Марина ТУМАНОВА

Фото: Дмитрий Ярощук

Первый летний выпуск «Экополиса» решили посвятить уникальному водному объекту. Нашей малой труженице, что течёт с юга на север сквозь большой индустриальный город и в самом его сердце – историческом центре Кемерова – впадает в матушку-Томь. Невзирая на многолетнюю антропогенную и техногенную нагрузку, Искитимка по сей день остается живой рекой. Что уже само по себе удивительно! По-прежнему зелены её берега, обитаемы воды, а в пышных зарослях приют находят сонмы разнообразных существ.

Эта водная артерия сегодня, подобно нашему могучему Сосновому бору, является своеобразным оазисом дикой природы. Да, природы не совсем первозданной, претерпевшей различные метаморфозы, но все-таки естественной. С её тайнами и особенностями предлагаем познакомиться сегодня.

Возвращение к основам…

Своё начало наша малая река, а официально называется она всё-таки Большая Камышная (Искитимкой зовется лишь часть в низовьях), берет от слияния двух мелких речек – Камышинки и Крутой – близ поселка Дедюево в Топкинском районе. Оттуда вьется заковыристыми зигзагами многие километры до самого устья, по пути вбирая в себя ещё с дюжину мелких речек и ручейков.

В том числе уже в городской черте её воды пополняют Малая Камышная в районе жилого района Пионер, Куро-Искитим в районе Южного и – уже как Искитимку – ручей Суховский в районе Геологоразведки. Также река проделывает путь по микрорайонам Комиссарово и Плешки, части Заводского района и омывает берега парковых зон Центрального.

Фото: Дмитрий Ярощук

Издревле славилась река своими широкими удобными поймами с песками, галькой и гравием, а также богатыми влажными лугами по берегам и черноземами в долинах, чем собственно и привлекала поселенцев. Первые деревни на Большой Камышной известны ещё с XVII века. Что до реки в центральной части города, частником берега Искитимки начали обрастать в начале XX века. Добрые приречные земли горожанам служили без малого 50 лет.

Старожилы помнят Искитимку многоводной, с глубокими омутами и огромным количеством родников. Большие и маленькие чистые студеные ключи открывались вдоль всего русла, в том числе и на берегах в центре города. До войны, например, мощный родник бил прямо на месте Искитимского моста на проспекте Ленина.

Искитимка в районе парка Победы, 1962 год. Фото: ГАКО

В водах малой речки ловили карпов, карасей, вьюнов, чебака, а то и молодь хариуса заплывала. Росло и колосилось всё на разбитых по берегам огородах, которые каждую весну Искитимка солидно удобряла питательным илом, выходя из берегов. А выше верениц домиков на правобережье (там, где сегодня раскинулись кварталы вдоль Октябрьского проспекта) простирались роскошные пастбища, разнотравные луга с целыми полянами лесной земляники и кустиками черной и красной смородины. Не облюбованные людьми побережья плотно укутывали дикие ивняки или обрамляли небольшие березовые колки, и разнотравных поляночек было не счесть…

Долины малой речки за мостом по пр. Ленина, вид от здания ГУ МЧС в сторону ул. Сибиряков-Гвардейцев, 1973 год. Фото: ГАКО

…С тех самых пор наша малая река претерпевает различные воздействия и трансформации, и особенно сильные – в черте города. Строительство крупных автомобильных мостов, обустройство парковых зон между проспектами Ленина и Советским, которые в конце 70-х пришли на смену частной застройке. Возведение в пойме Искитимки современных жилых комплексов и общественных зданий.

Вид поймы Искитимки между Университетским мостом и Томью, 1983 год. Фото: ГАКО

И в наше время кипят работы на её берегах. И кажется, что от дикого, дышащего свободой речного края вот-вот не останется и следа.

Июнь 2022-го. Фото: Дмитрий Ярощук

Но… вновь поднимается густой ивовый лес там, где еще вчера работал земснаряд и намывали дамбу, сплетает ветви в густые кроны, нянчит птичьи гнезда. С новой силой тянутся ввысь луговые травы. Вновь природа являет чудеса, возвращается к основам…

Река с множеством лиц

…С этого самого места в устье реки мы и решили начать наше исследование. Знакомый многим железный мостик, ведущий от ЖК «Каравелла» к бывшим Заречным, ныне утопает в зелени. Осины, клен, три вида могучих ив густо обрамляют водоем, хранят его и приречные почвы от пересыхания, укрепляют берега. Всё как и положено в дикой среде.

Фото: Дмитрий Ярощук

Вдоль узкой тропинки по берегу – высокий мощный травостой, крепко разбавленный сорняками. Лопухи, осот, заросли крапивы, белой мари пытаются оспорить территории у исконных для этих мест злаков и бобовых, но тщетно. Типичные представители прибрежной флоры так просто не сдаются.

