Марина ТУМАНОВА, Лора НИКИТИНА

Фото: Лора Никитина

Сегодняшний наш дом-герой – старожил правобережья, один из первых комфортабельных многоэтажных домов Кировского района. Этот статный четырехэтажный, архитектурно сложный и нарядный красавец возник здесь еще в середине 1930-х. И появлением своим знаменовал новую строительную эпоху в молодом быстро растущем районе.

Он помнит, как шумели здесь могучие кроны деревьев, как благоухали заросли дикой смородины, как появлялись первые заводские цеха «Прогресса», как неказистые землянки-засыпушки сменяли рубленные добротные дома и как на огромной кипучей стройплощадке близ набережной кировчане возводили его четырех- и пятиэтажных собратьев. И жителей, конечно, – таких активных, деятельных, пышущих здоровым энтузиазмом. Помнит, как они превращали свои дворы в настоящую цветочную сказку, строили спортивные площадки, после заводской смены шумно играли в волейбол. И как старый центр Кировского постепенно приобретал современные черты, как бездорожье и барачный хаос уступал место четко спланированной системе улиц, ухоженным аллеям и площадям.

Ровесник района, свидетель многих исторических вех, хранитель также и своих занимательных тайн. Расскажем обо всем по порядку. Итак, жил-был дом на улице 40 лет Октября, 8…

Район, которого могло не быть

Начало 30-х. Наш город пока по большей части на левом берегу, еще сплошь деревянный, в самом начале пути великих строек. Кипят работы на будущем гиганте Коксохиме, в первых кварталах капитальной застройки – Соцгороде и на Притомском участке, а на грядущую многоэтажность намекают лишь первые каменные трехэтажки жилкооператива «Искра».

Еще свободно дышит могучая Томь, не скованная мостами. Там, ниже по реке, на высоком правом берегу ютятся несколько деревушек – Евсеево, Кемерово, Боровушка. Жизнь идет неторопливо, своим чередом. И шумит дикий березняк, изумрудно-белоствольный, с голубыми озерами-блюдцами, болотцами, душистым разнотравьем, земляничными полянами и зарослями черемухи. Этот прекрасный сонный край еще не знает, что ему суждено дать приют многим тысячам жителей, стать чем-то совершенно экстраординарным. И менее чем за десятилетие превратиться в практически отдельный индустриальный город.

Фото: Государственный архив Кемеровской области

Стремительные перемены начинаются в ноябре 1931-го, когда выходит постановление Совета Труда и обороны о строительстве в Кемеровском районе порохового комбината (он же химкомбинат, комбинат №392, а позже легендарный завод «Прогресс» – прим.авт). Площадку под предприятие определяют на правом берегу в районе деревни Евсеево. И строить начинают практически сразу, год спустя. Работников, завербованных со всей страны, сначала планируют к месту стройки будущего завода-гиганта возить с левого берега. Однако это оказалось не очень удобно, долго и к тому же опасно. Переправ через Томь еще нет, зимой – путь по льду, в теплые сезоны – на лодках. Старожилы вспоминают, что случаи бывали всякие. В общем, строители пошли проверенным в те годы путем, начали сооружать жилища ближе к месту работы. Строили, что попроще, так что близ будущих цехов очень быстро образовалась самостийная нахаловка из землянок-засыпушек.

А уже летом 1933 года правобережный строительный участок Химкобинатстроя обратился в Горсовет за разрешением на строительство на правом берегу Томи Соцгорода ниже Стальмоста (железнодорожный мост к тому моменту уже начали строить – прим.авт) с центром – Кирзавод артели «Кайла и Молот» – ныне территориально это площадка на набережной Кировского района ниже улицы Севастопольской.

В том же году практически одновременно на отведенной территории начинается строительство сразу двух жилых кварталов – аварийного (временного) поселка с деревянными и фибролитовыми домами, и капитального – со зданиями в несколько этажей из кирпича и камня. Участок многогранной застройки получил название поселок «Строителей». Но уже в 1934-м после известных трагических событий – гибели политического деятеля Сергея Мироновича Кирова — его переименовали в поселок имени Кирова. А с образованием новой городской территории он превращается в Кировский район.

