Марина ТУМАНОВА 

Фото: Роман Куреляк

Новый герой спецпроекта «Жил-был дом» отвечает всем нашим любимым требованиям. Он и возрастной конструктивистский – родом из середины 1930-х. И один из первых многоэтажных в городе вообще, и первый 4-этажный в кварталах привокзального Соцгорода в частности. Дом построен по авторскому проекту, имеет богатую контрастную историю. Он и яркий представитель плеяды первого комфортабельного жилья со всеми удобствами для советских трудящихся. И часть архитектурного ансамбля улиц Черняховского и Дарвина. Ну и прочее, о чём в подробностях расскажем далее.

А еще наш герой – важная часть первой в истории Кемерова комплексной реновации жилого квартала.

Реновация привокзального Соцгорода

Идея ее возникла сразу после того, как были построены первые строчные дома по схеме Эрнста Мая. То есть буквально пару лет службы спустя! В 1933-м понимание того, как должен выглядеть Социалистический город, поменялось. Страшненькие стандартные дома ему больше не соответствовали, и нужно было с этим что-то делать. Причем строить капитальное жилье надо было не только в Соцгороде, но и на Притомском участке, и по возможности где-нибудь еще. Того требовали и большие перспективы будущего промышленного центра, и высшее руководство страны, и увеличивающееся количество кемеровчан.

Вот только как это делать, что именно и по какому конкретно плану – было непонятно. Город после отказа от всех ранее принятых схем застройки на неопределенный срок вообще остался без какого-либо четкого проекта. Разработку его доверили новосибирскому Горстройпроекту. Но она требовала времени. Специалисты для начала работ приехали в Кемерово только в декабре 1934-го, а сам итог работ представили лишь в 1936-м.

В этот краткий миг за разработку горящих проектов первоочередного строительства взялись наши местные специалисты новообразованного Кемпроекта. Как пишет наш эксперт Ирина Захарова в книге «Кемерово: город-сад, Соцгород, город-ансамбль», эскизные планы застройки новых кварталов предусматривали на 1934 год строительство каменных 4-5-этажных домов, которые должны были «дать архитектурное лицо города» и иметь для этого надлежащее декоративное оформление.

План застройки кварталов Соцгорода. Кемпроект, 1935 год. Фото: книга И.В. Захаровой «Кемерово: город-сад, Соцгород, город-ансамбль».

 

Самые нарядные здания, понятно, предполагалось строить по периметру кварталов. В привокзальном Соцгороде, в частности, такие многоэтажные дома должны были прикрыть собой «маловыразительное 2-этажное» полубарачное непотребство. Для чего часть выстроенных в 1932-33 годах домов, понятно, планировалась к сносу. 

В современном квадрате Черняховского, Коммунистической, Рукавишникова и Дарвина, где фибролитовое временное жилье делило территорию с частными усадьбами, вообще планировали построить порядка десяти многоэтажных зданий. Включая, конечно, и парадный архитектурный ансамбль вдоль титульных улиц. Дом на Черняховского, 1 – как раз его часть.

Парадный фасад, вид со стороны улицы Черняховского. Фото: Роман Куреляк

 

Проект и автор 

Автором здания стал техник-инженер Кемпроекта Донат Федорович Зезин. Как вспоминал архитектор Лаврентий Донбай (очевидец и участник строительства большого Кемерова), в 30-е Зезин был одним из самых опытных и плодовитых специалистов. Серьезно работал над многими масштабными проектами: первым звуковым кинотеатром «Москва», зданием Делового клуба, 5-этажными домами для Кировского района. И левый берег – будущее сердце большого индустриального города – без его внимания, конечно, тоже не остался.

В 1934-м Донат Федорович разработал проект титульного, углового четырехэтажного дома. Эстетичного снаружи и комфортабельного внутри – с квартирами в несколько изолированных комнат, вместительными балконами и «всеми доступными санитарно-техническими удобствами в виде ванн, душей, канализации и водопровода» в соответствии с современными на тот момент требованиями.

Фрагмент проекта реконструкции квартала Соцгорода в границах улиц Коммунистическая, будущих Рукавишникова, Дарвина и Черняховского. Горстройпроект, 1936 год. Фото: книга И.В. Захаровой «Кемерово: город-сад, Соцгород, город-ансамбль».

