой на пути, а промежуточной станцией. Для многих, но не для всех, конечно. Немало и тех, кто обрёл здесь родной очаг, малую родину – дружных, сплочённных, патриотичных жителей. И нам довелось с ними познакомиться.
Но все же для самих нас, авторов спецпроекта #жить_здесь , Комиссарово – это путешествие. Остаются позади громады складов бывшего «Малахита» и затерянный за ними поселок вдоль Кузнецкого. Проспект грохочет, поток машин здесь всегда напоминает полноводную реку. По сей день здесь располагается много предприятий, продуктовых и промтоварных баз и, как бы это неожиданно не звучало, на границе с Комиссарово мы имеем в некотором смысле центр деловой активности города. Когда бесчисленные ворота проходных уступают место частному сектору, нас встречают океаны зелени. В изумрудной листве утопают дома и коттеджи. Как сполохи вспыхивают розовые мальвы в садах, пышно цветут лилии – и воображение уже подсказывает, как разливается в воздухе дурманящий летний аромат. Рельеф играет с гостями в прятки: не все улицы можно разглядеть с дороги. Но стоит свернуть: сколько же здесь добротных домов! Сколько здесь живет хозяйственных, умелых людей, крепко стоящих ногами на родной земле.
Фото: Роман Куреляк
Картинки вдоль дороги
Вот здание школы. Оно стоит как раз рядом с границей, за которой заканчивается территория Заводского района и начинается Комиссарово. Стоя на пришкольном участке, повернувшись в сторону дороги, невольно вскидываешь глаза вверх, туда, где за Кузнецким тянется железнодорожная насыпь.
Фото: Дмитрий Ярощук
Где мерно стучит колесами грузовой поезд. Вдалеке – маленький, как будто сошедший с картинки в детской книжке. Поезда здесь – часть привычного ландшафта. А за путями – другой бывший поселок, а ныне микрорайон РТС. Мирно стоит, дышит умиротворением и покоем под сенью старых тополей, один из самых уединенных и тихих уголков города.
Фото: Дмитрий Ярощук
А ведь когда-то, в 60-е и 70-е именно этим путем, напрямик через насыпь, пути, рощицы, бегала в комиссаровскую школу ребятня из поселка РТС. Своей школы там никогда не было, а многоэтажное жилье строилось в избытке. Даже учителя ходили на работу этим путем – а зимой скатывались вместе со школьниками на портфелях с насыпи, как с горки. И весело, и быстро!
Эта пора давно канула в лету, много лет как построена дорога на РТС, которая сегодня носит имя летчика Мартемьянова. Дети ездят по ней в другие школы, а даже если ходят в эту – то уж точно не пользуются опасным путем через «железку». Только образы живут. Только воспоминания, которыми делились с нами старожилы.
Эти и другие.
Но каждую страницу истории не распишешь в деталях, мы можем только двигаться дальше, туда, где встретит сверканием куполов дивной красоты комиссаровский храм на взгорье.
Остановись, сделай передышку. Это то место, где ты сможешь набраться сил, если не будешь торопиться. Местные рассказали легенду, что в годы гражданской войны здесь были расквартированы бойцы, сражавшиеся в окрестностях Щегловска с белогвардейцами. Боев именно здесь не происходило, гром сражений звучал в других местах. Но однажды бойцами, среди которых могли быть красноармейцы, а могли быть и партизаны-«роговцы» пришлось возвращаться сюда, потерпев большое поражение. Восстанавливаться, набираться сил среди благодати.
Фото: Дмитрий Ярощук
Чтобы в итоге, конечно, побеждать. Выбивать остатки Белой армии из юного советского города.
Пришло время, и они побеждали. И это уже не легенда. Так и мелькают перед глазами страницы истории, такой разной, которую не стоит делить на темное и светлое. В Кемерово имеются территории с характером. Земля, которая помнит очень много. Вот это она и есть.
