Марина ТУМАНОВА, Лора НИКИТИНА

Фото: Дмитрий Ярощук

Сегодняшний герой спецпроекта #жилбыл_дом – здание, с которого в Кемерове стартовала эра строительства крупнопанельных домов повышенной этажности. Он без преувеличения первый самый настоящий небоскрёб в нашем городе. Один из тех габаритных великанов, благодаря которым Кемерово выглядит таким ритмичным и живым, а пейзаж его будто пульсирует.

Интересен наш дом-герой ещё и тем, что относится к особой экспериментальной всесоюзной серии, и тем, что для своего времени явился настоящим инженерно-техническим прорывом. Но обо всем по порядку.

Самый высокий

Вот оно, голубовато-перламутровое здание исполинских статей с лоджиями лесенкой, на проспекте Ленина в районе Пионерского бульвара. Ныне дом стал уже настолько привычен взгляду, что без него городской пейзаж и представить сложно. Габаритами наш исторический герой поражает и сегодня, и тем проще представить себе изумление жителей Кемерова 70-х, которые стали свидетелями этой глобальной высотной стройки.

Фото: Дмитрий Ярощук

Масштабное строительство вдоль главной магистрали развернулось в середине 60-х, и уже в начале 70-х от искитимского берега на восток протянулись кварталы ровненьких пятиэтажных параллелепипедов, встали первые панельные 9-этажки с магазинами, парикмахерскими и прочими учреждениями сферы услуг, следом появились и приметные башенки в 12 этажей. А город всё продолжал набирать высоту.

«В будущем, 1973 году строители начнут закладку 16-этажных жилых домов, и первый такой будет возведен на проспекте Ленина рядом с магазином «Автотурист», – делится планами «Комсомолец Кузбасса» в 1972-м. Строители обещают, что в высотках нового типа будут необычные планировки квартир, расширенная квадратура вспомогательных помещений – кухни и коридора, а также увеличится высота этажей по сравнению с домами-предшественниками.

Проспект Ленина ещё без 16-этажки, 1972 год. Фото: Государственный архив Кемеровской области (ГАКО)

Да, первый дом-великан был на слуху, так что момент отложился и в памяти горожан.

– Я приехала в Кемерово учиться в 1972-м, а ровно через год на проспекте Ленина начали котлован рыть под этот дом, и я почти каждый день мимо стройки ходила. Говорили про это здание много, что квартиры там будут улучшенной планировки, потолки повыше, комнаты побольше, чем в хрущевках. Даже по телевизору высотную стройку показывали, – рассказывает кемеровчанка Галина Даунарес. – Символично, что и строили его на пригорке, от которого шла улица Высокая – будущий Пионерский бульвар, и остановка, кстати, рядом с этим домом называлась так же.

Справа строится дом на пр.Ленина, 69. Фото: ГАКО

Своим появлением там, где он есть ныне, наш дом-герой, как отмечает Олег Ражев, заслуженный архитектор России, обязан московскому Гипрогору. Столичные специалисты в те годы разработали генплан Кемерова, а также выполнили проект детальной планировки участка проспекта Ленина от Искитимского моста до Центрального проезда. На пригорке запланировали даже не одну, а две 16-этажки. Доминантам полагалось отмечать одну из самых высоких точек главной магистрали, а также обозначать ось будущего Пионерского бульвара, каскадом широких и просторных лесенок, как предполагал генплан, ниспадающего от проспекта Ленина прямиком к берегу Томи.

Жильё для промышленников

К середине 1970-х планы претворили в жизнь, правда, построили только один дом. Первый 16-этажный коридорного типа, с необычными лоджиями, двумя лифтами, мусоропроводом, посверкивая свежей голубоватой плиточкой, распахнул свои двери для новоселов. А стали ими работники химической промышленности. Дом, утверждают старожилы, строил для своих специалистов «Азот».

– Причем строительство, насколько мне известно, вообще финансировало Министерство минеральных удобрений, – делится бывший азотовец Геннадий Евдокимович. В свое время он успел поработать главным инженером и на самом предприятии, и в той же должности в ГИАП (институте азотной промышленности). – Вот от ГИАП мне в 74-м здесь квартиру и дали. Помню, приехали мы, обустроились, и грянула зима – наша сибирская, с морозами, ветрами. Ох и холодно здесь было поначалу. Мерзли все, и особенно здорово – жильцы квартир, у которых лоджии встык примыкали к лестничным открытым балконам… Было дело – лифт у нас перемерзал даже. Сейчас, конечно, всё по-другому. Лоджии давно остеклили, балкон утеплили. Комфортно живем, хорошо.