Проект в итоге утвердили для повторного применения. В Соцгороде он был реализован четыре раза, на углах вышеозначенного квартала (на фото вверху). Еще один зезинский «отпрыск» из той же серии украсил угол Островского и Весенней. А самым первым в этой череде воплощений стал именно наш исторический герой.

 

Хроника строительства 

Весной 1934-го план застройки в 1-м квартале Соцгорода был представлен на суд общественности. А следом начали выходить извещения о сносе домов, которые мешают будущему строительству. Жителям предоставляли квартиры или территорию для переноса жилья. У тех, кого эти варианты не устраивали, дома выкупали. В общем, вполне себе стандартные процедуры, почти аналогичные современным.

 

Фото: газета “Кузбасс”, 1934 год.

В конце мая 1934-го на 2-й Октябрьской улице (будущей Черняховского) начинается строительство. Читаем в газете «Кузбасс»: «Жилкомстрой приступил к постройке двух 4-этажных домов для рабочих Кемеровокомбинатстроя. Дома строятся в 1-м квартале Соцгорода. Земляные работы уже закончены». Один из этих домов – наш герой. Вообще почти всю историю его строительства можно проследить по заметкам и репортажам.

Из-за разных технических накладок строительство шло медленно. То разметку неправильно сделают, то каменщиков нет, то бут для фундамента не вовремя и не в тех количествах подвозят… То вдруг место строительства – с болотистыми почвами и активными грунтовыми водами – начнет сомнения у инженеров вызывать. Несколько раз площадка вообще уходила на консервацию. Почти год стройка шла ни шатко ни валко. Но к весне 1935-го строители взяли себя в руки, и на волне соцсоревнований дело наконец-то пошло.

Причем пошло сразу на пяти запланированных к строительству домах, включая дом буквой «Т» с «розовым магазином». Где-то только-только уложили фундамент, где-то разметку провели, где-то начали кирпичную кладку. Ну а наш дом-герой к октябрю уже щеголял своей четырехэтажной высотой. Штукатуры-маляры приступали к внутренней отделке квартир, плотники – к настилке полов. Строительство – на финишной прямой!..

Фото: Государственный архив Кемеровской области

 

1936-й – год сдачи здания в эксплуатацию – запечатлен на редком ретро-фото тех времен (выше). Красавец дом высится над деревянным частником и рядами одинаковых стандартных двухэтажек. Знаменует начало новой домостроительной эры большого Кемерова.  

Слева уже построены два этажа будущего дома с «розовым магазином» на Черняховского, 3. Его сдадут ровно через год. В 1938-м начнут заселять дом на Рукавишникова, 6 – полного близнеца нашего героя, а в 1939-м – здание на Рукавишникова, 14 с большим аптечным магазином на первом этаже.

Рукавишникова, 6. Фото: газета “Кузбасс”, 1938 год.

Еще в 1935-м в кварталах Соцгорода началось первое благоустройство. Жители на субботниках высаживали близ своих и новых строящихся домов деревья и кустарники. Специалисты городских служб проложили дороги, соорудили деревянные тротуары вдоль основных улиц, 2-я Октябрьская будет в их числе. Появился здесь и свой сад, детская и теннисная площадки рядом с Деловым клубом, небольшой цветочный сквер у одноэтажного универмага поблизости. В строй вступили две парокотельные, к новым домам подвели отопление, а следом и линии водопровода и канализации.

 

Универмаг в Соцгороде, 1935 год. Фото: Государственный архив Кемеровской области  

Мимо нового многоэтажного квартала пустили отдельную автобусную линию, а в самых первых проектах строительства трамвая 1935-36 гг. в Соцгороде даже запланировали трамвайную кольцевую.

Обновленным, похорошевшим, с развитой инфраструктурой встретил этот квартал новое десятилетие. И вплоть до конца 40-х Соцгород с его парадными ансамблями делил центральный статус с эстетичными кварталами Притомского участка. А многие кемеровчане центром города считали именно этот уютный уголок.

Квартал, и особенно часть с комфортабельными домами, считался престижным долгие годы. Старожилы вспоминают даже, что был у него этакий флер элитарности, потому что и в новые дома, и в усадьбы селили руководство главных гигантов кемеровской промышленности – коксохима и азотно-тукового завода – и угольных предприятий.

 

На розовой улице 

Что до нашего дома-героя, контингент сюда въезжал разный. И представители рабочих профессий, и учителя, и строители, и промышленники. Много было рабочих азотно-тукового завода, и руководству АТЗ здесь давали отдельные квартиры. Химпромовцев сюда селили почти до 90-х. Среди жильцов были педагоги и профессора политеха. А в 40–50-е здесь жили сразу два известных в Кемерове медика: хирург туберкулезного диспансера Татьяна Ивановна Козырева и офтальмолог Александр Фролович Шураев.