Ведь столько всего происходит на дороге. От Комиссарова не исходит чувства монолитной цельности, какое охватывает, когда приезжаешь в бывшие шахтовые поселки – Ягуновский, Пионер и остальные. Он соткан из разного – намерений, интенций, порывов и настроений, из убаюкивающего перестука вагонов и пения ветра в кронах берез, из плеска рыбок в Полесском пруду и хлопания утиных крыльев на Большой Камышной, обрывков музыки, которые доносятся из окон проезжающих по дороге машин, голосов людей, которые иногда спорят о пустом, а иногда спокойно говорят о самом важном.
Фото: Роман Куреляк
Даже название самого крупного на сегодняшний день предприятия, расположенного на территории Комиссарова, кстати, знакомое уху каждого кузбассовца – это компания «Подорожник» – оказывается очень в тему. К слову, располагается «Подорожник» сегодня на площадях бывшего предприятия «Кемерововодавтоматика».
Фото: Роман Куреляк
Были времена, когда именно здесь создавались столь значимые для сельского хозяйства системы орошения полей. Работали и другие предприятия, связанные именно с водохозяйственной тематикой. И у Комиссарова, превратившегося однажды в поселок мелиораторов, куда больше общего с выросшим вокруг станции по ремонту сельхозтехники поселком РТС, чем принято считать.
Начало
…Первые упоминания о деревне Комиссарово в источниках датируются началом 20-го века. Говорится про населенный пункт действительно в связи с событиями гражданской войны. Здесь не только останавливались местные партизаны, но и батальоны регулярной Красной армии.
В двадцатые деревня насчитывала порядка 500 жителей и 82 двора на высоком правом берегу Большой Камышной по обе стороны старого тракта – сегодня улицы Центральной. Уже в то время здесь работали две школы – 1-й ступени и для малограмотных, а также был собственный сельсовет.
Фото: карта окрестностей Щегловска 1924-26 гг геодезического комитета ВСНХ СССР
Что это был за край тогда, нетрудно представить, глядя на карту окрестностей Щегловска 1924–1926 годов. Рядом – старинная деревня Куро-Искитим (она же Плешки) и основанная выходцами оттуда деревенька Давыдовка. Вероятно, происхождение самого Комиссарова аналогичное. Вокруг шумят леса, а на пойменных лугах и в полях – прекрасных пастбищных угодьях – колосятся дикие злаки. Это не угольный край, в отличие от соседних территорий. Но здесь – добрая плодородная земля, и это определяет путь поселения в самом начале и больше чем на полвека закрепляет Комиссарово в сельскохозяйственном статусе.
В 1924-м году деревня Комиссаровка находится в составе Щегловского района, быстро обретает положение. В подчинение местного сельсовета попадают соседние Давыдовка и Плешки.
Раритет на улице Центральной. Старожилы вспоминают, что некогда именно в этом здании размещался Комиссаровский сельсовет – на втором этаже, а на первом — работал местный клуб. Фото: Роман Куреляк
Затем территория врывается в индустриальные тридцатые, эпоху ударного труда. Газетные полосы десятилетия пестрят заметками о передовиках комиссаровских колхозов.
«Первые всходы», «Красный полевод», «Вторая пятилетка». Они перевыполняют планы по севу, по вспашке паров, по уборке зерновых, по заготовке сена для скота. Рабкоры хвалят отлично организованную работу с владельцами единоличных хозяйств, которые также активно и своевременно пополняют урожаем закрома родины.
Фото: газета «Кузбасс», 1932 год
«Весь район должен равняться на Комиссаровский сельсовет», – обьявляет заголовок газеты «Кузбасс» от 1934 года, в том же номере ударному труду комиссаровцев посвящают большой репортаж. Все лето колхозники живут в поле в нескольких километрах от села, к работе приступают в 4-5 утра. В уборочную страду в хорошую погоду комиссаровцы трудятся до 11 вечера и без выходных, жнут, вяжут снопы, скирдуют… В дождь – сидят в шалашах, читают «Сельскую правду» или «Кузбасс». Таковы памятные зарисовки сельских будней.
Фото: газета «Кузбасс», 1932
В числе образцовых Комиссаровский сельсовет оставался долгие годы. Здесь внедряли передовые технологии дойки коров. Успешно преумножали поголовье скота, давали рекорды по сбору овощей.
Напоминает сводки о жизни тех поселков, где каждый день шли в бой за уголь. Только у каждого своя стезя.
