Марина ТУМАНОВА, Лора НИКИТИНА

Фото: Дмитрий Ярощук

Сегодняшний герой спецпроекта «Жил-был дом» родом из 1933 года. Он один из очень немногих сохранившихся домов-старожилов исторического квартала Соцгород – первого благоустроенного в привокзальной части. Отсюда шагнёт на восток самая широкая магистраль и обеспечит развитие жилой части в Заискитимье, здесь появится самое первое здание города с элементами неоклассики, и широкий красивый бульвар, и универмаг из стекла и камня – тоже одни из первых в молодом Кемерове.

Этот квартал, застроенный десятками ровненьких стандартных двухэтажек, будет уже в начале тридцатых походить на небольшой, но именно городской район. Логичный, чёткий, структурированный, большинство объектов которого появится в соответствии с планировочными проектами.

Лишь одно здание возникнет здесь скорее случайно и будто в одночасье – дом ИТР на Жуковского, 3. Ему суждено стать одним из самых приметных и необычных по архитектуре в этом квартале, дожить до наших дней и поведать свою историю.

Первый городской квартал

Работы по освоению приличных размеров площади между современными Кузнецким проспектом и улицей Черняховского по обе стороны Коммунистической начали в 1931-м. За основу была взята утвержденная в том же году планировочная схема немецкого архитектора Эрнста Мая. В соответствии с проектом была проведена разбивка улиц (будущих Володарского, Рукавишникова и Чкалова), на карте города появилась главная планировочная ось – улица Магистральная (будущий проспект Ленина), железнодорожная линия была перенесена ближе к Кузнецкому проспекту, начата прокладка инженерных коммуникаций.

Строительство здесь грянуло тоже сразу. Правда, оказалось оно совсем не таким, как планировал Май (подробнее об этом, а также об истории и развитии квартала Соцгород в разные годы мы расскажем отдельно в одном из выпусков спецпроекта «Жить здесь»).

Немецкий архитектор уже в начале 30-х видел наш город многоэтажным, начиная с самого первого квартала Соцгорода. Но всё-таки застраивать его решили зданиями попроще, пониже и поскромнее, что, конечно, повлияло на темпы строительства.

Первые каменные дома Соцгорода (два слева – стоят по сей день) и первый сквер, 1933 год. Фото: Государственный архив Кемеровской области

В считаные годы десятки жилых зданий встали здесь параллельными рядами, вытянутыми строго с юга на север. Это были двухэтажные деревянные дома коридорного типа и двухсекционные кирпичные здания по типовым проектам стандартных домов, разработанным в 1929 году Цекомбанком (Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства был создан в СССР в 1925-м для финансирования строительства новых городов, имел при себе специальное проектно-планировочное бюро с иностранными специалистами. – Прим. ред.) для массового строительства. В последних, к слову, были хоть и небольшие, но вполне уютные по тем временам двухкомнатные квартиры с кухнями и помещениями под санузлы.

Строительство в квартале в начале 1930-х вели несколько организаций, в том числе Кемжилстрой и его молодежные комсомольские бригады, а также Цинкстрой – работники будущего цинкового завода, которые кроме жилья возводили в Соцгороде ещё и свой детский садик с яслями. Соответственно и новоселами квартала должны были стать труженики города: прибывающие в Щегловск разнопрофильные специалисты, врачи, учителя, строители, техническая интеллигенция и промышленники.

Вид на Соцгород от будущего ДК «Москва», 1936-год. Слева строятся дома на Черняховского. Фото: ГАКО

Что до нашего исторического героя – дома на Жуковского, 3, – его в первом квартале Соцгорода ни Эрнст Май, ни коллеги в Цекомбанке совершенно не планировали, о строительстве этого объекта даже речи не шло…

Дома специалистов

…Но всё изменилось в марте 1932-го, когда Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) выпустили постановление «О постройке домов для специалистов» с 3- и 4-комнатными квартирами с полезной жилой площадью в 47 и 65 квадратов соответственно, с кухнями, ванными и уборными. Это было более комфортабельное жилье, которое предназначалось для «ученых, инженеров и техников… граждан, работающих в различных предприятиях, учебных заведениях и учреждениях» Советского Союза. Зачем это было нужно – понятно. Привлечь и удержать высококвалифицированные кадры и ИТР.

Деньги на строительство домов для специалистов выделяло государство. Возвести такое жилье должны были, согласно постановлению, в 64 городах страны. Вот только Кемерово среди них изначально не значился.

А между тем такие дома – да хотя бы один – были нам ой как нужны. Специалисты ехали к нам со всего Союза строить шахты и заводы, ТЭЦ и новые городские кварталы, масштабные объекты соцкультбыта, поднимать образование и медицину и прочее, прочее, прочее. В течение года только инженерно-технических работников к нам прибыло порядка тысячи человек!

Поэтому в мае 1932-го Кемеровский горсовет через Запсибкрайком обращается с просьбой включить Кемерово в список городов, где планируется строительство домов для специалистов, и обязуется полностью построить такое жилье в этом же (!) году. На что получает добро.