2- и 3-комнатные квартиры изначально планировали давать на семью. Но острая нехватка жилья внесла свои коррективы. Заселение шло покомнатно. Дом на 46 квартир превратился в густонаселенную коммуналку с более чем сотней жителей. И оставался таким несколько десятилетий. Последние квартиры на двух-трех хозяев расселяли еще в 80-е.

Дом Черняховского, 1 и окрестности в 1958 год. Вид от усадьбы по улице Дарвина, ныне от современного здания Черняховского, 1″А”. Фото: архив Павла Старостина

Впрочем, как говорят жильцы из тех лет, советские люди не были приучены роптать. Новая квартира, да хоть и с соседями, – зато свой родной уголок с водой, теплом и светом. 

Из числа жильцов, которые застали коммунальную жизнь на Черняховского, 1, – доцент КузГТУ Борис Хозяинов. В 1944-м комнату в квартире на 4-м этаже дали его отцу, служащему МВД. Прожили они здесь почти до конца 60-х. Под общей крышей их квартиры ютилось три семьи.

 

– Наши дома на Черняховского были оштукатурены в розовый. Так что не только магазин в соседнем с нами доме, но и весь этот отрезок так и звали – розовая улица. Скажешь кому – в розовом доме живу, – и людям было понятно, что это в Соцгороде, – вспоминает он любопытную деталь. А затем добавляет: мол, да, улица красивая была, и по ней в 40–50-е местные гоняли стада буренок на выпас за Магистральную.

 

Контрастное, должно быть, было зрелище!.. Впрочем, как и жизнь в самом доме.

Черняховского, 1 и соседний Черняховского, 3. Местами из-под многочисленных слоев штукатурки, и сегодня еще проступает родной розовый цвет. Февраль, 2023-го. Фото: Роман Куреляк.

– В 50-е мы с месяц почти жили с дыркой в потолке. Деревянное чердачное перекрытие, решетка, прогнило и вместе с частью балки рухнуло в нашу комнату. Хорошо, что нас с матерью не прибило, – вспоминает Борис Петрович.

Крышу потом, конечно, починили. А полностью и навсегда строительные огрехи 30-х, к слову, здесь устранили в 2013-м. Крыша теперь, считай, новая. В плане же коммунальных удобств и функционала дом сразу был на высоте.

– И ванная, и туалет у нас были рабочие. Воду горячую начали подавать в 58-м. На кухне, как водится, печь была. Комнаты – полный метр, высокие потолки, много воздуха. На кухне под окошком даже были предусмотрены специальные шкафчики, которые мы как естественные холодильники зимой использовали. Хорошо продумано было это жилье, – отмечает наш собеседник.

 

«Этот дом любить надо!» 

…С ним согласны и современные жильцы. Комфортабельным дом остается по сей день. Ну а любители четкой геометрии и разных домостроительных изюминок из 30-х, вроде вытянутых окошек в ванных комнатах или вместительных балконов, а их в некоторых квартирах тут по два, так и вообще в восторге.

 

Фото: Роман Куреляк

А вот другая любопытная деталь – массивная кирпичная колонна в зале, которая образует удобные ниши. Нашлась в одной из квартир тех самых химпромовцев.

Фото: Роман Куреляк

– Заехали сюда прямиком из семейного общежития 40 лет назад. Условия даже сравнивать не буду, – делится хозяйка габаритной трехкомнатной Надежда Ивановна и имеет в виду и хорошее, и не очень.

Говорит, что квартиру приняли в жутком состоянии, с насекомыми, плесенью и бог знает чем еще. По достоинству оценить смогли только после капитального ремонта, причем не только в квартире, но и в подвале. Там, как выяснилось в ходе нашей исследовательской прогулки, сохранились стайки, которые жильцы с удовольствием используют и сегодня.

– И овощи храним, и соленья, и утварь разную – очень удобно. Наши мужчины – большие молодцы, привели подвал в порядок и поддерживают его, – говорит она.

У другого жильца здесь оборудовано даже что-то вроде столярной мастерской.