Комиссаровцы обеспечивали продовольствием и город, и нужды фронта в военные 40-е. При этом многие колхозники ушли защищать рубежи Родины от фашистских захватчиков, десятки солдат родом отсюда погибли героями.
Облик поселения не менялся практически до самых 1970-х годов. На фрагменте аэрофотосъемки Кемерова в 1964-м Комиссарово – все такой же маленький, всего в сотню-две домов, плотно жмущихся к улице Центральной. Кое-какое жилье появилось на левом берегу Большой Камышной – застраиваются улицы Заречная и Черемушки. А на правом обрастает частными домиками еще одна новая улица – Школьная. И все! Остальные территории по-прежнему укрывают дикий лес и поля.
Вид деревни Комиссарово в 1960-е. Фото: фрагмент аэрофотосъемки города Кемерово 1964 год
Давно уже деревеньку Давыдовку поглотил большой дружный поселок шахты «Пионер», а Плешки – теперь отдельное перспективное поселение. Только Комиссарово живет пока все тем же деревенским укладом. И кажется, будто это не изменится вовек…
За ростом производств
Перемены пришли сюда только вслед за сменой трудового профиля. В Комиссарове стали размещать производственные базы и конторы сельскохозяйственных предприятий – это «мелиораторы» ПМК-1, УПТК и автобаза треста «Мелиоводстрой», Кемеровская ПМК облводхоза, уже упомянутое управление «Кемерововодавтоматика»… Производственники строят для своих работников дома и даже целые кварталы. Открывается уже знакомая нам школа-десятилетка в новом кирпичном здании с нынешнем адресом: Кузнецкий, 262. Деревенька-невеличка стремительно растет.
В середине 1970-х добротные типовые одноэтажки на двух хозяев возводит «Мелиоводстрой»: появляются улицы Лесная (ныне Морозная) и Мелиораторов. Позже аналогичное жилье появится на улицах Лучистой, Палесской и Горной. На Центральной в 1975-м отстроят первое в Комиссарове капитальное двухэтажное здание ведомственного общежития.
1,2. Улица Морозная. Фото: Марина Туманова, 3. Общежитие на улице Центральной с новенькой игровой площадкой. Фото: Дмитрий Ярощук
А в 1980-е многоквартирные трех- и двухэтажные дома для своих рабочих возведет градообразующее предприятие соседнего поселка РТС – «Сельхозтехника». Сегодня это небольшой уютный квартальчик из четырех зданий в переулке Центральном. Это добротное жилье из кирпича с просторными одно-, двух-, трех- и даже четырехкомнатными квартирами, на площади для своих тружеников предприятие не поскупилось.
Фото: Дмитрий Ярощук
Это добротное жилье из кирпича с просторными одно-, двух-, трех- и даже четырехкомнатными квартирами, на площади для своих тружеников предприятие не поскупилось.
Фото: Марина Туманова
Сегодня эту территорию можно назвать сердцем микрорайона: благоустроенные дворы, широкие парковки, розы и гортензии на клумбах.
Фото: Дмитрий Ярощук
Небольшой уютный сквер с цветником и парковыми диванами, созданный силами теруправления и местных предприятий в середине нулевых. Новенький детский городок – радость для ребятни со всей округи, к тому же главная площадка для мероприятий и праздников. А их местные активисты и комиссаровский Совет ветеранов проводят немало в течение всего года. Дух сплоченности, как и в былые времена, здесь крепок во всех поколениях. Вот и порядок, и красоту в этом маленьком оазисе городского комфорта наводят сообща.
Старожилы помнят эти места совсем другими. Рассказывают, как постепенно благоустройство приходило в их квартал, как менялся и хорошел родной микрорайон.
– Первые дома здесь возвели в начале 80-х, стояли они, по сути, на стройплощадке. Кругом были котлованы, закладывали фундаменты уже под новое жилье. И видимо-невидимо шампиньонов росло. Ребятишки утром выйдут, соберут, хозяйки потом жарят-парят их к обеду, – вспоминает жительница переулка Центрального, председатель комиссаровского Совета ветеранов Галина Михайловна Ларионова. – Долгие годы единственной заасфальтированной улицей была Центральная, в 90-е даже не все дороги были отсыпаны гравием, а что уж говорить про наши дворы. Накатанные земляные дороги, грязь, лужи, в лужах гуси, тут же и ребятня резвится: ну точно как в деревне!