16-этажка в районе Пионерского бульвара, 1977 год. Фото: ГАКО

– Мой муж рыл котлован под этот дом, – рассказывает другая жительница дома Людмила Жукова. – Он работал в свое время в СМУ-2 «Азота» экскаваторщиком. От предприятия здесь почти до самого конца 80-х давали жилье, мы заехали в 84-м. Застали хорошие времена. Дом почти новый был, среди жильцов много семей с ребятишками, люди почтенного возраста. Соседи друг друга знали все, дружили. Да и место приятное, удобное – в центре города, магазины рядом, цирк, красивый бульвар, остановка так вообще у самого дома. А вот в 90-е такое расположение с нами злую шутку сыграло. Дом превратился в проходной двор, внутри всё в упадок пришло. Облезлые стены, разбитые двери, раскрошившийся бетон на полу, запах злачный. В нулевые в подъезде и ребятишки интернатовские ночевали, и бомжи, и наркоманы. Ну что говорить, жутко было.

Сегодня, конечно, в 16-этажке на проспекте Ленина, 69 атмосфера совсем иная. Дом вернулся к былому уюту и благополучию благодаря совместным усилиям жильцов и УК. На первом этаже встречает аккуратная вежливая консьержка, в подъезде чисто, светло. Всё современное оснащение – от видеонаблюдения до системы пожарной безопасности и кнопки экстренного вызова полиции – в наличии. А на этажах кое-где даже цветы в горшочках.

Фото: Дмитрий Ярощук

Впрочем, не только работникам «Азота» давали здесь жилье в прежние годы.

– Квартиру в 16-этажке дали моему отцу в 1976-м, он служил в Центральном райвоенкомате, – рассказывает другой жилец Игорь Пожидаев. – Но я новоселье не застал, увы, в 1975-м уехал по распределению служить в Татарск. Так что оценил первый 16-этажный чуть позже, когда в отпуск приезжал. За границей к тому времени было уже полным-полно высоток, я к ним привык. Но этот дом мне с первого взгляда понравился! И порадовало, конечно, что такие небоскребы начали строить и у нас. Не отстаем, значит. В 94-м вернулся в Кемерово и поселился в нем насовсем. Панорамой из окон до сих пор любуюсь каждый день! У меня квартира на 11-м этаже, а оттуда такие виды открываются на город – дух захватывает.

Фото: Дмитрий Ярощук

…А в 1970-е, только представьте, Кемерово отсюда и вовсе был весь как на ладони. Жители воочию наблюдали, как строится и растет их родной город. Могли разглядеть кварталы старого центра вплоть до здания железнодорожного вокзала, найти главную площадь с её величественным ансамблем, полюбоваться новостройками проспекта Ленина и уже обжитым уголком в районе телецентра, проследить, как застраиваются просторы будущего Ленинского района, как поднимаются на пригорках близ улицы Волгоградской и на Октябрьском проспекте ещё три аналогичных дома-великана.

1.Пр.Ленина, 69 в 2021-м… Фото: Дмитрий Ярощук, 2. Тот же 16-этажный дом в конце 1970-х. Фото: ГАКО

16-этажки Ленинского района…

…появились буквально вслед за первенцем. Сначала – две высотки на проспекте Ленина, 119 и 121, близ второго универсама. Именно эти дома, к слову, в 80-е пользовались у кемеровчан огромной популярностью, как лучшие смотровые площадки. Народ сюда, говорят старожилы, даже из Кировского и Рудничного районов приезжал полюбоваться городскими просторами с высоты.

Фото: Дмитрий Ярощук

Два дома-близнеца помимо прочего были своеобразными вратами в новый Кемерово тех лет, где главная магистраль становилась шире, выше и передавала эстафету большому красивому бульвару Строителей. А еще они стали первыми 16-этажками данной серии с новыми фасадами. Более интересный проект внешнего оформления в виде пилонов и выпуклых, как бы волнистых лоджий выполнил кемеровский архитектор Юрий Голубятников. И с аналогичным декором строили уже последующие дома.

Проспект Ленина, 119 и 121, конец 1970-х — начало 1980-х. Фото: ГАКО

В конце 1970-х еще одна 16-этажка поднялась на возвышенность на Октябрьском проспекте. И, сколько бы их ни строилось в городе, дома-великаны особенно впечатляли ребятишек.