Будущий центр города (район пересечения пр.Советского с ул.Красной), на заднем плане — строящиеся 4-этажные дома ТЭЦ, 1933 г. Фото: ГАКО

Первоначально строить дом ИТР планировали в районе будущего Советского проспекта ближе к домам ТЭЦ на Притомском участке. Здание на 100 квартир (трех- и двухкомнатных) должно было быть 4-этажным, с центральным отоплением, вентиляцией, водопроводом, канализацией, ванной и душем в каждой квартире. Также при доме предусматривались столовая и красный уголок.

Фото: газета «Кузбасс», 1932 год

Строительство дома для специалистов начали тем же летом, да. Вот только не близ Притомского участка, а в первом квартале Соцгорода по соседству с ровными рядами стандартных двухэтажек. А уже осенью страницы газеты «Кузбасс» пестрели заметками о том, как молодые каменщики (и каменщицы) комсомольских отрядов Кемжилстроя «ведут кирпичную кладку первого этажа дома ИТР». И не просто ведут, а обязуются к празднованию 15-летия Великой Октябрьской революции (7 ноября 1932-го) завершить второй этаж и приступить к устройству фермы и крыши здания.

Фото: фрагмент топографического плана г.Кемерово 1932-34 гг.

Элитное жильё для ИТР

Свои обязательства молодые строители, к слову, выполнили. Коробка двухэтажного 16-квартирного кирпичного дома специалистов к зиме уже была готова. А вот он на архивном фото осенью 1933-го, П-образный, свежеоштукатуренный, с просторным двориком-курдонером. Готов принимать новоселов.

Фото: Государственный архив Кемеровской области

А им помимо необычной внешней формы дома было чему подивиться и внутри. Ну, балконы, само собой, в Кемерове начала 1930-х пока ещё очень большая роскошь, отдельные трехкомнатные квартиры с кухней, удобствами и двумя входами – парадным во двор-курдонер и черным с обратной стороны дома. Ряд помещений общего быта в центральной трехэтажной части дома. Но больше всего удивляли лесенки, которые прямо из зала квартир вели на второй этаж к двум небольшим спальням.

То есть это сблокированный из двухуровневых квартир с отдельными входами дом, типологически близкий, как отмечает наш эксперт Ирина Захарова, к застройке периода АИК «Кузбасс». А значит, и к тем самым домам, которые разрабатывал голландский архитектор Ван Лохем. Его проекты, по сути, открыли для Кемерова новый вид жилья – таунхаусы, стали их предтечами.

Больше того, внутреннее устройство Жуковского, 3 ещё и очень напоминает описание дома для специалистов, который был в 1920-е годы построен в поселке Нижняя Колония.

«В каменном двухэтажном доме жили американские специалисты. Квартиры в нем были благоустроенные, с отдельными выходами на улицу: один – из коридора, второй – из кухни. Лестница вела в две спальни, и там были ванная и туалет», – ранее мы уже приводили эти воспоминания старожила первого поселка коксохима Нины Трофимовны Мальцевой в очерке спецпроекта «Жить здесь». Ей довелось пожить в этом доме в 1950-е, но уже по уплотненному принципу – уютные трехкомнатные превратились в коммуналки. И не исключено, что в левобережье Кемерова таких домов было несколько.

… Увы, все они уже давно снесены. Кроме одного, каким-то чудом дожившего до современной эпохи, – нашего героя, дома ИТР в Соцгороде.

Фото: Марина Туманова

И, к слову, в числе его первых жильцов были и участники АИК «Кузбасс», которые остались жить и работать в Кемерове. Например, почти сразу после сдачи квартиру здесь получила семья Роя Андреевича Опалича – бывшего аиковца-шахтера, а позже одного из специалистов Кемеровокомбинатстроя. Организации, в ведомстве которой с 1933 года находилось всё городское строительство, и Соцгорода в том числе.

Стараниями специалистов проектного отдела ККС – Кемпроекта – в 1934-м здесь появится один из первых каменных универмагов с высокими окнами-витринами, роскошный Деловой клуб (ул. Володарского, 11) в два этажа с кинозалом, библиотекой, бильярдной и столовой. Первое в городе здание с элементами новой классики в оформлении. Благодаря ему соцгородок станет центром притяжения творческой и технической интеллигенции.

Деловой клуб, 1934 год (ныне здание с адресом Володарского,11). Фото: ГАКО

Здесь, в Деловом клубе, собирались Лаврентий Донбай, Донат Зезин, Владимир Цабель, Николай Текутов, Андрей Полянский и другие молодые талантливые инженеры и архитекторы. Делились идеями, обсуждали градостроительные планы, возведение первой в городе комфортабельной гостиницы «Томь», здания звукового кино, стилистику городских ансамблей. До поздней ночи, бывало, горели окна бильярдного зала клуба.