Галина Ларионова. Фото: Дмитрий Ярощук
Помнят старый деревянный клуб – очаг культуры с очень контрастной судьбой. Ныне его место занимает построенная в 90-е церковь Сергия Радонежского. Красивый белостенный храм с уютным сквером сегодня тоже выполняет своего рода роль культурного центра. Здесь проходят встречи и концерты к праздничным датам, свои мероприятия проводит клуб «Соотечественники», а каждое 9 мая традиционно выступает ветеранский хор.
Фото: Дмитрий Ярощук
Почти не изменились местные живописные уголки. Комиссаровцы все также любят отдыхать и рыбачить на небольшом уютном прудике на улице Полесской, и на берегах Большой Камышной.
Фото: Роман Куреляк
Река, как отмечают жители, обитаема и жива. Близ мостиков делают запруды бобры, а заросли давно облюбовали утиные семейства… А вокруг все также шумят березняки и сосняки, полные грибов и ягод. Свой естественный притягательный природный колорит Комиссарово не утрачивает по сей день.
Посёлок в посёлке
Предтеча Лесной Поляны – именно так свой тихий, невероятно живописный, ухоженный квартал с основательными кирпичными коттеджами образца 80-х называют жители улицы Монтажников.
Фото: Роман Куреляк
Все потому, что в свое время он должен был стать изюминкой Комиссарова, первым современным жилмассивом уровня вот как раз сегодняшнего города-спутника.
– Территорию чуть больше 4 га в 80-е выделили под постройку жилья для нас, работников «Кемерововодавтоматика», по инициативе тогдашнего руководителя предприятия Александра Петровича Матяша. Предприятие находилось непосредственно в подчинении у Министерства мелиорации и водного хозяйства, все согласования по проекту, строительству и финансированию шли через Москву, – рассказывает старожил квартала Юрий Иванович Астафьев. – Стройка началась в 1985-м. Дома по типовым проектам возводили своими руками. С материалами, помню, было сложно. Чтобы нам, например, цемент дали, целая коллегия собиралась, включая московских специалистов, так же централизованно решалось, сколько досок, гвоздей, кирпича будет предоставлено…
Фото: Роман Куреляк
– А какой проект был замечательный! – подхватывает соседка по улице Нина Александровна Глебова. – В квартале сразу планировали не только городской водопровод провести, но и газ в каждый дом. Предполагалась инфраструктура, заезды в квартал, дороги асфальтированные. На спуске к реке должны были разбить парк с дорожками, клумбами, скамейками и облагороженной набережной…
Фото: Роман Куреляк
То самое место, где планировали разбить парк в квартале по улице Монтажников. Фото: Роман Куреляк
80-е с их планами! Напротив базы «Кемерововодавтоматики» начали строить современный детский сад, даже успели возвести два этажа. Должны были появиться новые магазины вместо старенького сельпо на Центральной, сквер с мемориалом погибшим в годы Великой Отечественной войны, новый клуб, больница, водопровод в каждый дом вместо уличных колонок, телефонная линия… Увы, карты смешала перестройка, затем на страну обрушились девяностые, и блага цивилизации сюда пришли лишь десятилетия спустя.
Улочки Комиссарова в половодье, 1988 год. Большая Камышная разбушевалась не на шутку. У местных жителей такие виды ещё свежи в памяти. Фото: группа ОК «Мы из старого Кемерово»
Вот и жители улицы Монтажников вспоминают, какие разные им довелось пережить периоды. Как они своей крепкой общиной боролись со снегом и бездорожьем, строили водонапорную башню на скважине, чтобы обеспечить квартал водой – городской водопровод здесь появился сравнительно недавно.
А так улица Монтажников выглядит сегодня. Фото: Роман Куреляк
И уникальный даже по меркам города эпизод со строительством настоящего автомобильного моста через реку Большую Камышную здесь случился. Строительство инициировали и профинансировали в нулевые сами жители – вот такие уж тут живут люди, не боящиеся ни трудностей, ни ответственности. Ни тяжелой работы руками – возводили тоже сами. Хотя просуществовал мост по историческим меркам недолго – пример впечатляет.