Фото: Роман Куреляк

– В подвале не продохнуть было. Сами делали вентиляцию, сливы. Грунтовые воды здесь по-прежнему шалят, весной подвал подтапливает, выкачиваю воду насосом, – рассказывает Александр Николаевич. – Когда заехали в дом лет 30 назад и подвалом занялись, лично вывез отсюда много угля. Здесь еще и склизы на подвальных окошках были, по которым топливо сюда засыпали для печей…

Ну а нынче здесь почти идеальный порядок. Нет ни сырости, ни затхлости, ни запахов неприятных. Есть свет – можно и исторический бутовый фундамент рассмотреть, и пронумерованные стайки, и те самые кирпичные колонны.

Фото: Роман Куреляк

– Такие по всему дому идут. Видимо, для укрепления конструкции их делали. Причем кладка в них настолько качественная, что прочнее даже железобетона. И ни один кирпичик за столько лет службы не треснул, – удивляется мастер РЭУ-21 Юрий Давыденко. Признается, что вообще такими историческими зданиями и строительными технологиями прошлых лет интересуется: – Взять дома 30-х годов. В одну эпоху построены вроде, но какие они все разные! И по архитектуре, и в плане строительства, просто диву даешься!

Фото: Роман Куреляк

К чести нашего дома-героя, построен он в целом качественно. И простоит еще долго.

– Этот дом любить надо, он хороший! – по-хозяйски с теплотой изрекает Александр Николаевич в финале нашей прогулки.

Фото: Роман Куреляк

Все так. Он любит, и его соседи, и другие жильцы. Любят, берегут, заботятся там, где по силам. А к одному добру и другое притягивается. За последние три года, например, полностью преобразилась прилегающая к дому территория. В 2020-м отремонтировали дорогу и тротуары на Черняховского…

Фото: Антон Мелентьев

…в 2021-м обновили внутренний двор дома. А в минувшем году реконструировали старенький сквер по соседству…

Фото: Антон Мелентьев

Красота и уют вновь вернулись сюда. И со всей теплотой, любовью жильцов, обновленными пространствами, кажется, нынче и сам дом помолодел. И будто вспомнил о своей былой стати первого многоэтажного в Соцгороде…

 

БЫЛИ И ЛЕГЕНДЫ ДОМА НА ЧЕРНЯХОВСКОГО

В форме ГТО

Буквально из уст в уста передается в доме такая история. Про то, что три здания вдоль улицы Черняховского в таком порядке не просто так стоят. Черняховского, 1 – буквой «Г», соседний Черняховского, 3 – буквой «Т», Черняховского, 5 должен был быть в форме буквы «О». Ну а с высоты птичьего полета вся эта композиция должна была выглядеть как аббревиатура ГТО. Что в целом логично. Программа физподготовки с нормативами «Готов к труду и обороне» в 30-е как раз только появилась, была на подъеме. Так что почему бы и нет. Хотя реального подтверждения этому мы не нашли.

Несостоявшаяся буква “О” – дом Черняховского, 5, который так навсегда и остался двухэтажным. 1950-е. Фото: группа ОК “Мы из старого Кемерово”

Последний дом, который, кстати, тоже должен был быть 4-этажным, в букву «О» не превратили, оставили таким, как есть сейчас, – угловым и в два этажа. Всё потому, что грунтовые воды подмыли фундамент, дом начал проседать и дал трещину. В итоге строителям пришлось снять уже построенный третий этаж и сделать стяжку. Потому Черняховского, 5 еще и сдали позднее остальных его домов-братьев, в начале 40-х. А вот у этой части истории есть реальное подтверждение. О злоключениях здания в своих воспоминаниях рассказывал, например, Лаврентий Донбай.

Фонтан во дворе

На заре благоустроительных работ в общем дворе домов 1 и 3 на Черняховского планировали сделать фонтан. И даже чашу большую под него забетонировали. Но на том дело и встало. Остальные части так и не соорудили, воду не подвели. И только одна эта пустая грустная чаша зияла посреди двора, юным жильцам дома хорошо врезалась в память. В 50-е чашу убрали, углубление засыпали и сделали на этом месте пионерскую площадку с флагштоком. Вполне реальная история. Тем более что фонтаны во дворах тогда пытались устраивать много где.

Соцгород с высоты птичьего полета. Красным обозначен квартал 4-этажных домов, внизу – дома по улице Черняховского. Во дворе между 1-м и 3-м посажен небольшой сквер, внутри которого виднеется нечто напоминающее чашу фонтана. Фото: фрагмент аэрофотосъемки Кемерова, 1946 год.