1.Полянка полевых злаков. Фото: Дмитрий Ярощук, 2.Обильные заросли крапивы, 3. Будра плющевидная, 4. Виднеются колоски сборной ежи. Луговые представители теснят сорные травы.Фото: Марина Туманова

– Луговые травы здесь мощные. Та же ежа сборная в половину человеческого роста поднимается, а плющевидная будра крупнее даже, чем в Сосновом бору, – констатирует наш эксперт, специалист кузбасского естественнонаучного центра «Юннат» Светлана Ширяева, и поясняет: – Так хорошо здесь всё растет и колосится, потому что почвы богаты влагой. А убери отсюда крапиву и лопухи – и вот они, прежние настоящие пойменные луга.

…В прибрежных зарослях раздаются трели горихвосток и стрекотание дроздов. Синегрудая варакушка промелькнула средь листвы. С грозным низким звуком медленно кружит над заводью ярко-желтый шершень. По сухим веточкам черной блестящей полосой под изумрудный полог прошмыгнула молодая гадюка. Пахнет рекой, терпковатыми ароматами зелени, воздух становится ощутимо густым от влаги, если бы не легкий речной бриз – точь-в-точь амазонские джунгли. Образ тропического леса, пока пробирались сквозь кущи клена и ив, обвитых хмелем, будто лианами, в голову приходил постоянно.

Хмель — типичное растение для влажных прибрежных лесов. Фото: Светлана Ширяева

В самой глубине обнаружилась поляночка папоротника-страусника (на фото ниже) – типичного для наших пойменных лесов и редкого краснокнижного для ряда регионов России.

Фото: Дмитрий Ярощук

А ближе к воде сорные бурьяны и даже вездесущий американский клен отступили, и взору открылась светлая прозрачная роща молодых тонкоствольных ив. Удивительное зрелище!

Фото: Марина Туманова, Дмитрий Ярощук

Совсем другой предстает природа Искитимки на правобережье в районе парка Победы. Агрессивные синантропы заполонили здесь практически всё. Лишь изредка попадаются островки лесных и луговых растений, робкие колоски овсяницы, белые зонтики лесного купыря, лекарственные дудник и вероника длиннолистая. Виды полезных благородных трав здесь можно пересчитать по пальцам.

1.Вид противоположного берега парка Победа. Фото: Дмитрий Ярощук, 2. Марь белая (сорное растение). Фото: Светлана Ширяева, 3. Ярутка полевая (сорное растение). Фото: Дмитрий Ярощук, 4. Вероника длиннолистая (лесное и луговое растение), 5. Василистник малый (лесное и луговое растение), 6. Дудник (или дягель) лесной (лесное и луговое растение), 7. Икотник (сорное растение), 8. Купырь лесной (лесное растение), 9. Льнянка или дикий львиный зев, обычное растение паровых полей, садов и городов. Считается сорняком, но полезным, ибо – хороший медонос, а также используется в медицине, 10. Подмаренник мягкий, обычно растет в лесах, на суходольных и заливных лугах. Кормовое и лекарственное растение. Фото: Светлана Ширяева, 11. Борщевик, 12. Садовая малина — отголосок частных подворий с огородиками, которые некогда обретались на берегах Искитимки. Фото: Дмитрий Ярощук

В районе парка «Антошка» – вновь прохлада прибрежного леса, где гибкие ивы делят территорию с вязами, тополями, соснами и кленами. Под плотными кронами меж стволов и сплетений ветвей – таинственные тропинки-коридоры. Свет сюда проникает едва-едва, нет привычных пышных трав, как и в ещё более дремучих непролазных дебрях за мостом на проспекте Ленина.

Фото: Марина Туманова

И оттого как истинное чудо выглядят здесь робкие нежные цветочки вечерницы сибирской, или ночной фиалки, нашего эндемика и краснокнижника для ряда территорий страны. А несколько лет назад в долинах Искитимки встречались и другие редкости из числа сибирских орхидей – венерин башмачок, пальцекорник и любка двулистная.

Вечерница сибирская или ночная фиалка. Растет в сырых приречных лесах, по опушкам лесов и в зарослях кустарников. Эндемик Сибири, занесен в Красные книги Саратовской области, Республики Татарстан, Удмуртской республики и Республики Марий Эл. Фото: Марина Туманова

Пасторальными пейзажами встречает малая речка в районе мостика на улице Центральной в Комиссарове. В теплом моросящем дожде раздается приглушенное, но отчетливое кукование. На опоре над рекой примостилась кукушка. Лохматые сочно-зеленые заросли ив и кленов обрамляют берега…

Фото: Дмитрий Ярощук

…А встречаются и милые выкошенные поляночки с березами, рябиной и тополями.

Фото: Дмитрий Ярощук

Дрожат от капелек полевые вьюнки и нежно-синие цветочки ночной фиалки, сурепка обдает округу сладковатым ароматом. Ярко-розовые шапочки полевого клевера жмутся к кромке воды, а рядом хвощ, аптечная ромашка… Вот показался и привычный речной берег с галькой и глинистыми утесами. Природа дышит покоем в здешних местах.

Фото: Марина Туманова

А сколько там ещё вдоль всего русла других, непохожих нарядов у Большой Камышной?!..

Общий дом для всего живого

На обитателях Искитимки остановимся отдельно, ибо их уж совсем как-то непривычно много для реки в самом центре индустриального мегаполиса. В водах её, например, хоть им ещё и далековато до уровня чистоты начала прошлого века, вновь стали водиться породистые рыбы вроде ельцов, пескарей и карасей. Иногда даже плотва, щука и окуни заходят, к большой радости пушистых охотников из числа куньих.