Фото: Дмитрий Ярощук
Всё и сразу
Сейчас другое время – комплексных решений. Как и в другие микрорайоны Кемерова, сюда приходит современное благоустройство. Улица Центральная была отремонтирована в 2017 году по нацпроекту, приводятся в порядок дворы, устанавливаются детские площадки. Приоритет, как и раньше, индивидуальному жилищному строительству. Комиссарово привлекает все больше новоселов, молодых семей с ребятишками. Именно тех, кто хочет жить на лоне природы, на своей земле.
Улица Центральная, июль 2022-го. Фото: Роман Куреляк
Да, либо переезжать сюда, либо двигаться дальше. Хотя гостеприимный микрорайон окружает душевным теплом, не отпускает. Позволим себе задержаться еще ненадолго, лишь для того, чтобы включить на полную воображение и представить себе время – но не в формате привычной прямой линии. А будто все исторические моменты происходят в одном месте параллельно друг другу.
Увидеть дорогу, по которой возвращаются измученные страшным боем красноармейцы: везут раненых, проклинают врага, загадывают реванш. По ней же едут веселые труженики колхоза: на посевную, поют песни. Выбегает ватага смешных первоклашек конца 60-х: в шутку дерутся портфелями, торопятся на уроки. Мчится на работу в 80-х начальник «Кемерововодавтоматики»: он погружен в мысли о том, как построит для своих сотрудников удивительный «поселок в поселке»: удастся ли? Все ли получится? Он никак не может видеть иномарку, которая скользит совсем рядом, с включенным на полную громкость радио «Европа Плюс»: в ней едет предприниматель 90-х, который только что взял в аренду (а может выкупил) огромную полузаброшенную базу в Комиссарово и готовится развернуть там мощности своего производства.
Фото: Марина Туманова
Естественно, он не видит мамонта. А тем временем и шерстистый гигант тоже шествует по этой дороге в свою доисторическую эпоху.
Момент раскопок фрагмента скелета мамонта на улице Школьной, апрель 2006-го. Фото: архив Кузбасского краеведческого музея
…В апреле 2006-го на размытом вешними водами берегу Большой Камышной близ дороги по улице Школьной обнаружили целый скелет мамонта, а точнее мамонтенка, погибшего в местном топком болотце более 10 тысяч лет назад. Эта находка стала сенсацией, так как был найден первый и единственный подобный образец за всю историю раскопок в КуZбассе.
Фото: Роман Куреляк
…И еще много кто идет и едет. Машина съемочной группы нашего спецпроекта, без сомнения. Наверняка большинству наших читателей случалось проезжать через Комиссарово. Мы все – часть городской истории.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Земля, хранящая тайны
…Ровно за полвека до обнаружения мамонта земля Комиссарова открыла другую тайну. В 1956-м также в обрыве берега реки Большая Камышная был найден череп гигантского оленя с огромными ветвистыми рогами. Представитель фауны позднего плейстоцена (2,5 миллиона – 11 тысяч лет назад) пролежал в земле более 10 тысяч лет.
Последняя родина героя
В поселке Комиссарово жил Николай Шорников. Так вышло, что после многих переездов именно эта территория стала последней малой родиной семьи героя Афганской войны (родился Николай в деревне Марчиха – ныне её больше нет на карте нашего региона, а школу оканчивал в поселке Кузбасский – Прим.ред). Отсюда из добротного кирпичного дома Анатолий Петрович и Матрена Герасимовна Шорниковы провожали сына на службу, здесь ждали его возвращения… Здесь получили весть о том, что 11 мая 1980-го Николай, совершив подвиг – взял на себя огонь душманов, прикрывая отход боевых товарищей, – героически погиб. Родительский дом в Комиссарове долгие годы был местом встреч семьи и друзей в памятные даты. На местном кладбище на могиле Николя Шорникова установлен скромный памятник. В Кемерове с 1985-го года имя героя носит улица близ парка Веры Волошиной.
Фото: сайт estafetapokolenij.ru