«Их было отлично видно из нашей квартиры в доме спецов, – вспоминал архитектор Горпроекта Анатолий Опалич. – Я высматривал отца по окнам в бильярдной. Если свет горел, значит, они ещё были в клубе, ещё вершили архитектурные судьбы города…»

Фото дома ИТР из архивов семьи Опаличей. Второй слева мальчуган — Анатолий Опалич, 1930-е. Фото: архив музея-заповедника «Красная горка»

Это, пожалуй, единственное воспоминание о доме ИТР из далеких 30-х. Костяк его жильцов с тех пор менялся не раз. И были среди них и представители обкома, и руководители подразделений промышленных предприятий, передовики производства, высшие чины структур охраны закона и порядка, и те самые спецы-инженеры, и рядовые трудящиеся.

Таунхаус в центре города

Фото:Дмитрий Ярощук

…Сегодняшние самые-самые старожилы живут здесь с 60–70-х годов. Людмила Евсеевна с супругом, оба работники завода «Химволокно», получили здесь квартиру от предприятия в 1968-м.

Фото:Дмитрий Ярощук

– Когда заехали, оба входа в квартиру у нас ещё работали, вместо просторных тамбуров были легкие деревянные веранды с навесом. И печка ещё была параллельно с центральным отоплением. Мы её зимой топили иногда, пока сын маленький был. Во дворе углярочка была, – вспоминает жительница Жуковского, 3. – Сегодня самый большой плюс нашего дома – что он от дорог и главной магистрали закрыт соседними зданиями, очень тихо у нас, спокойно.

Нонна Алексеевна с мужем Виктором Ивановичем живут здесь с 1975-го. В их квартире, к слову, частично сохранилась аутентичная 30-м планировка: на первом этаже – кухня, зал, ванная с уборной и небольшая кладовка под лесенкой, на втором – две спаленки и небольшой кабинет. Комнаты почти идеально квадратные, хоть и небольшие, но очень естественные и геометрически приятные.

– С момента заселения мы почти ничего и не меняли, так, по мелочи: тамбур немного расширили, остеклили балкон да парадный вход заделали, – говорит хозяйка. – В других квартирах жильцы перепланировку делают, комнаты объединяют, сауны мастерят, лестницы меняют на винтовые. А нам с дедом и так хорошо, особенно летом, когда всё в зелени да в цвету, будто в частном доме на природе живем.

Современный вариант планировки и лесенки в 3-комнатной на Жуковского, 3. Фото: Дмитрий Ярощук

Впрочем, за годы и сам дом немного изменился. В 50-е еще, как прежние жильцы успели рассказать нынешним, в центральной части дома действовали прачечная с большой сушильной (вероятнее всего, как раз на третьем этаже) и детская игровая комната. Ныне всего этого нет, да и крышу с мансардной частью реконструировали еще в советские годы, а в конце 80-х провели первый капремонт. В наши дни исторический дом, к слову, тоже понемногу подновляют. В 2016-м заменили кровлю на современную. Но самый большой сюрприз наш герой преподнес годом ранее, в 2015-м.

– Меняли канализационные выходы, которые от дома идут. Так вот они оказались деревянными, представляете?! И как долго продержались, служили более 80 лет жильцам. Да и сам дом очень крепкий, ни трещинки не пустил за столько лет. И это удивительно, особенно если учесть, что он стоит на месте с активными грунтовыми водами, – говорит Светлана Липчанская, инженер РЭУ-21, в ведомстве которого дом находится с 1995 года (а до этого он числился на балансе Кемеровогражданстроя).

Фото: Марина Туманова

В 80-е и 90-е во дворике-курдонере зимой заливали для ребятишек каток, летом там же работала детская площадка, опрятный палисадник был с цветниками. А напротив, за легким витым заборчиком, стоял детский сад, за ребятишками можно было приглядывать, не выходя из дома. Удобно.

К слову, современных жильцов наш исторический герой тоже очень даже привлекает.

Фото:Дмитрий Ярощук

– Мы вообще частный дом хотели приобрести. Но рассматривали разные варианты, в Щегловском переулке, например, дома с террасами. А потом попалось объявление, мол, продается таунхаус на Жуковского, 3 – в самом центре города. И всё. Купили. Четыре года уже живем, очень нравится. Супруг у меня рукастый, ему здесь самое раздолье: стайка, гараж, подпол, кладовка, оградку вот для палисадника сварил, собирается сауну обустраивать… – рассказывает Ольга.

Она сама, к слову, по специальности инженер-химик. Очень символично для дома ИТР…

Так выглядит довольно просторная улица Жуковского, декабрь 2021 г. Фото: Марина Туманова

Ныне окрестности его выглядят, конечно, не так живописно, да и само здание время не то чтобы очень пощадило. И всё-таки есть в нем своя невероятная притягательность. Он будто живой.

Стоит себе в укромном уголке старенького квартала Соцгород, создает атмосферу какого-то почти ощутимого особенного уюта и… вот уже 88 лет продолжает верно служить своим постояльцам.

Фото: Дмитрий Ярощук