Марина ТУМАНОВА, Лора НИКИТИНА
Фото: Марина Туманова
Новый герой спецпроекта #жилбыл_дом – самое настоящее олицетворение пересечения разных домостроительных эпох. Построено здание по проекту раннего послевоенного времени, но в шестидесятые, когда в Кемерове массово возводились уже не только кирпичные дома нового типа, но и первые крупнопанельные. Наслоение времён проявляется во внутренних элементах здания, устройстве быта и даже в материалах стен. Да и стоит приметная сталинка в довольно занятном уголке малоэтажных домов пополам с хрущёвками, будто своеобразный архитектурный водораздел эпох.
…Итак, сегодня предлагаем окунуться в вехи прошлого и настоящего дома с адресом: улица Рукавишникова, 39.
Наш исторический герой расположился недалеко от вокзала, в самом центре небольшого квартала в границах проспектов Кузнецкого и Ленина и улиц Рукавишникова и Сарыгина. В очень атмосферном месте, преисполненном духом разных лет. Вид на статную трехэтажку ныне открывается только с улицы Рукавишникова. Дом маячит острым уголком крыши из-за зарослей вихрастых кленов и фасадов уютных приземистых двухэтажек.
Фото: Марина Туманова
Но стоит свернуть в просторный парадный двор, как в глаза моментально бросается масштаб здания. Габаритный дом возвышается почти вровень с окрестными пятиэтажками. Стоит себе в тишине, украшенный прозрачными бликами солнца сквозь золото и багрянец листвы. И будто дремлет и, быть может, даже видит сны. О временах, когда у его стен благоухали клумбы в маленьком уютном парке и улица Тобольская (ныне Рукавишникова) принимала благообразный вид под сенью молоденьких берез. Когда раздавались голоса малышей из садика по соседству. Когда поблизости росли его современные дома-соседи. О днях, когда он сам был украшением одного из благоустроенных островков в привокзалье.
Фото: Роман Куреляк
Многоэтажный центр у вокзала
История небольшого квартала, где расположился наш дом-герой, начинается в послевоенные годы с возобновления капитальной застройки улицы Магистральной (ныне пр. Ленина). По четной ее стороне ровными рядами уже выстроились стандартные двухэтажки, наследники соцгорода 30-х Эрнста Мая – одного из первых оплотов городской цивилизации Кемерова. А вот нечетная сторона еще сплошь усеяна частными домишками, усадьбами и избенками. Капитального здесь не было ничего от слова «совсем», и застраивать кварталы нужно было с нуля.
Удивительное, верно, это было зрелище – по одну сторону широкой магистрали город с четкой планировкой улиц, с бульваром, первыми тротуарами и асфальтом. А по другую – добрая живая деревенька с витиеватыми узкими дорожками и цветущими садами за деревянными заборчиками.
Проект планировки Вокзальной магистрали Р.О. Загнера Новосибирского отделения Горстройпроекта, 1936 г. Фото: книга И.В. Захаровой «Кемерово: город-сад, соцгород, город-ансамбль…»
Впрочем, этого контрастного вида могло бы и не быть, реализуй градостроители в конце 1930-х – начале 1940-х намеченные относительно главной транспортной артерии планы.
Согласно довоенному проекту застройки, именно Магистральной улице, а не Советскому проспекту, как пишет наш эксперт Ирина Захарова в книге «Кемерово: город-сад, соцгород, город-ансамбль…», отводилась тогда роль главной улицы города. И именно ее должен был украсить парадный «линейный неоклассический ансамбль», состоящий из кварталов высотных домов.
Широкой полосой магистраль простиралась от вокзала на восток. Пересечения с поперечными улицами венчали просторные площади и скверы с обелисками, скульптурами и фонтанами, как значится, например, в проекте планировки Вокзальной магистрали инженера-архитектора Р.О. Загнера Новосибирского отделения Горстройпроекта от 1936 года (на фото вверху). Характер и настроение привокзалья планировались тогда совсем иными. И место здания Рукавишникова, 39 сегодня вполне мог бы занимать какой-нибудь колосс в 7-10 этажей…
На вторых ролях
Но планам этим сбыться было не суждено. Уже в предвоенные годы титульные ансамбли начали оформляться на Притомском участке и в районе Советской улицы (ныне проспекта), которая впоследствии и взяла на себя «функцию композиционной оси парадной планировки центра» города.
Магистральная же хоть и сохранила статус самой широкой и важной транспортной артерии, но получила роль второго плана и куда более скромные масштабы застройки. Впрочем, застройки нарядной, местами авторской и ничуть не лишенной своего самобытного очарования.
Улица Магистральная, 1960-е. Фото: архив Геннадия Юрова
Планировку привокзальных кварталов от Кузнецкого проспекта до улицы Дзержинского в послевоенные годы выполнила бригада Гипрогора. Застраивались они в основном двух- и трехэтажными домами по типовым проектам, разработанным государственными проектными мастерскими и решенным в стилистике неоклассицизма.