За рыбалкой американской норки, которая уже не впервые обнаруживает свое присутствие на Искитимке, этой весной повезло наблюдать юннатам из Дворца творчества Ленинского района.

Норка с добытой на Искитимке рыбой, весна 2022-го. Фото: Елена Радостева

– В мае были с ребятами на экскурсии на Искитимке в Заводском районе. Удалось даже фото сделать с уникальным моментом охоты. Норка поймала, как после ребята опознали, окуня. Довольно большого в сравнении с её размерами, – делится педагог-организатор Дворца творчества Елена Радостева.

В прошлом году в долине малой речки в центре города несколько раз видели бобров. Ондатры – вообще постоянные обитатели её берегов и вод, в объективы фотографов-натуралистов попадают часто. Наша исследовательская прогулка не стала исключением, спешно плывущую по делам ондатру на Искитимке лицезрели в районе парка «Антошка».

https://www.youtube.com/watch?v=rWGkhlCMybA

Омовение молодого бобра горожане засняли на Искитимке в районе парка Победы, май 2021-го. Видео: ПодборАвто142

В пойме исследователи находили также следы присутствия ласки, колонка и горностая. Прибрежные заросли в устье любят и бурундуки. Периодически сюда приходят зайцы, а в 90-е одно лето даже лиса жила.

А сколько разных птиц сюда летит! Ну с представителями утиных всё понятно. Кемерово – город с лесными, озерными и болотистыми корнями. Водоплавающие птицы любят его с очень давних пор. Про добрую утиную охоту, которая здесь была ещё в 30-е годы, по сей день легенды ходят.

Кряквы на берегу речки в парке «Антошка», июнь 2022-го. Фото: Дмитрий Ярощук

В чистой рыбной речке утки, понятно, тоже обитали с незапамятных времен. Правда, не в самом центре, где на берегах жизнь кипела. Сюда представители утиных только к 80-м добрались. Первые смелые тогда же начали и на зиму оставаться в открытых полыньях на слиянии с Томью. С середины 90-х чирков-свистунков и крякв на Искитимке в районе парков начали наблюдать уже с выводками птенцов.

Постепенно птицы осваивали эти места. А сегодня их тут уже сотни обитают. И нет-нет да заметишь среди пестрых селезней то чернеть, то шилохвость, то большого крохаля, то свиязь. Они, может, гнезд пока в центральной части, в отличие от вездесущих выносливых крякв, не вьют, но залетают – это факт.

1,2 В этом году в центре гостят озерные чайки. Фото: Дмитрий Ярощук, 3.Вместе с утками чайки охотно лопают гостинцы от посетителей парка «Антошка». Фото: Марина Туманова

И цапли сюда наведываются. Лет пять назад было дело, семейство стройноногих даже нянчило птенцов в скрытых от людских глаз заводях близ ЖК «Родные берега». Залетают кулики, крачки и чайки. И даже чудо чудное с эстетичными длиннопалыми салатовыми лапами – водяная курочка, или камышница, – встречается иногда. Это она, видимо, по старой памяти, ведь, согласно орнитологическим наблюдениям, «с 1991-го по 1995 год в пойме Искитимки в центре Кемерова в заболоченном озерке наблюдалось ежегодно по одному выводку». Камышницу регистрировали с 4-5 птенцами.

Камышница или водяная курочка, 2021 год. Фото: Екатерина Комарова

Ну да что мы всё о водных и околоводных. В прибрежной растительности обитает ещё много кто. Зимородки и зеленушки, желтые и горные трясогузки, соловьи, мухоловки, белые лазоревки, скворцы, коноплянки, славки, гнездятся черноголовый чекан и камышевка… И совы, бывает, заглядывают, а черные коршуны вообще всё лето патрулируют полянки на берегах в поисках дичи. Если всех вместе сложить, как отмечают местные бердвотчеры, порядка 80 видов разнообразных пернатых наберется.

С насекомыми здесь тоже порядок. Одних только бабочек в долинах реки обитают десятки видов, от обычной крапивницы до редкого павлиньего глаза. В устье встречаются краснокнижные шмели. А пару лет назад обнаружился и редкий для наших мест южнорусский тарантул, или паук-мизгирь. Буро-рыжий лохматенький паучок размером около трех сантиметров примечателен своими довольно глубокими норами, в которых он живет и из которых охотится на других насекомых, прямо как большой грозный паучище из амазонских тропиков.

Пусть и редко, но встречаются на малой речке и амфибии – остромордые лягушки, и, как выяснилось, ещё и змеи неровно дышат к её заросшим пышной зеленью берегам.

Фото: Дмитрий Ярощук

…Жизнь на Искитимке кипит очень насыщенная и разнообразная, прямо как в большом общем доме. Повинуется законам мира дикой природы, подстраивается к меняющимся вокруг неё условиям, делает наш город по-особенному уютным и ничего не требует взамен. Ну кроме, пожалуй, бережного к ней отношения…