Фото: архив музея ПО «Прогресс»

У строителей-кировчан нет практически никакого оборудования, они роют котлованы под фундаменты будущих зданий, заводских цехов, ТЭЦ и водонапорной башни… лопатами, стройматериалы возят на телегах и на высоты поднимают в ручную, не хватает продовольствия, туго с жильем, и ни о каких бытовых благах цивилизации еще не идет и речи, но…

Уже в 1933-м сдаются первые трехэтажные каменные дома (ныне они так и стоят — на улицах Матросова и Потемкина)…

Фото: Константин Наговицын

…дюжина каркасно-засыпных бараков, в нескольких работают столовые и клуб строителей, под начальную школу отводят первый двухэтажный фибролитовый барак. Параллельно строят завод.

1.Дощатые каркасно-засыпные бараки, 1933-37 гг, 2. Первые рубленные двухэтажные многоквартирные дома, 1933-37 гг.. Фото: архив терруправления Кировского района

К 1935-му в поселке построены – более сотни бараков, рубленные двухэтажные многоквартирные дома, строится с десяток кирпичных домов разной этажности. Появились капитальные здания бани, прачечной, школы, водозабор, квасной завод, уже работает телефонная сеть и радиоузел.

Баня на будущей улице Потемкина, 1935 год. Фото: книга И.В. Захаровой «Кемерово: город-сад — Соцгород — город-ансамбль. Градостроительство и архитектура 1910-1950-х годов», 2020 г.

Построен стадион «Химик» (будущий «Кировец») и железнодорожный мост через Томь. Шустрый паровоз возит провизию, стройматериалы и прочее на правый берег, а также и пассажиров от станции «Предкомбинат» до «Правотомской» и обратно. Кировчане трудятся над первым благоустройством, наводят тротуары сначала деревянные, потом песочные и каменные, проводят уличное освещение, высаживают первые декоративные кустарники во дворах, начинают обустраивать свой Горсад, первый Кировский парк – «Заря» (в районе пересечения нынешних улиц Инициативной и Александрова).

Строительство железнодорожного моста через Томь, 1933 год. Фото: ГАКО

Из этого времени родом наш дом-герой, ибо как раз тогда и строился…

Дом московского архитектора

Самый первый (но не единственный) планировочный проект застройки поселка имени Кирова выполнил генеральный проектировщик комбината №392 московский институт Гипроспецхим. Столичные специалисты, очарованные местными рощами, обыграли природный ландшафт и попытались вписать в него будущий соцгородок. Вот он в проекте 1934-го года, многоэтажный, с монументальным Дворцом культуры в центре, роскошной набережной и обрамлением из пушистых зеленых сквериков.

Проект постоянного жилого поселка для работников правобережного химкомбината. Гипроспецхим. Кемеровопроект, 1934 год. Фото: книга И.В. Захаровой «Кемерово: город-сад — Соцгород — город-ансамбль. Градостроительство и архитектура 1910-1950-х годов», 2020 г.

Исторический дом по улице 40 лет Октября, 8 на этом плане, кстати, тоже есть. Виднеется вдалеке, изящной буквой Т. Но это практически единственное историческое свидетельство. Ни проектов дома, ни даже его фотографий былых времен, нам найти, к сожалению, не удалось. Все архивные документы, и по жилстроительству, которое вел завод «Прогресс», в том числе, в свое время были засекречены, и переданы в Москву.

Однако нам все же удалось приблизиться к разгадке, кто, каким и для кого это здание спланировал и запроектировал. Его абсолютного брата-близнеца мы нашли в левобережной части города, во втором квартале Соцгорода на улице Черняховского, 3. Это знакомый не одному поколению кемеровчан – дом с «Розовым магазином», авторства московского техника-инженера Н.Н. Текутова, который в 30-е трудился вместе с другими талантливыми инженерами и архитекторами в проектном бюро Кемеровокомбинатстроя.

Черняховского, 3: 1. парадный фасад, 2-4. внутренний фасад, 3. …в торце зданий некогда располагалась котельная. Фото: Лора Никитина

Два этих дома идентичны и по габаритам, и внешне похожи почти как две капли воды, за вычетом некоторых декоративных элементов. Оба четырехэтажные, выполнены в переходной стилистике – постконструктивизм с легким намеком на обретающую силу неоклассику. Оба имеют магазины в фасадной части, и небольшие пристройки, в которых впервые годы размещались котельные. Одинаковое количество подъездов, лестничных секций… Визуально на фото, к слову, кемеровчане эти дома частенько путают.