Стройка жилмассива для промышленников, угольщиков и транспортников закипела во второй половине сороковых. Нарядные светлые двухэтажки росли вдоль широкой Магистральной, Тобольской и Чкалова. Постепенно прикрывали собой неприглядные бараки из 30-х и неказистый деревянный частник. Но за аккуратными фасадами малоэтажного новостроя дела шли не так бодро и дружно.
Вот и небольшой квартал нашего дома-героя в эпоху активных ударных строек вошел лишь на рубеже 50-х – 60-х годов. Трехэтажный красавец с нынешним адресом Рукавишникова, 39 стал первой ласточкой совместных строительных трудов работников железной дороги.
Фото: Марина Туманова
Проект популярной серии
К концу 1950-х Томская железная дорога (к которой в те годы относилось и кемеровское железнодорожное хозяйство) окончательно определилась с проектом нового вокзала. В 1960-е строительство стартовало. А почти одновременно с ним поблизости начали возводить и жилье для работников железной дороги. Со временем здесь сформируется целый небольшой железнодорожный квартальчик из пяти домов. В их числе будет и наш исторический герой.
Вид на квартал от строящегося вокзала, 1962 год. Справа дома-близнецы нашего героя с адресами пр. Кузнецкий, 90 и 92. В глубине едва различимый виднеется и сам Рукавишникова, 39. Фото: Государственный архив Кемеровской области
– Это в прямом смысле наш дом, потому что строили мы его для себя и своими руками. Строили хозспособом – из чего и как придется. Вот на третий этаж, например, кирпича не хватило, собрали его из шлакоблоков, – рассказывает почетный железнодорожник, на станции «Кемерово-Сортировочная» она отработала 40 лет, старожил дома на ул. Рукавишникова, 39 Зинаида Петровна Каблукова. – Работали на совесть, не халтурили, старались придерживаться проекта. А он был просто замечательный!
Трехэтажный дом из кирпича, со стенами толщиной под 80 см, вместительным подвалом, благоустроенными двух-, трех- и четырехкомнатными квартирами с центральным отоплением, канализацией и водопроводом. На первом этаже предусматривались просторные помещения под магазины с эстетичными входами со стороны парадного фасада. С внутреннего двора входы в подъезды украшали симпатичные арочки. Этот необычный элемент и сегодня привлекает внимание. На 2-м и 3-м этажах помещения с арками примыкают к квартирам, и, по сути, это предтечи лоджий родом из 40-х.
Фото: Роман Куреляк
Реализовать собственноручно кемеровским железнодорожникам в 1960-м довелось здание серии 1-204-6.
Проект 204-6. Гипрогор, 1948 год. Автор: А.Ю. Заболотная. Фото: «Архитектура и строительство», 1949 г.
Типовой проект для Гипрогора еще в 1948 году разработала известный ленинградский архитектор Алиса Юльевна Заболотная. Она в числе прочего после войны принимала активное участие в восстановлении разрушенных памятников архитектуры в столицах, работала в мастерской легендарного зодчего Алексея Викторовича Щусева и вместе с архитектором трудилась над созданием парадной станции метро «Комсомольская-кольцевая» и завершала эту работу после смерти автора в 1949-м.
Всесоюзная серия типовых домов авторства Заболотной актуальна была аж до самого конца 80-х. По всему Союзу построены сотни таких зданий. Многие по сей день выглядят весьма неплохо и по-прежнему украшают улицы, центральные в том числе, в составе парадных ансамблей.
Дом серии 1-204-6 на улице Железнодорожников в Казани, 1956 год постройки. Фото: сайт photobuildings.com
В Кемерове, к слову, у нашего дома-героя тоже есть несколько близнецов. Например, дом по адресу Белозерная, 15 постройки 1957 года (внизу на фото) в ж.р. Ягуновский, который как раз украшает одну из титульных улиц бывшего шахтового поселка.
Белозерная, 15, 1957 год постройки. Фото: Константин Наговицын
А два аналогичных дома с адресами пр. Кузнецкий, 90 и 92, которые строились для работников Гормолзавода, вообще стоят почти в том же самом квартале.
В гостях у дома железнодорожников
Вплоть до 90-х годов наш дом-герой оставался исключительно железнодорожным. И даже в те годы, пока здание находилось в ведомстве ЗСЖД, сотрудникам продолжали давать в нем квартиры по очереди. Сегодня костяк обитателей сменился уже практически полностью. Но, к чести современных жильцов, многие с историей дома знакомы. А кому-то даже повезло лично застать ряд исторических вех и трансформаций нашего героя.