Пр.Октябрьский, 67, 1982 год. Фото: ГАКО

– Я рос в малоэтажной части Кировского района, а на Октябрьский, 67 частенько приезжал к родственникам, на летних каникулах мог месяцами гостить. Монструозный исполин производил на меня неизгладимое впечатление, – рассказывает кемеровчанин Борис Завалов. – Во-первых, из-за лифтов, один из которых, большой грузопассажирский, был отключен почти всё время и не имел своей кнопки вызова. Включали его исключительно чтобы перевозить мебель, бытовую технику и прочие габаритные и тяжелые грузы. И это событие меня, мальчишку, несказанно радовало. Далее – просто огроменных размеров лоджии (у каждой комнаты и кухни), на которых можно было разместить двуспальную кровать и спать там летом или загорать, относительно высокие – в 2,6 метра – потолки, кухня в сравнении с хрущевкой просто гигантской казалась, раздельный санузел, встроенные шкафчики. На этажах – клапаны подпора воздуха для пожарной сигнализации, пожарные рукава, а чего стоят мусоропровод в отдельном тамбуре и незадымляемая лестница с проходом через подъездную лоджию… Даже по меркам 90-х и нулевых эти дома были одними из самых необычных, а для конца 60-х – начала 70-х так и вовсе вершина инженерно-технического прогресса, – считает наш собеседник.

Фото: Дмитрий Ярощук

К слову, именно благодаря этому высотному дому он увлекся изучением истории зданий-колоссов (и вообще архитектурно необычных домов Кемерова) и пролил свет на любопытный факт, что это за проект и для каких регионов он разрабатывался:

– Первые 16-этажки, которые у нас появились, – это экспериментальная модификация 464-й серии панельных домов. Разрабатывались они для регионов с повышенной сейсмической активностью (до 8 баллов). Первые экспериментальные 16-этажки начали строить в сейсмоактивном Владивостоке, затем аналогичные дома появились также в Воронеже, Днепре и в Кемерове. Причем наши 16-этажки, как по мне, имеют самые красивые и стильные фасады благодаря усилиям архитекторов. А канонический вид у этих зданий-колоссов довольно простой – лесенкой, у нас воплощен только на одном доме – на проспекте Ленина, 69.

16-этажка на пр.Московском,13 и вид из неё на окрестности. Фото: Дмитрий Ярощук

В 1980-х в Кемерове экспериментальные сейсмоустойчивые 16-этажки появились также на Московском проспекте и на бульваре Строителей. Последние из плеяды – сегодня одни из самых примечательных. Радуют глаз своими обновленными яркими фасадами.

Фото: Дмитрий Ярощук

В те же годы в Кемерове планировали построить ещё два аналогичных дома – в районе бывшего кинотеатра «Аврора» и на Комсомольском проспекте, но в силу грянувших экономических перемен этого не случилось. Крупнопанельные дома повышенной этажности 64-й серии уступили место новым сериям и типам, в каком-то смысле подтолкнули развитие современного высотного домостроения, которое и по уровню комфортабельности, и по архитектуре сегодня шагнуло уже намного дальше своих типовых, но все-таки таких необычных предшественников.

Фото: Дмитрий Ярощук

ЛЕГЕНДЫ 16-ЭТАЖЕК

Боялись, что не достроят

Дом на проспекте Ленина, 69 чуть было не стал долгостроем. Старожилы вспоминают, что был такой момент, когда работы на 16-этажке встали на неприлично долгий срок. Проблема была то ли в несвоевременной поставке материалов и комплектующих, то ли в организации строительных работ – мнения бытуют разные. Простои на стройках в силу производственных причин в те годы случались, из-за чего дома сдавали позже намеченных сроков. А вот с 16-этажкой, как казалось горожанам, всё могло быть куда серьезнее… Очень они переживали, что первый самый высокий дом и вовсе не построят. К счастью, опасения не сбылись. Стройку возобновили, возвели 16-этажку, и вот она стоит уже больше 40 лет.

Здание дало усадку…

У 16-этажки на пр. Октябрьском, 67 есть такая байка. Дом построили в конце 1970-х – начале 1980-х, сдали, заселили. И вдруг какое-то время спустя у высотки лопнула внешняя плита. Трещина пошла, как рассказывают старожилы, из-за усадки дома, была довольно серьезной. Настолько, что половину жильцов вообще пришлось на время ремонта переселить в другое жилье. В итоге трещину заделали, плиту укрепили. И жильцы вернулись в свои квартиры. Всё прошло без последствий. Знающие, правда, утверждают, что видимый след инцидент все-таки оставил, и его можно увидеть якобы на левом торце здания в районе третьего этажа.