40 лет Октября, 8: 1. парадный фасад. Фото: Константин Наговицын, 2,3. внутренний фасад. Фото: Лора Никитина. 4. аналогичная пристройка — бывшая котельная). Фото: Константин Наговицын

– Проектированием отдельных зданий, и жилых, в том числе, в правобережной части города, равно как и на левом берегу занимался Кемеровопроект, – отмечает наш эксперт, доцент КузГТУ, специалист по истории архитектуры Ирина Захарова. – Практика повторного использования проектов для строительства в 30-е годы у нас уже была. Взять хотя бы растиражированный проект четырехэтажного дома Доната Зезина (речь о домах близнецах на Островского, 28, Черняховского, 1 и 5, и Рукавишникова, 14 и 6 – прим.авт). Не исключено, что и проект дома с магазином Текутова был применен не единожды.

Строил дом, как и вообще все в этой части района, правобережный жилкомстрой. ЖКС в последствие стали называть и сам квартал. И в нем наш герой был первым из нарядных, комфортабельных, задавал парадный тон будущей улице 40 лет Октября – одной из главных улиц района.

Дом сдавали очередями. Первой сдали секцию с роскошным магазином в первом этаже из двух отделов. Здесь разместился знаменитый на весь район, а потом и город, текстильный магазин – «Союзтекстильторга» с большим ассортиментом тканей, мехов и готовой одежды (в последующие годы его сменил большой промтоварный, а после знаменитый спортивный магазин «Спартак»).

Фото: Константин Наговицын

Следом ввели в эксплуатацию и вторую часть дома.

«Коммунальный отдел Комбината раздал ордера для занятия квартир к 1 Мая во вновь выстроенном доме №12 на ЖКС.. с парокотельной и магазином», – сообщает весной 1938-го газета «Социалистическая стройка» (первая газета Кировского района, издавать которую начали еще в 1935-м – прим.авт).

В просторные квартиры в несколько комнат со всеми удобствами заезжают первые новоселы. Простые рабочие, ИТР, строители, специалисты будущего завода. Радуются переменам…

…А рядом еще шумит березняк, еще стоят деревянные бараки, а по соседству поднимаются его многоэтажные каменные собратья, жильцы устраивают первые цветники, и во дворах галдит-играет разновозрастная ребятня…

Комнатка для домработницы и маленькая арка

Наша команда не преминула, конечно, побывать в гостях у ровесника района. Он встретил нас прохладой тополей, тягучими ароматами зелени, все такой же благородный и крепкий. Своей монументальностью он удивляет и радует глаз по-прежнему. Большой магазин ныне занимают – продовольственный «Мария-РА» и комиссионка. В помещении последней, к слову, сохранилось много аутентичных элементов, и даже высокие потолки с тягой владельцы оставили как есть.

Фото: Константин Наговицын

– В доме я живу уже 40 лет. Но знаю его намного дольше, – начинает знакомство коренная кировчанка, некогда работница завода «Прогресс», жительницы дома по улице 40 лет Октября,8 Татьяна Петровна Коновалова.- – Я родилась в 46-м, и жили мы тогда на улице Севастопольской, 4 почти по соседству. Ребятишками мы любили здесь играть, прятаться в маленькой арочке этого дома от дождя.

Фото: Константин Наговицын

Арка – первый сюрприз нашего дома-героя. Совсем небольшая, высотой в пару метров всего была в здании изначально и вплоть до конца 80-х. Потом одному из жильцов, рассказывает наша собеседница, пришла в голову мысль превратить её в личный гараж. Сквозной проход заделали (грубая кирпичная кладка «реновации» сегодня очень бросается в глаза). Впоследствии помещение владелец продал, а теперь бывшая арка в пользовании у магазина. У дома-близнеца, к слову, на Черняховского, аналогичный заложенный элемент мы тоже нашли.