Фото: Роман Куреляк
– Заехали с семьей сюда в 1993-м и еще застали красивый мини-парк в парадном дворе перед домом со стороны Рукавишникова. Мы, жильцы, сами за ним и ухаживали, выходили на субботники. Клумбы, аллейки небольшие, лавочки здесь были. Во внутреннем дворе была агитплощадка, где, как старожилы нам рассказывали, в прежние годы даже концерты устраивали, и высоченные густые старые тополя росли, – делится председатель ТСЖ «Рукавишникова 39»Александр Ващилов.
Многие застали и железнодорожную поликлинику, которая работала в доме с 1970-х. Масштабное медучреждение в числе прочего имело собственный диагностический блок и стоматологию. Врачебные кабинеты размещались на первом этаже, в пристройке, которую сделали специально для больницы, и еще в нескольких квартирах на разных этажах.
Фото: Роман Куреляк
До больницы, к слову, первый этаж занимал железнодорожный магазин, где работники покупали вещи в кредит, затем несколько лет работал военторг. После того как поликлиника переехала в новое здание, освободившиеся площади отошли железнодорожной санэпидемстанции и НГЧ (хозяйственно-эксплуатационному подразделению ЗСЖД). Сегодня же почти весь первый этаж с пристройкой занимает центр военной спецподготовки молодежи «Витязь», а в части помещений размещается клуб по месту жительства.
Пристройка. Фото: Роман Куреляк
Шумным, густонаселенным и очень престижным вспоминают дом старожилы 60-х и 70-х. Это сегодня здесь всего 18 квартир и жильцов можно по пальцам пересчитать. А как минимум пару десятков лет здесь были сплошь коммуналки. На несколько хозяев давали не только квартиру, но иной раз даже и комнату делили на несколько койко-мест. Причем с подселением здесь жили абсолютно все, включая руководителей.
– Нам дали квартиру на двух хозяев в 71-м. Рядом поселилась работница вокзала с домочадцами. Так и жили дружным коллективом. Их семья в шесть человек и нас трое: я, сын и супруг, – вспоминает Зинаида Петровна Каблукова.
Сегодня она единственная полноправная хозяйка просторной двухкомнатной с высокими потолками, вместительной прихожей, большой кухней, лоджией с окошками-арочками. Прежние соседи давно переехали в своё отдельное жилье.
Фото: Роман Куреляк
О временах коммуналки ныне напоминает только необычная ниша в коридоре (внизу на фото), в которой некогда была общая гардеробная, да дымоход от печки.
Фото: Роман Куреляк
По сути, печи в доме с центральным отоплением были в 60-е уже не нужны. Но всё-таки рачительные железнодорожники от проекта решили не отступать и построили их. Функционировал «девайс» предыдущих домостроительных эпох как положено, а в подвале дома даже были небольшие кладовые для хранения дров и угля.
Да, вот такая строительная причуда. И все удобства на месте, и пироги с караваями – из печи.
Исторический, но современный
Имеется у дома на Рукавишникова и другая изюминка. Среди прочих благ цивилизации здесь есть свое бомбоубежище! До недавнего времени действовал и отдельный аварийный вентиляционный выход на улицу. Бетонное строение ныне, увы, стоит в руинах. А вот за помещениями самого бомбоубежища в доме следят до сих пор.
Вход в убежище с аутентичной дверью и ухоженные помещения. Фото: Роман Куреляк
– Сами откачали воду (грунтовые там поднимаются периодически местами), просушили, засыпали полы щебнем, побелили стены, – поделился председатель ТСЖ «Рукавишникова 39» во время нашей небольшой импровизированной экскурсии по дому. Убедились лично: состояние убежища и впрямь приличное.
В подвальных помещениях в другой части дома, к слову, и вовсе выполнен полный ремонт под офисы. Ныне здесь располагается контора ТСЖ. Все удобства, включая опрятные уборные и просторную дворницкую с кладовой, где хранится инвентарь и разное нужное, – в наличии.
Фото: Роман Куреляк
Сам дом тоже не бедствует. За последние годы его уже практически полностью обновили силами товарищества жильцов. Отремонтировали подъезды, заменили инженерные коммуникации, разводку, установили новые распределительные шкафы и электрощиты, отопительную систему с температурным регулированием под погоду, шлагбаум, камеры видеонаблюдения, постепенно меняют отслужившие свое трубы и стояки. И вот фасад очень ждет обновления.
Фото: Роман Куреляк
Силами ТСЖ облагородили и придомовую территорию. На смену пышнокронным старым тополям, которые своей буйной зеленью заслоняли солнышко, давно пришел культурный палисадник – ивы, рябинки, сирень, садовые цветы на клумбах. Внутренний двор превратился в уютный тихий уголок…
Фото: Марина Туманова
…Домостроительные эпохи здесь по-прежнему продолжают сменять друг друга. И сегодня историческое здание – вполне себе современное жилье. Но что особенно отрадно – нынешние жильцы, как и их предшественники, свой дом очень любят и заботятся о нем, следуя традициям его трудолюбивых создателей.
Фото: Роман Куреляк