1.У заложенного сквозного прохода есть дверь, 2. С другой стороны видна кирпичная кладка заложенной небольшой арочки. Фото: Константин Наговицын

– Была еще и такая практика, причем вообще во всех каменных домах квартала, и на 40 лет Октября, 8, в том числе, в подвалах зданий для жильцов были оборудованы кладовые. Небольшие такие секции, каждая с дверью и замочком, – продолжает делиться занятными коммунально-бытовыми особенностями Татьяна Петровна. – Жильцы хранили там, кто овощи, кто домашнюю скотину. Некоторые держали в таких кладовых свиней. Еще держали коров и лошадей, они летом паслись прямо на набережной, на пологом склоне. А зимой мы с него же, как с горки на санках катались…

В послевоенные годы кировчне крепко взялись за благоустройство района. Во дворах появились турники, спортивные бревна, перекладины для подтягивания, площадки для волейбола, футбола и даже большого тенниса были буквально везде! Днем играла детвора, а вечером спортивно отдыхали пришедшие со смены заводчане. Кировский в те годы вообще считался одним из самых спортивных районов.

Фото: Константин Наговицын

– А уж какие во дворах были клумбы. В 50-е в этот дом переехала семья моего будущего мужа. Свекровь была очень умелым цветоводом. Её балкон всегда благоухал. А во дворе был ещё и большой палисадник, каких там только не было цветов, – вспоминает Татьяна Петровна. – Ухоженным и уютным вообще весь наш квартал был. Просто идеальное место для жизни. Магазины, баня, больницы, садики, ясли, аптеки, ДК, ресторан – все рядышком было.

Фото: Константин Наговицын

…По ходу разговора знакомимся с домом изнутри. Подъезд с тамбурами и двумя входами – черным и парадным (он ныне, увы, не действует). Широкие лестницы из добротного железобетона, металлические перила. Свежо, чисто. О годах здания говорят разве что ветхие оконные рамы с облупившейся краской. Внешне дом время пощадило не настолько щедро.

Фото: Константин Наговицын

Хозяйка приглашает в квартиру. Просторный тамбур с высоченными потолками, несколько дверей – в зал с массивным балконом, в маленькую спаленку, в раздельные удобства и вместительную кухню аж в 11 кв.м.

Фото: Константин Наговицын

А дальше нас ждал еще один сюрприз – крохотная 2×2 метра комнатка, только что кровать со столом поставить, с большим окном!

Фото: Константин Наговицын

– Такие комнатки есть и в других домах, на Севастопольской, например. Предназначались для нянечек, кухарок, кто по хозяйству помогал, – поясняет хозяйка.

Позволить себе помощницу могли, конечно, не все. Хотя бы потому, что большинство семей жили в 30-50-е с подселением. Население района быстро росло, сказывалась нехватка жилья, в кирпичном доме с водопроводом и канализацией люди были рады любому углу. Отдельные квартиры, конечно, давали но только большим руководителям -например завода или строительных организаций. Вот они могли позволить себе и домработницу в апартаментах в 4-5 комнат.

Кто-то за счет маленькой комнатки уже давно добавил кухне площадей. А Татьяна Петровна решила оставить, как есть, сохранила исторический элемент.

– Теплый дом у нас, светлый, здесь много воздуха и спится очень хорошо. Мне даже и в голову ни разу не приходило, уехать из него, – качает головой хозяйка. Вероятно, также как и её соседям. – Костяк жильцов у нас давнишний, новеньких почти нет. В нашем подъезде, разве что пара квартир на верхних этажах с новоселами. А так, здесь люди живут с 50-60 годов. Уже поколения сменились…

Фото: Константин Наговицын

…И все вокруг. И наш дом-герой продолжает следить за этими переменами. Казалось бы, еще вчера такой покинутый и позабытый старый центр, заросший кустарниками, ершистый, неухоженный, сегодня будто рождается заново. Меняется архитектурная эпоха, кипят работы по благоустройству в старой Березовой роще, парочки гуляют в обнимку по ровненькой благоустроенной набережной… А то ли еще будет, то ли район ещё увидит…

Фото: Константин Наговицын

P.S. Кировский район – удивительное, уникальное место в нашем городе. Таит еще много загадок и разных интересных исторических фактов. Знакомство с ним мы непременно продолжим в следующих выпусках проекта #жилбыл_дом . Расскажем и о прочих исторических зданиях районного центра, обязательно заглянем в другие кварталы, на рекордную улицу Рекордную, например, и на 3-й Особый, и про ДК расскажем, и про старый парк «Заря», и про стадион… Ждите!